На сайте всего: анкет коллективов 687; имен 784; новостей 1213; публикаций 1193; фоторепортажей 803; объявлений на форуме 1376; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
02/06Исправлять несовершенное в совершенное

Исправлять несовершенное в совершенное: художник по костюмам Татьяна Ногинова о создании образов для спектакля «Наяда и рыбак».

С декабря 2019 в Самарском академическом театре оперы и балета ставят одноактный балет «Наяда и рыбак». В нашем городе постановка проходит в виде сюиты, состоящей из четырех картин.

Мы поговорили с художником по костюмам Татьяной Ногиновой о процессе создания костюма, атмосфере перед премьерой и особенности образов в спектакле «Наяда и рыбак».

Татьяна Ногинова как художник по костюмам выпустила свыше девяноста спектаклей в драматических и музыкальных театрах. Работала в Мариинском театре с 1991 года по 2017 год. В 2018 году стала лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам» за спектакль «Золушка» в Театре оперы и балета имени Чайковского (Пермь).

Коготок увяз, всей птичке пропасть

Мои родители, как и все советские родители в своё время, постоянно придумывали всякие кружки, чтобы дети не сидели дома и не гоняли по улицам. И моя мама записала меня в народную студию балета в Вологде и художественную школы (после неудачной попытки отправить в спорт). Всё это и стало формирующим сознание направлением движения — балет и рисование. Из культовых ролей восьмого класса я сыграла дедушку Тыкву в известной сказке «Чиполлино». Видимо это в моём детском воображении свершило переворот, и я поняла, что люблю быть на сцене. Но жизнь как в шахматах расставила всё по своим местам. Нужно было принимать решение — балет или всё-таки художественная школа. И педагог стала проводить воспитательные беседы с моими родителями, что нужно отпускать ребёнка в художественное училище — в Вологде такого не было. Ближайшее — в Ярославле. Четыре часа на поезде. Мама заломила руки со словами «домашний ребенок, куда я её отпущу, страшно». Собрали родительский совет, и все пришли к мнению, что я справлюсь. И уехала в 15 лет. Родители подсуетились к моему окончанию училища и прислали из Вологды два вызова: на шарикоподшипниковый завод №23 художником оформителем (стенгазеты рисовать) и декоратором в вологодский ТЮЗ. Я выбрала второе.

Я была совершенно очарована. Жизнь стала знакомить меня с разными людьми. И вот однажды я помню какую-то суету, швея бегает и прячет костюмы со словами: «Приехала художник по костюмам, сейчас она их будет портить». А спектакль был про свалку и бродячих собак. Костюмы действительно нужно было бы обжить, но цех жалел их: они были такие новые, наглаженные. Мне стало интересно, от кого они так прячутся. И я увидела.

Это была очень известная ныне художницы — Ольга Резниченко, которая работает сейчас в МХАТе. Такая смешная, как все богемные люди, и одевалась она по советским временам невообразимо. Я совершенно потеряла голову и поняла, что хочу также.

Через полгода я поехала в Ленинград тогда ещё поступать в Театральный институт имени Черкасова на постановочный факультет. Начиная со второго курса начала делать свои работы с разными режиссёрами. Сначала это была драма, а не балетные спектакли. Помня свой детский восторг, я решила идти на практику в театр имени Кирова (теперь он Мариинский). Тут коготок увяз, всей птичке пропасть. Один раз пошла на практику, потом вернулась на преддипломную, потом на дипломную, и в результате уже на четвертом курсе я стала работать на полставки в Мариинском театре ассистентом художника по костюмам. Так всё и получилось.

Исправлять несовершенное в совершенное. Фото: Кирилл Гуров.

Механизм работы художника — исправлять несовершенное в совершенное

Создание костюма — очень длительный процесс. Если многие думают, что это путь усыпанный розами, а я лежу на диване и курю трубку, то вовсе нет. Это адский труд. Иногда очень некомфортный.

Всё начинается со звонка режиссёра или хореографа (зависит от того, что это — драма, опера или балет?). Он предлагает поработать над спектаклем. Я узнаю, что это за спектакль и его направляющие идеи. Потом приезжаю для личной беседы, мы начинаем набирать материал. И это самый трудный момент, когда рождается идея спектакля. Бывают долгие паузы, когда в голове пустота и никакие мысли не приходят. Иногда требуется время, иногда хочется на что-то отвлечься. Помогают, например, выставки, которые могут своими цветовыми пятнами натолкнуть на какую-то мысль.

Каждый спектакль — это свой ансамбль, который объединён фактурой, силуэтом или каким-то режиссерским ходом. Но это каждый раз отдельный мир.

