16/10Музей танца - это и Дягилев, и африканские маски, и борьба со СПИДом
Эрик Наслунд, директор Шведского музея танца отвечает на вопросы «Танцевального Клондайка»
В Швеции есть Музей танца. Находится он в самом центре Стокгольма и расположен в десяти минутах пешего хода от резиденции короля Швеции, в двадцати минутах от Музея Карлсона и в двух минутах от многих ресторанов и закусочных. Сами понимаете, велик был соблазн не дойти до музея. Но не дойти до Музея танца представителю «Танцевального Клондайка» - это было бы преступление. Представляете, целый Музей танца! Я открываю тяжелую дверь, поднимаюсь по ступенькам, приобретаю билет, взамен протягивая кассиру экземпляр нашей газеты. Он не понимает, что это и зачем (в Швеции вообще не очень-то знают русский), но на всякий случай улыбается и приглашает пройти...
- Эрик, давно вы директор музея? - С 1989 года. - Какое-то отношение к танцам до этого имели? - В Стокгольмском университете защитил докторскую по философии театральных исследований. Много лет писал критические статьи об исполнительском искусстве в шведские и мировые издания, издал несколько книг о шведских танцорах, хореографах, художниках. - Когда был основан музей? Кому принадлежит идея его создания, и какие у него цели? - Его можно считать одним из первых танцевальных музеев мира. У истоков стоит Институт танца, созданный в 1933 году в Париже. Именно там шведский аристократ, коллекционер и основатель Балета Сайдос (1920-1925) Рольф Мари открыл так называемый Интернациональный архив Танца. Позже, в 40-х, Мари закрыл институт, подарив часть коллекции французскому государству, а другую часть, относящуюся к Балету Сайдос и неевропейской экспозиции, забрал с собой. Привезенные им в Стокгольм экспонаты и стали основой нашего музея, открытого в 1953 году в подвале Королевского оперного дома. Бент Хагер, помощник Мари, стал первым директором музея, он существенно развил его и увеличил фонд. Задача музея - показать танец во всех его формах и проявлениях во всем мире. - Каковы основные направления вашей деятельности сегодня? - В музее представлены не только танцы в чистом виде, но и много смешанных видов искусств, позволяющих взглянуть на танец с разных точек зрения. Мы предоставляем свои помещения для визуальных видов искусств, фотографии. У нас без остановок идет показ танцевальных фильмов, проходят концерты, мастер-классы, семинары. В обеденное время в кафе собираются любители танца и дискутируют на интересующие их темы. Каждую субботу в 14.00 проходят уроки различных танцев для начинающих. Именно в нашем музее многие попробовали сделать свои первые па и движения в танго, вальсе, свинге, сальсе. В нашем графике - регулярные специальные программы для детей. - Как часто обновляются экспозиции? - Три-четыре раза в год. - Мы посетили фотовыставку… - Это выставка работ одного фотографа, снимавшего разные виды искусств – оперу, балет, рок музыку. Это его первая выставка. В 2002 году испанский фотограф Изабелл Мукоз привозила коллекцию «Тело - фрагменты», немец Герт Вейгельт также в 2002-м выставлялся с коллекцией «Тело и душа», а легендарный американец Ирвин Пэн в 2003 году собрание своих работ назвал «Два взгляда на наготу». - Какое место занимает русское танцевальное искусство в экспозициях вашего музея? С какими организациями России вы поддерживаете отношения? - Мы приложили много усилий, чтобы показать нашей аудитории русское искусство. В 1993 году совместно с Музеем Бахрушина организовали выставку «Театр в Революции» – авангардное искусство 1913-1930-х годов. В 1996-м прошла выставка «Искусство расточительности» - показ костюмов российского Балета Дягилева (из наших собственных собраний), в 2000-м - «Нижинский - легенда и модернист», а в 2002 году - выставка «Золотой век в российском искусстве - Александр Бенуа и мир искусства». Как вы поняли, мы сотрудничаем с Музеем Бахрушина, с другими заведениями культуры, в частности, с Государственным Русским музеем в Санкт-Петербурге. - Какое танцевальное направление ближе именно вам? - Не могу сказать, что я отдаю предпочтение какому-то виду, они все имеют свои индивидуальные качества. С годами я научился видеть особенности каждого из них. - Сколько человек работают в музее? - Четыре человека – сотрудники собственно музея плюс несколько человек, работающих в кафе и магазине. - Не много. Какие выставки будут организованы в будущем? - В этом году продолжим экспонировать «Искусство расточительности» с костюмами русского Балета Дягилева, выполненными такими художниками, как Бакст, Гончарова, Ларионов, Матисс, Чирико и др. У нас одна из лучших коллекций костюмов той эпохи. Поскольку выставки фотографий оказались очень популярными, в сентябре мы предложим собрание работ шведского фотографа Элизабет Охлсон, отобразившей на своих кадрах жертв СПИДа в Южной Африке. К весне следующего года готовим выставку британо-американского фотографа Эдварда Муибридджа, прославившегося в конце XIX столетия своим методом фотографировать животных и людей в движении. Летом 2005 года планируем удивить наших посетителей африканской коллекцией. Насколько мне известно, мы чуть ли не единственные в мире, кто смог собрать полную коллекцию африканского костюма. Я имею в виду не только полную коллекцию масок африканских племен, но, прежде всего, костюмы как законченные ансамбли – маска, одежда, обувь, аксессуары. Среди планов - выставка «Пикассо и театр». Но она, скорее всего, случится уже в 2006 году. - Кто финансирует музей в данный период? - 80 процентов необходимых средств - из государственного бюджета, остальное – поддержка спонсоров и наши заработки. - При музее существует библиотека танцевальной литературы… - Мы называем это Центром обучения Рольфа Мари. - Много в нем «единиц хранения»? - Более 4000 книг и 3000 видеообъектов. Большая часть - материалы по фольклорным танцам, так как в Швеции народные танцы - наиболее популярное направление. Раньше у нас отдел народного танца даже был выделен особо, но в связи с материальными затруднениями мы были вынуждены отказаться от должности руководителя этого отдела, и теперь все фонды собраны вместе. - Есть книги на русском? - Совсем мало. На русском в Швеции читают не многие, но у нас большое количество книг на других языках о русской культуре, театре, танце. Исследования, воспоминания, архивы. Не могу назвать точное число, но коллекция, посвященная русской культуре, здесь одна из самых больших. - Бытуют ли в Швеции русские танцы? Можно найти коллективы, исполняющие их? - Я не знаю ни одного.
Сергей ПИЧУРИЧКИН Стокгольм – Москва
Просмотров 7644
Последние новости
| |
|
|
|
Новости DANCE ОКОЛИЦА Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб. Заявки принимаются!НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас! 25 ноября 2023 годаЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно. Цель проекта - выстроить мост.НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ. Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение. Количество мест ограничено.ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А. Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 24 - 31 июля«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле. 17 и 18 февраляDANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ! На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством. 18-19 марта 2023Спектакль «12 стульев» в Ярославле Это первый танцевальный вариант известного произведения. Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова. 22 октября в 17,00Получите уникальные знания и методики! Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально". |
|
|
|
|
|
Публикации ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ. Известные соревнования ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром. ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. Премьера 11 января 1940МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем». А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии. Беляков в роли ГиреяОт истока к людям Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край. Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбляВ Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева" Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. Инесса Плескачевская решила писать книгу В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец 28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB. Первым результатом работы IZOTOP.LAB сталВладимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь" Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами. – Она очень разная. Можешь думать, что никомуИван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. |
|
|
|