Большой открыл 241-й театральный год кинокапустником — остроумно, а иногда и уморительно смешно, вспомнив премьеры и памятные события прошлого сезона. Под монолог персонажа Татьяны Дорониной из фильма "Старшая сестра": "Вы любите театр? …Ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!" — сменялись крупные планы оперных героинь. Голосом Евгения Леонова из картины "О бедном гусаре замолвите слово" к артистам обращался Римас Туминас: "Братцы мои! Дорогие… плебеи и фавны! Фурии также… и остальные… гетеры!" Особое оживление в зале пробежало под реплику: "Бабу Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своем коллективе". Махар Вазиев сладко "запел" итальянские шлягеры, ведь в ГАБТ он пожаловал из "Ла Скала", где тоже руководил балетной труппой. Под песню Пахмутовой "Опустела без тебя земля" камера проследовала по пустым коридорам, передавая привет Антону Гетьману, экс-заместителю гендиректора Большого. Самому гендиректору, Владимиру Урину, достался голос Игоря Ильинского из "Карнавальной ночи" и произнесенная им фраза: "Официально заявляю, что за все, что здесь сегодня было, я лично никакой ответственности не несу!"
Торжественная часть была краткой: вице-премьер Ольга Голодец после высокой оценки сделанного вручила благодарности правительства РФ работникам коллектива. Отличившиеся сотрудники театра приняли премии попечительского совета из рук его председателя Александра Жукова.
Музыкальный руководитель — главный дирижер ГАБТа Туган Сохиев представил череду оперных новинок. Они впечатляют. "Манон Леско" Пуччини поставит к 16 октября режиссер Адольф Шапиро, оркестр поведет итальянский дирижер Ядер Биньямини. В титульной партии — оперная дива Анна Нетребко. Новая сцена ждет встречи со сложным и малоизвестным произведением Бриттена "Билли Бадд". Спектакль, рассчитанный только на мужские силы, станет совместной постановкой с Английской национальной оперой: режиссер — Дэвид Олден, дирижер — Уильям Лейси. Под занавес января на Исторической сцене — концертное исполнение "Путешествия в Реймс" Россини. Опероманы предвкушают новую работу Сохиева, покорившего публику своими тончайшими интерпретациями. Маэстро Сохиев представит и летнюю премьеру — "Снегурочку" Римского-Корсакова, ее воплотит на Исторической сцене гость из Музтеатра Александр Титель.
В феврале на Новой сцене — событие, которое готовится ГАБТом в тандеме с Екатеринбургской оперой: Большой пригласит на первый показ "Идиота" Мечислава Вайнберга, гости представят в Москве его же "Пассажирку". Эти спектакли дадут веский повод провести научную конференцию о творчестве талантливого композитора.
В декабрьском блоке оперы "Дон Карлос" Верди примет участие Дмитрий Хворостовский — еще один небожитель и тоже дебютант в постановке Большого. Звездопад продолжат Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Екатерина Губанова, Ольга Перетятько.
Руководитель балетной труппы Махар Вазиев начал речь с благодарности танцовщикам, блистательно проведшим гастроли Лондонского марафона. Основной хореографической темой станет юбилей легендарного Юрия Григоровича — художника, чье творчество во многом сформировало и нынешний балетный имидж главного театра страны. Чествования продлятся два первых месяца 2017-го. Для фестиваля Юрия Николаевича запланирована серьезная работа: к девяти афишным спектаклям добавятся еще два — артистам предстоит вспомнить "Золотой век", а пышная "Раймонда" переедет на Историческую сцену.
Весной на Новой сцене — "Этюды", экзерсис датского классика Харальда Ландера, и российская премьера "Клетки" Джерома Роббинса. Под занавес сезона Большой театр решил второй раз войти в одну и ту же реку. Творческое трио (композитор Илья Демуцкий, режиссер и сценограф Кирилл Серебренников и хореограф Юрий Посохов), сочинившее балет "Герой нашего времени", представит оригинальный спектакль о Рудольфе Нурееве. Состоятся вечера Леонида Лавровского и Юрия Владимирова — танцовщиков, которые, по справедливым словам Вазиева, вошли в историю не только Большого театра, но и мирового. Поздравит родной коллектив и примадонну Маквалу Касрашвили. Готовятся вечера памяти Галины Вишневской и Мариса Лиепы.
Стремительно набирают популярность прямые трансляции балетных спектаклей в кинотеатрах всего мира. Проект "Большой балет в кино" получил оглушительный резонанс. Первым в параде воскресных показов станет "Золотой век" двух юбиляров, Дмитрия Шостаковича и Юрия Григоровича.
На сборе труппы в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко трудно было не заметить некоторого замешательства. Летом директор коллектива Ара Карапетян оставил пост по собственному желанию. Причина подобного волеизъявления неизвестна. Продолжаются потери и в составе солистов балета, пополнившие список из 13 танцовщиков, устроившихся в других театрах год назад. Сейчас тройка ведущих репетирует в Германии с Игорем Зеленским — руководителем труппы Музтеатра и арт-директором Мюнхенского балета. Неявка Зеленского на встречу с коллективом — факт странный, однако показывающий приоритеты "дважды худрука".
Еще одно разочарование — отсутствие фильма, всегда отличавшегося тонким юмором и высоким профессионализмом. Вообще традиция киношных отчетов о минувшем сезоне, подхваченная и растиражированная сегодня разными театрами, родилась именно в "Стасике".
Сбор труппы открыл худрук оперы Александр Титель, представив нового гендиректора Антона Гетьмана — именно о нем вспоминали в ролике Большого. Гетьман признался, что только входит в курс дел, и поздравил всех с наступающим 98-м сезоном.
Оперные планы показались интересными. Уже в ноябре появится "Пиковая дама" Чайковского в постановке Тителя (на эти же дни выпадает важная дата для самого режиссера: он плодотворно трудится в Театре на Большой Дмитровке ровно четверть века). Дирижировать великой музыкой будет маэстро Александр Лазарев, а сценическое пространство "прорисует" Сергей Бархин.
Весенняя премьера объединит две оперы XX века: ораторию Игоря Стравинскоко "Царь Эдип" и одноактовку Белы Бартока "Замок герцога Синяя борода". Над обеими размышляет Римас Туминас, успешно поставивший в Большом "Катерину Измайлову". Темы античных страстей и сумрачные тайны герцогского замка — из тех, что тревожат и вдохновляют руководителя Вахтанговского театра. В Стасик Туманис придет со своим соавтором, художником Адомасом Яцовскисом. В плавание по сложным партитурам оркестр поведет главный дирижер Феликс Коробов.
Балетные планы гораздо тусклее. Фактически появится только один спектакль, правда, замечательный, — "Ромео и Джульетта" английского классика Джона Кранко. Случится это только в июне, а весь сезон, думается, поредевшая труппа будет "ковать и выращивать" кадры, которые смогут заменить исчезнувших солистов. Впрочем, оснований для пессимизма быть не должно, театр уже переживал непростые времена и переживал их с честью. Тем более, что в труппу влилось пополнение. В марте на Малой сцене продолжит свою работу Мастерская молодых хореографов "Точка пересечения".