Потом рисуются эскизы. Причём довольно долго, потому что в спектакле бывает 300 костюмов. Кода всё нарисовано, начинается обсуждение с творцом — режиссером или хореографом. Что-то отметается сразу, что-то кладется на полку для раздумий, а что-то сразу принимается. Бывает по разному, но те режиссеры, с которыми я работаю давно, уже понимают алгоритм моей работы. Я много делаю руками к эскизу. Разбираю фактуру, выкраски, крой или какие-то линии.

Наступает момент, когда я должна рассказать о своей идее изготовителям. Это тоже не всегда просто. Важно, чтобы они стояли на твоей стороне и готовы были услышать тебя. Я, например, капризная, как и любой перфекционист. Но это только выглядит капризом. Ведь если мне нравится направление линий в костюме, то это не потому что я плохая, а просто это линия несовершенна. Перфекционизм — это серьезная проблема. Все художники видят какой-то конечный образ, а их внутреннее недовольство и есть сигнал к тому, что что-то не так. Механизм работы художника в этом и заключается — исправлять несовершенное в совершенное.

Дальше происходит историческая встреча артиста с костюмом. Тут вообще отдельная жизнь. Любой артист — это своя психосоматика и эмоции. Есть устойчивые артисты, а есть с расшатанной психикой. Иногда случаются аварии и катастрофы, а иногда всё проходит гладко.

Последний шок, которого я всегда боюсь больше всего остального — это первый выход костюма на сцену. Там могут выясниться ошибки. которые ты не увидел ранее. Сцена — это та самая четвертая стена, которая является воздушной линзой. Она либо объединяет, либо разваливает спектакль. Угадал ты или нет — будет ясно на сцене.

Когда все собрано и просьбы артистов выполнены, это генеральная репетиция, тогда спектакль родится. Без зрителя, но как младенец он уже существует.

Если у костюма есть бэкграунд, то лучше не менять его кардинально

Работа над спектаклем «Наяда и рыбак» началась с того, что Юрий Бурлака (балетмейстер-постановщик. — Прим. ред.) позвонил и сказал: «Татьяна, не хотите ли вы сделать балет «Наяда и рыбак» в Самаре?». А я такая: «Почему нет, давайте». Это очень заманчивое предложение. Любая работа над старинным материалом — это каждый раз испытание для современников.

У нас сохранились афиши 1848 года «Наяды» и есть гравюры, которые рассказывают нам об исполнительнице XIX века. Мимо пройти нельзя. Если у костюма есть какой-то бэкграунд, то лучше не менять его кардинально, иначе может поменяться идея спектакля. А в 1848 году костюмы отличались белизной, светлотой и прозрачностью. Это мы и повторили в Самаре.

В платье Наяды мне было важно, чтобы она отличалась от остальных своей прозрачностью. Костюмы всех остальных персонажей — рыбаков и их подружек — сшиты из плотных материалов: лён, шерсть, бархат. А ундина сшита из очень тонкого летящего шифона и тюля. Конечно, она смотрится прозрачнее, легче всех остальных.

В этом спектакле у костюмеров своя тайная закулисная роль, потому что здесь есть платье, которое трансформируется на сцене. А чтобы эта трансформация прошла гладко, они заряжают дубль костюма Наяды на манекен. Во время быстрого переодевания они этот костюм надевают на балерину, и она выбегает на сцену. Зрители не замечают подмены, потому что внешне платья выглядят одинаково, но в какой-то момент она нажимает на нужные бусины, и костюм ундины превращается в костюм крестьянки.

Всего в одном составе 15 костюмов. Но их пришлось долго создавать из-за большого количества отделки — ленточек, шнуровки, жемчуга, росписи, передников с кружевами. Мы старались создать аутентичный спектакль, который рассказывает о жизни приморской итальянской деревеньки.


Автор: Катерина Маршалюк
Источник: Самара ГИС


Просмотров 100




Последние новости















 
 
Новости

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ 300 000
 

Друзья!!! Грядет событие которое не оставит равнодушным никого в мире искусства!!! Впервые в России пройдет фестивальный спектакль! Мир творчества такого еще не видел. Мы отправляем это письмо именно Вам, так как по нашему мнению, Ваш коллектив сможет украсить наше мероприятие!

22 мая 2021 г.

ВСЕ ЗВЕЗДЫ российской tap-dance сцены – в одном красочном танцевальном шоу
 

24 апреля 2021 года, на сцене культурного центра "Вдохновение" пройдёт конкурсная шоу-программа "Звезды Степа 2021". В схватке за танцевальное превосходство сойдутся представители ведущих тэп-студий и школ России.

Звезды Степа 2021

ЧТОБЫ РАДОВАТЬ ОБИТАТЕЛЕЙ РАЯ
 

Ушел из жизни Заслуженный артист РФ, профессор РАТИ (ГИТИС), актер, всемирно известный мастер чечетки, автор книг и многих танцевальных проектов, педагог и артист от Бога, признанный талант - Владимир Иванович Кирсанов. Сегодня 20 марта 2021 года наш мир стал тише и беднее, его сердце остановилось.

