На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 3298; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
13/1095 лет со дня рождения Софьи Головкиной

Софья Николаевна Головкина – народная артистка Советского Союза, лауреат Государственной премии СССР, одна из ведущих танцовщиц Большого театра 1930-1950-х годов. 40 лет – бессменный директор Московского хореографического училища, которое по ее инициативе было преобразовано в Академию хореографии. Педагог, воспитавший целое созвездие балерин, ставших гордостью русского балета. Сегодня, 13 октября исполняется 95 лет со дня рождения Софьи Головкиной.
1286953555_golovkina.jpgСофья Головкина родилась в Москве в 1915 году. Девочкой Соня могла часами импровизировать дома и на школьных вечерах. Когда ей исполнилось 11, ее приняли в балетное училище Большого театра, которое находилось тогда на Пушечной улице – недалеко от дома, в котором жила ее семья. По окончании училища молодую балерину пригласили в труппу Большого театра. Уже в первом сезоне она исполнила партии главных героинь в балетах «Тщетная предосторожность», «Три толстяка» и «Щелкунчик».
«Нас учили очень хорошо, - вспоминала позже Софья Николаевна. - У нас были прекрасные педагоги - Чекрыгин, Семенов, Гердт, Кожухова. Они вкладывали не только свою душу, не только свои знания, они как бы продолжали жить в нас. Какая богатая и интересная жизнь у балерины! Сегодня ты Одетта-Одиллия, завтра Раймонда, послезавтра Коппелия. Это не просто разные спектакли, это характеры, эпоха, стиль. Я жила страстями моих героинь и старалась, чтобы зрительный зал был увлечен вместе со мной».
Вот что вспоминала о годах учебы Ольга Васильевна Лепешинская: «Мы с ней еще в школе учились, но она была старше меня на один год. Соня – Софья Николаевна – выглядела очень хорошо. Она была великая. У нее были большие голубые глаза, она была такой изящной статуэткой. Очень красивые пальцы рук были, и она умела обращаться с ними. Весь корпус, голова, плечи, шея – она была очень женственна. У нее была очень своеобразная манера танцевать, не похожая на мою или на какую-то другую соученицу. Свой стиль, и мне кажется, что этим она могла гордиться».
Карьера балерины развивалась на удивление успешно и стремительно. Головкина быстро стала ведущей солисткой, а потом прима-балериной. Возможно, сыграла свою роль техничность, а может быть и уверенность, с которой она исполняла сложные вариации. По словам коллег, она никогда не робела на сцене, держалась уверенно и смело.
«Она была очень сильная танцовщица, - говорит Ольга Лепешинская. - Она делала великолепно фуэте, а я не умела! Представляете весь ужас моего положения?! Если бы Головкиной сказали сделать 64, она бы сделала эти 64 – настолько она была технически подтянута. Такое количество фуэте, да еще в таком темпе! Поклонники были в большом восторге».
Галина Степаненко, народная артистка России, ученица Головкиной вспоминает: «Софья Николаевна рассказывала нам такую историю: где-то на концерте или на спектакле во время действия она сделала 100 фуэте на одном месте. И после этого рецензии в газетах, все газеты писали, что "мадам Головкина делает 100 фуэте на почтовой марке"».
Балет был главным, но не единственным, что занимало танцовщицу. Ольга Лепешинская вспоминает, что тогда молодых артистов Большого чрезвычайно увлек комсомол – своей идеей, возможностью общаться с детьми на шефских концертах, чувствовать себя силой, которая меняет мир. Молодые балерины были общественницами. Когда было нужно, мыли полы в метро, во время войны сидели на крышах – тушили бомбы. Правда, с крыш артисток сняли по личному распоряжению Сталина. В холодном московском театре во время войны Софья Головкина по-прежнему выходила на сцену. В 1942 году Головкина получила звание заслуженной артистки СССР.
Злые языки говорили, что своей карьерой Головкина обязана первому мужу – балетмейстеру Федору Лопухину, который ставил балеты специально для нее (действительно, «Баядерка» и «Светлый ручей» - это были балеты «под Головкину»). И уж тем более второму - генералу Гайдукову. Так это или нет, выяснять нет смысла: публика не вдавалась в подробности, а просто получала удовольствие от профессионализма балерины. Именного Головкина по приглашению Сталина танцевала перед участниками Тегеранской конференции, именно она могла в любой момент заменить своих коллег на любом спектакле. Всего она исполнила почти три десятка партий на сцене Большого.
Когда карьера балерины завершилась, Софья Николаевна считала свою жизнь оборвавшейся, но… появился новый смысл, новая цель – руководство хореографическим училищем. При ней училище получило новое здание – на Фрунзенской набережной, ей же принадлежит идея преобразовать училище в академию.
Евгения Фарманянц, заслуженный деятель искусств России, профессор МГАХ говорил: «Она все время училась и все время хотела знать больше и прививать как можно больше. Поэтому она искала педагогов с новыми задачами, но она никогда не уходила от основ классического танца».
Классический танец не был догмой. Она приглашала давать классы Баланчина, вводила современные танцы, ставила вариации для своих учеников. «Ее балетмейстерское творчество, если говорить коротко, было направлено не на выявление своих балетмейстерских способностей, а на то, что выявило бы более выгодно и эффектно ученицу, - уверена Евгения Фарманянц. - Она меняла как балетмейстер какие-то вариации именно для учениц».
Михаил Лавровский, заслуженный артист СССР: «Софья Николаевная, Леонид Михайлович (Лавровский), Григорович – это те люди, которые не боялись рядом великих талантливых личностей в искусстве. Потому у них были ссоры, скандалы, увольнения с той и с другой стороны, но искусство поднималось наверх. Я читал о ней многие высказывания, книги о ней, ругающие Головкину. Это неправильно, на мой взгляд. Я сталкиваюсь с каким-то человеком в жизни, и он мне не нравится…. Но когда человек занимает другое положение – руководителя или директора,  и он в этом качестве действительно на свое месте, он может принести пользу. Она была на своем месте. Она была директор школы, талантливая, умная, сильная, добрая женщина».
«В училище она пользовалась огромным авторитетом, - рассказывает балетмейстер Алексей Ратманский. - Когда она проходила мимо по коридору, то сердце начинало стучать, девочки делали книксен, мы кланялись и волновались ужасно при встрече с ней. Она действительно была в очень хорошем смысле этого слова Хозяйкой. То, что бóльшая часть солисток Большого театра – это ее ученицы, говорит о действительно важном, большом педагогическом таланте».




Просмотров 7752




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео