Кто есть кто в танцевальном мире

Васильев Владимир Викторович.


Дата рождения:   30/11/1939
Место рождения:   
Город проживания на сегодняшний день:    
Награды, почетные звания:   . а. СССР, н. а. России Ленинская, Государственная премии СССР, две Государственные премии России, премии международных конкурсов, премия имени В. Нижинского "Лучший танцовщик мира", премия имени М. Петипа "Лучший дуэт мира" (совместно
Образование:   Московское хореографическое училище.
Дополнительная информация:   секретарь Союза театральных деятелей, академик Международной академии творчества и Академии российского искусства. С 1958 в балетной труппе Большого театра. Первоначально выступал в характерных ролях: цыганский танец в опере "Русалка", лезгинка в опере "Демон", Пан в хореографической сцене "Вальпургиева ночь". Г.Уланова предложила ему быть ее партнером в классическом балете "Шопениана". Она оказала огромное влияние на профессиональное и духовное формирование артиста. Поверил в его талант и балетмейстер Ю. Григорович, предложивший ему центральную партию в постановке балета С.С. Прокофьева "Каменный цветок". В. сразу завоевал признание зрителей и критики. Последовали другие главные партии: Принц ("Золушка"), Андрей ("Страницы жизни"), Базиль ("Дон Кихот"), Паганини ("Паганини"), Фрондосо ("Лауренсия"), Альберт ("Жизель"), Ромео ("Ромео и Джульетта"). Он был первым исполнителем сольной партии в "Танцевальной сюите", партии Иванушки в балете "Конек-Горбунок", Батыра в "Шурале", Раба в "Спартаке", Лукаша в "Лесной песне", Меджнуна в "Лейли и Меджнун", Солиста в "Класс-концерте", Петрушки в балете "Петрушка". В каждой новой работе В. доказывал, что он способен воплотить на сцене любой образ. Почти все спектакли лучшего периода творчества Ю. Григоровича связаны с именем В., который был первым исполнителем центральных партий в его постановках: Щелкунчик, Голубая птица и принц Дезире в балетах "Щелкунчик" и "Спящая красавица"; Спартак в одноименном балете А. И. Хачатуряна, Иван Грозный в одноименном балете на музыку С.С. Прокофьева, Сергей в "Ангаре" А.Я. Эшпая. В. много и с огромным успехом выступал за рубежом. М.Бежар поставил для него версию балета "Петрушка". Ф.Дзеффирелли пригласил его для участия в фильме-опере "Травиата". В постановке Р.Пети "Голубой ангел" он исполнил роль профессора Унрата. Б. Менегатти поставил спектакль "Нижинский" с В. в главной роли. Кроме Е. Максимовой - постоянной партнерши В., с ним танцевали М. Плисецкая, О. Лепешинская, Р. Стручкова, М. Кондратьева, Н. Тимофеева, Н. Бессмертнова, И. Колпакова, Л. Семеняка, А. Алонсо и Х. Мендес (Куба), Д. Кальфуни и Н. Понтуа (Франция), Л. Кози и К. Фраччи (Италия), Р. Пулворд (Бельгия), Ж. Кун (Венгрия) и др. По опросу ведущих специалистов мира В. признан "Танцовщиком XX века". Балетмейстерский дебют В. - балет "Икар" в Кремлевском дворце съездов (1971). В этой и многочисленных последующих постановках проявились отличительные особенности хореографического почерка В. - необычайная музыкальность и умение раскрывать в пластике тончайшие оттенки чувств. Его постановки восторженно принимаются публикой, особенно те, где он сам и Екатерина Максимова исполняют центральные партии - Икар и Эола, Макбет, Солистка в "Чарующих звуках", Анюта и Петр Леонтьевич, Золушка и Мачеха, герои "Ностальгии" и "Фрагментов одной биографии". В 1988 В. уходит из Большого театра, а в 1995 назначен его художественным руководителем-директором. Проработав в этой должности до 2000, В. вывел театр из кризисного состояния. Каждый год проходили премьеры, в том числе при участии выдающихся зарубежных мастеров: Питера Устинова, Пьера Лакотта, Джона Тараса, Сьюзен Фарелл, Юбера де Живанши и др., вырос уровень исполнительского мастерства. Зарубежные гастроли вновь стали проходить с огромным успехом. В настоящее время В. активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, возглавляет и участвует в работе жюри международных конкурсов, дает мастер-классы, готовит новые спектакли и роли. В. снимался в экранизациях балетов: "Сказка о Коньке-Горбунке", "Подпоручик Киже", "Спартак", "Я хочу танцевать" и "Фрагменты одной биографии"; в оригинальных телебалетах: "Трапеция", "Анюта", "Дом у дороги"; в фильмах-концертах и документальных фильмах. Творчеству В. посвящены фильмы: "Дуэт", "Катя и Володя" (СССР - Франция), "И осталось, как всегда, недосказанное что-то...", "Отражения". премия имени М. Петипа "Лучший дуэт мира" (совместно с Е.С. Максимовой, Парижская академия танца), премия имени С.П. Дягилева, премия мэрии Москвы, театральная премия "Хрустальная Турандот" (совместно с Е.Максимовой), премия "За честь и достоинство", премия Римского муниципалитета "Европа-1972", медаль Академии искусств Аргентины, премия Академии Симба (Италия), премия "Вместе за мир" (Италия), премии имени Дж. Тани "Лучший балетмейстер" и "Лучший дуэт" (совместно с Е.С. Максимовой, Италия), премия ЮНЕСКО и медаль имени П. Пикассо, премия города Террачина (Италия), почетная медаль Фонда Карины Ари (Швеция), медаль "За заслуги" принцессы Доны Франчески (Бразилия) и др. Ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, "За заслуги перед Отечеством" III степени, Св. Константина Великого, Св. Благоверного князя Даниила Московского, "За заслуги" (Франция). http://www.vasiliev.com