Светлая памят

ЗОЛУШКА-ПАРИЖАНКА
 

В Киноцентре "Октябрь" смотрите балет "Золушка" в постановке Рудольфа Нуреева со сцены Парижской национальной оперы. После показа обсуждение с писателем, историком балета Ириной Дешковой и художественным руководителем балетной труппы МАМТ Лораном Илером.

Балетная "Золушка"

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА ХОРЕОГРАФАМ. РАБОТА С ДЕТЬМИ: творческий процесс от А до Я
 

Невероятная новость для тех, кто работает с детскими творческими и танцевальными коллективами. Методико-эстетический центр поддержки хореографии "Танцевальный клондайк" приглашает посетить семинар и поучиться у прекрасных спикеров.

9 – 10 апреля 2021

ТВОЙ ТАНЕЦ. ТВОЕ ПРОСТРАНСТВО
 

Долгожданная радость! После длительной изоляции конкурс DANCE SPACE выходит на танцевальный просторы. 17 апреля 2021 года Всероссийский фестиваль-конкурс детского танца DANCE SPACE приглашает всех желающих.

Конкурс выходного дня

БОЛЬШЕ ТАНЦЕВ. Больше моря. Больше танцевальных деревень!
 

Самоизоляция отступает, танцевальные деревни наступают. Проект "Танцевальная деревня" и культовый пансионат DANCING VILLAGE дружили давно и от дружбы этой выигрывали. На наших заездах в этом году ждите новые конкурсные программы. 

Самоизоляция отступает

РАБОТА С ДЕТЬМИ: творческий процесс от А до Я
 

Трехдневный теоретико-практический WEEKEND "ТАНЦЫ и ВАТРУШКИ" начинает прием заявок на новый поток. 28 – 31 января 2021 года в ART-REZiDENЦИИ – ПАНСИОНАТЕ "САЛЮТ" мы ждем неугомонных, жаждущих знаний руководителей детских коллективов.

Обучайся, ешь ватрушки

КАК ВАМ ТАКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, дорогие танцоры?
 

Сейчас очевидно, что ограничительные меры продлятся по всей России минимум до марта следующего года. Многие танцевальные коллективы продолжают находиться в тяжелых условиях: дети учатся на удаленке, тихо сводя с ума себя и своих родителей.

 
 
 
Публикации

Хабанера
 

Хабанера – кубинский танец, по своему ритму приближенный к танго. Название танца происходит от названия города "Гавана", буквально означает "гаванская", или "гаванка"; встречается также французский вариант – "хаванез" (кстати, именно так в партитуре Бизе именуется знаменитая ария Кармен). 

Строго говоря, родилась хабанера из союза скучного английского танца контрданс

Странные российские танцы
 

Анна Козонина о том, как писать историю современной танцевальной сцены в России.

Проблема такого рода критики, когда ты просто говоришь:

Величайшие танцовщицы всех времен
 

Анна Павлова, Майя Плисецкая, Айседора Дункан — своим талантом и грацией они писали историю танца.

Майя Плисецкая родилась в Москве в 1925 году в семье актрисы немого кино

Артист балета. Талант или упорство?
 

Сегодня мы расскажем об артисте-балета Московского государственного академического театра "Русская песня", Юлии Давыдовой.

Как человек, связанный с искусством люблю и фильмы про театр

Танготерапия меняет жизнь
 

Этот танец позволяет выйти из головы и спуститься в тело.

В коридоре горел приглушенный свет, откуда-то из глубины доносилась музыка

Главный танцор ПСФ – Денис Альмухаметов
 

Пришло время рассказать вам о студенте 2-го курса приборостроительного факультета БНТУ, который покорил сердца сотен обучающихся Белорусского национального технического университета на студенческом фестивале творчества "Весна БНТУ – 2021".

Главное быть открытым этому

Дневник фестиваля Nord Dance. "Танцпол" и "Чёрный сад"
 

В Петрозаводске проходит Фестиваль современной хореографии Nord Dance. Наш театральный обозреватель Виктория Никитина делится впечатлениями о первых двух увиденных спектаклях.

Здесь явно говорится о жизни в большом городе

Владимир Шкляров: “Как работать в кайф, если ты артист балета?”
 

Премьер Мариинского театра — о многочасовых репетициях, обязательном массаже и атмосфере праздника за кулисами.

Владимир Шкляров — заслуженный артист России, премьер Мариинского театра

Гимнастки стали трехкратными чемпионками Европы
 

Гимнастки во главе с Софией Яковлевой из Бердска стали трехкратными чемпионками Европы. Об успехах дочери рассказала ее мама  - Татьяна Федорина.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео