На сайте всего: анкет коллективов 678; имен 784; новостей 1176; публикаций 1018; фоторепортажей 777; объявлений на форуме 1343; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
03/07Николай Цискаридзе: Секрет хорошей формы? Не ем после четырех

На днях петербургский Императорский фарфоровый завод представил статуэтку знаменитого танцовщика. Воспользовавшись случаем, мы поговорили с экс-солистом Большого театра, а ныне - ректором Академии русского балета имени Вагановой о том, какую диету соблюдает, почему детям не интересно советское кино и легко ли было поднимать Волочкову.

НЕ ВИНОВАТАЯ Я, ОН САМ ПРИШЕЛ!

- Николай, пять лет назад вы перебрались в Петербург. Скучаете по Москве?

- Считаю ее своим домом. Я вырос в этом городе, учился, танцевал в Большом театре. Звание народного артиста навсегда, а должность ректора, хочу я этого или нет, временная. Да и в Петербурге практически не живу. Прихожу в академию и ухожу оттуда в десять часов. Получается, живу на улице Зодчего Росси, 2 (там находится академия. - Ред.), и что за ее пределами, не знаю.

- В советские годы мы гордились хоккеем, космосом и балетом. Все это вновь, уже в России, на пике славы. А дети хотят учиться балету?

- Думаю, интерес к нему такой же, как в СССР. Да, появилось больше фильмов и сериалов про балет. Но они создают не всегда правильное представление о профессии. В детях удивляет другое. У них нет авторитетов. Никаких. Вообще. Известные фамилии, которые можно упомянуть, никогда не слышали, и им неинтересно о них узнавать. Неоднократно на занятиях я кричал в шутку: «Не виноватая я, он сам пришел!» Конечно, уж и говорить не приходится о том, чтобы дети вспомнили, что это фраза из «Воскресения» Толстого. Я почему-то думал, что они ее слышали хотя бы в «Бриллиантовой руке». Но нет. Никто не видел этой картины. Правда, свой класс я заставил посмотреть основные советские фильмы, снятые по литературным произведениям, для того чтобы было представление о культуре.

ОСТАВЬ В ПОКОЕ МУЖИКА

- Недавно в Большом театре состоялся выпускной концерт ваших учеников. В первом акте был «Конек-Горбунок», и вы с ним что-то начудили.

- Да, получилась «Фантазия Николая Цискаридзе на тему подводного царства» - или «Канал Discovery по-балетному». Я взял балет Артура Сен-Леона, премьера которого состоялась в 1864 году в Петербурге. Сел и заново все придумал. Сохранил только главный шедевр - фрески. Превратил в морских звезд и утопил в подводном царстве. Дело в том, что «Конек-Горбунок» Ершова - сатирическое произведение, а балет Сен-Леона ставился при Александре II, и нельзя было ругать власть. В итоге вместо царя появился хан, а вместо Царь-девицы - восточная красавица. А фрески, которые в Петербурге так и назывались, в Москве стали коврами. И ожили в покоях у хана.

- И как на это тогда отреагировала публика?

- Интересно, что Салтыков-Щедрин и Некрасов написали чудовищные рецензии на балет «Конек-Горбунок». Восточную красавицу танцевала будущая жена Мариуса Петипа, балерина Суровщикова. И Некрасов про нее, исполнявшую танец «Мужичок», написал стихотворение: «На конек ты попала обычный - на уме у тебя мужики», а последние строчки такие: «Так танцуй же ты «Деву Дуная», но в покое оставь мужика!» Я постарался все эти шедевры собрать и сделать свой спектакль.

С ВОЛОЧКОВОЙ НЕ ЗДОРОВАЛИСЬ

- В балетном мире жестокие нравы. Были времена, когда вы с Анастасией Волочковой служили в Большом театре и ненавидели друг друга. А на мой вопрос, легко ли было поднимать ее, деликатно ответили, что нелегко. Но сейчас вы чуть ли не лучшие друзья.

- Дело в том, что Настино первое появление в Москве было связано со мной. Во многом благодаря моей легкой беседе с нею ее жизнь изменилась и она оказалась в Большом театре. Но поскольку мы были дружны и тогда, и по сей день, я как старший товарищ профессиональные замечания ей делал. И в какой-то момент разошлись во взглядах и поругались. Не здоровались даже.

- Из-за чего?

- Я очень язвительный, и любая брошенная мною фраза может сильно ранить. Как-то задел Настю. И красивая молодая девушка обиделась на то, что так нахально себя повел. В профессиональном плане нам было нечего делить. На момент Настиного прихода в театр я уже был народным артистом. Но когда ее увольняли, те люди, которые еще недавно целовали ей руки, оказались очень непорядочными. Пришли ко мне и стали требовать сказать что-то нелицеприятное о ней. Я ответил: «Вы о чем? Как вообще смеете?» В жизни не смог бы этого сделать, потому что человек не имеет права вести себя как скот.

- Недавно вы были на юбилее белорусского балетмейстера Валентина Елизарьева в Минске. Часто туда наведываетесь?

- Люблю Беларусь, там очень хорошо. Много друзей родились и живут в этой стране. К сожалению, я никогда не доезжал до Беловежской пущи. Знакомые часто бывают в тех краях, зовут, но никак не могу выбраться. Все время поездка выпадает на какой-то момент, когда я очень занят. Надеюсь, все-таки туда попаду.

- На зубров мечтаете посмотреть?

- Нет, просто отдохнуть. Говорят, там очень красиво, и можно насладиться природой.

- Вы превосходно выглядите. Сохраняете отличную форму. Сидите на диете?

- Ох, да не жру после четырех, вот и все.

- Ни маковой росинки?

- Не-а!

МЕНЯ ЛЕПИЛИ ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ

- Не смущает, что Императорский фарфоровый завод увековечил вас в виде статуэтки?

- Нет. Скромность украшает только тех, у кого нет других украшений. Мне приятно. Эта коллекция создается с 50-х годов. Первыми ласточками были Тамара Карсавина, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Рудольф Нуреев.

- Как получилось, что и вам решили посвятить фигурку?

- Мы подружились с представителями завода, так как я часто туда заглядывал, когда возвращался из Петербурга в Москву. Покупал чашечки, статуэтки для друзей. Это раньше можно было везти клюкву в сахаре, а теперь ею никого не удивишь. И представители завода сделали такой сюрприз. Меня в образе Зигфрида, хотя я его почти не танцевал. Это был последний спектакль на исторической сцене Большого театра до реконструкции.

Над статуэткой работали девять месяцев. Скульптор Анатолий Данилов не хотел делать мне тонкую щиколотку. Не верил, что такие у мужчин бывают. А я пытался убедить его в том, что мои были именно такими до сорока лет. В итоге статуэтка получилась не слишком похожей. Зато в прошлом году на юбилей мне подарили фарфоровую Марину Семенову (педагог Цискаридзе. - Ред.). До сих пор на Императорском фарфоровом заводе ее не делали.

- Кстати, про Марину Тимофеевну. Среди ее учеников не только вы, но и Майя Плисецкая. Слышала, написали книгу о своей наставнице?

- Легендарная балерина и педагог. Работала в Большом театре восемьдесят (!) лет. Из них 22 года танцевала, а потом преподавала. Прожила 101 год, всю себя посвящала работе. Она почти не давала интервью. И я решил, что мир должен знать о ней больше.

- Она была строгим преподавателем?

- Даже жестоким. И жестким. А иначе нельзя. Ничему не научишь. И в этой жесткости были ее любовь и забота. Марина Тимофеевна могла держать тебя за руку, улыбаться, а ее длинные ногти впивались так, что ты думал: рука отсохнет.

- Зачем она это делала?

- Вела таким образом беседу. Если кто-то приходил и говорил, что ему что-то не понравилось, Марина Тимофеевна не делала замечаний. Говорила: «Что вы, это было великолепно! Такой успех». А как только мы оставались тет-а-тет, вырывалась могила. Тебя туда засовывали, и не только зарывали, но еще и сверху пинали ногами. А с утра снова любовь, будто ничего и не было. У меня рано не стало родных, и Марина Тимофеевна фактически заменила мне семью.

Справка
Николай Цискаридзе родился в 1973 году в Тбилиси. Учился в местном и московском хореографических училищах. Окончил с красным дипломом магистратуру Московской государственной юридической академии. Был принят в труппу Большого театра, где первой сольной партией стал Конферансье в балете «Золотой век». Стал первым исполнителем партии Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама». Покинул Большой театр из-за череды скандалов и стал ректором Академии русского балета имени Вагановой. Входил в жюри телешоу «Танцы со звездами» на канале «Россия». Вел программу «Шедевры мирового музыкального театра» на канале «Культура». Награжден российским орденом Дружбы, французским орденом Искусств и литературы и грузинским орденом Чести. Дважды лауреат Госпремии. Трижды лауреат «Золотой маски». Народный артист России.


Автор: Евгений Заболотских
Источник: СВ


Просмотров 167




Фоторепортажи















 

 
Новости

Центр ТАНЦЫ+ приглашает
 

Публикуем график, чтобы вы могли спланировать творческий сезон....или скорректировать его, выбрав оригинальные, самобытные хореографические проекты! Как всегда - талантливые исполнители, профессиональное жюри.

Фестивальные проекты

НОВЫЙ ГОД НАЧАЛСЯ, НАЧИНАЕМ ГОТОВИТЬСЯ К... НОВОМУ ГОДУ
 

Лучшее предложение на зимние каникулы, которое только существует на фестивально-танцевальном пространстве! 6 - 12 января 2020. Пушкино, Московской обл.

Начнем с удивительно низкой цены

ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ
 

II Всероссийский кубок по Хореографии, Вокалу и Цирковому искусству. 26 – 29 октября 2019 года.

Конкурс проходит по номинациям

ОКТЯБРЬСКАЯ РАЗМИНКА: НЫРЯЙ В КОНТЕМП…
 

4-6 октября 2019. ОКТЯБРЬСКАЯ РАЗМИНКА: НЫРЯЙ В КОНТЕМП… Практический семинар для танцоров и хореографов.

Подробнее, как добраться до пансионата

Кубок мира 2019 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
 

Самый давний и престижный международный турнир профессионалов по латиноамериканским танцам в нашей стране – Кубок мира - состоится 19 октября 2019 года в Кремлевском дворце. Его организатор и постоянный ведущий Станислав Попов.

Билеты уже в продаже

ЗЕМЛЯ ДОБРА И МИРА
 

Состоялась встреча журналистов, представителей общественности и молодежных движений с идейным вдохновителем, продюсером и организатором Международного фестиваля культуры "Земля добра и мира" Мироновым В.И. Организаторы фестиваля готовят тёплую встречу всем иностранным гостям и участникам.

Фестиваль в Крыму

DANCE SPACE фестиваль-конкурс детского танца
 

16 ноября 2019 года фестиваль DANCE SPACE вновь распахнет свои объятия для юных танцоров, для тех, кто делает первые шаги к успеху и для тех, кто готов показать свои танцевальные навыки на сцене большого Дома Культуры города Яхрома. 

16 ноября 2019

Мировые балетные каникулы
 

На семи интерактивных сценах - "ротондах" вокруг фонтана "Дружбы народов" прошли мастер-классы по самым разным танцевальным направлениям: мексиканские, бразильские, шотландские, китайские, индийские, кавказские, испанские, русские, казачьи, восточные ...

Все танцы мира

ВСЁ ПО 50
 

Главная причина аттракциона невиданной щедрости - экономить деньги творческих людей, которые пользуются сервисом. Вот лишь некоторые крайне полезные семинары, книги, пособия, лекции и мастер-классы, которые в эти летние дни можно скачать дешевле шоколадки.

 
 
 
Публикации

Игорь Колб: "Феномен Нижинского подобен загадке Моны Лизы"
 

Заслуженный артист России, премьер Мариинского театра Игорь Колб уже давно пробует себя в самых разных направлениях хореографического искусства: как солист балета, постановщик, автор и участник многочисленных балетных проектов, преподаватель.

В этом году проект нашел продолжение в новом событии

Танец с эпохой
 

Судьба Айседоры Дункан в публикациях "Огонька".

После революции Айседора Дункан — героиня уже советского

Кровь в пуантах, "испанский сапог" и популярность среди мужчин: откровенное интервью с балериной
 

Омская прима Нина Маляренко развенчала несколько популярных мифов о балете.

Балет — это вид сценического искусства, спектакль, сюжет которого

Гия Канчели: "Если бы музыка могла кому-нибудь помочь, достаточно было бы музыки Баха"
 

Грузинского композитора Гию Канчели, автора семи симфоний и многочисленных оркестровых и камерных произведений, легко узнают даже неподготовленные слушатели. Он — автор музыки к фильмам "Мимино" и "Кин-дза-дза" и еще нескольким десяткам фильмов и постановок. 

Абсолютной тишины не бывает. Там, где я работаю и живу

Марк Захаров – о театре, молитве, исторической памяти
 

Скончался режиссер Марк Захаров. В 2000 году в книге своих мемуаров "Суперпрофессия" режиссер поделился многими своими размышлениями. Вот некоторые из них.

Ресурс человеческого организма, сила и целенаправленность мысли

В колесе танца
 

На Dance Inversion - "Весна священная" из Китая.

Сегодня любители современной хореографии с легкостью жонглируют именами

Альфия Айдарская: "Я попала в балет по объявлению"
 

Дочь Сары Садыковой откровенно о своей судьбе и памяти о родителях.

Вообще, заслуги училища огромны. В наше время там уже работали

Балерина Диана Вишнева — о новых технологиях и смерти классического балета
 

В Петербурге состоялась российская премьера "Снов спящей красавицы", нового сольного проекта примы-балерины Мариинского театра Дианы Вишневой. Следующий показ пройдет в Москве 20 сентября, а дальше начинается большой гастрольный тур по России и Америке.

Шоу прошло уже четыре раза, а с этими технологиями каждый раз

Люди – как боги, или Моисеевцы
 

Шедевры – для них это просто повседневность. Совершенство – их атмосфета. Судьба. Их танец не меркнет. Он протуберанец. Звездный дождь.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео