В далеком 1727 году, 29 апреля, в столицы Франции родился великий балетмейстер Жан Жорж Новерр (Noverre, Jean-George). Человек, перевернувший, а во многом и создавший, историю балета!
Балет зародился в эпоху Возрождения в Италии как танцевальный эпизод в опере. Позже, уже во Франции расцветает пышное и торжественное зрелище – придворный балет. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы. Но уже во второй половине XVII века делаются попытки драматизировать музыку, появляются такие жанры как комедия-балет и опера-балет, музыка для которых пишется специально.
Новерр воплотил в жизнь революционную по тем временам идею – создание независимого танцевального спектакля с серьезной тематикой и развивающимся действием. Он был категорически против танца, использовавшегося в операх. Считал, что композиторы напрасно так тщательно соблюдают традиции в музыке.
Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима, где мимика подчинена танцам, которые заключают в себе драматическую мысль. Разработанные Новерром принципы героического балета и балета-трагедии, воплощаемых средствами пантомимы и танца, были впервые высказаны в работе 1759 года «Письма о танце и балетах».
Жана Жоржа Новерра называют «отцом современного балета». Его идеи актуальны до сих пор - требование взаимодействия всех компонентов балетного спектакля, логического развития действия и характеристик действующих лиц.
С 1982 года по решению ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера-реформатора отмечается Международный День Танца. Отмечается не только почитателями классического балета. Это праздник тех людей, для которых танец – это жизнь, а жизнь – это танец!
29 апреля по всему миру проходят всевозможные фестивали, конкурсы и торжества, посвященные этому событию! Причем активнее всех представители далеко не классических направлений! В Москве ежегодно проходит фестиваль «Наш вариант», где представлены все клубные и уличные стили (Hip-Hop, Raga Jam, House, go-go, LA style, strip, locking). Более того, каждый, посетивший фестиваль-вечеринку, может стать участником батла или попасть на мастер-класс к ярчайшим представителям одного их направлений!
Со времен Новерра многое изменилось, но главная мысль по-прежнему та же: танец – это не только традиция и четко выстроенные позы и линии, это я зык души и тела, с помощью которого можно сказать гораздо больше!
Идеи Новерра будут жить вечно, объединяя всех танцоров на Земле.
Наша справка:
НОВЕРР, ЖАН ЖОРЖ (Noverre, Jean-George) (1727–1810), французский артист, балетмейстер, теоретик балета. Родился в Париже 29 апреля 1727. Ученик Луи Дюпре, Новерр дебютировал в качестве танцовщика в 1743 и работал в разных театрах Франции, в 1755–1757 – в Лондоне. Уже в эти годы Новерр пришел к мысли о создании танцевального спектакля, независимого от оперы (в состав которой балет ранее входил). Ратовал за приобщение балета к серьезной тематике, создание спектакля с развивающимся действием и действенными характеристиками. Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима (подчас отанцованная), реже – развитой танец, который в его глазах олицетворял бессодержательную дивертисментность, господствовавшую в балетных сценах предшествующей эпохи. Свои идеи Новерр высказал впервые в труде Письма о танце и балетах, изданном в 1760 в Лионе и Штутгарте. (Позднее этот труд вышел в 4 томах в Петербурге в 1803–1804.)
Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх. Многие его балеты имели премьеры в Штутгарте (с 1762), где музыку писал композитор Ж.-Ж.Родольф, и в Вене (в 1767–1776), где его сотрудниками были композиторы К.В.Глюк, Й.Старцер (Штарцер), Ф.Аспельмайер. В 1776–1781 Новерр возглавлял балетную труппу Парижской оперы (тогда Королевской Академии музыки), но встретил сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра; в 1780–1790-х годах работал преимущественно в Лондоне.
Наиболее значительные постановки Новерра – Медея и Язон (музыка Родольфа, 1763), Адель де Понтье (музыка Старцера, 1773), Апеллес и Кампаспа (музыка Аспельмайера, 1774), Горации и Куриации (по пьесе П.Корнеля, музыка Старцера, 1775), Ифигения в Авлиде (музыка Э.Миллера, 1793). Большинство этих спектаклей повествовали о драматических событиях и сильных страстях. Вслед за Вольтером и Дидро Новерр проводил на балетной сцене идею о подчинении долгу. В отдельных постановках заметно также тяготение к провозглашаемым Ж.-Ж.Руссо идеям права человека на естественное чувство и близость природе (Белтон и Элиза, композитор неизвестен, первая половина 1770-х годов).
В последние годы жизни Новерр занимался преимущественно интеллектуальным трудом, однако последователи артиста ставили его балеты по всей Европе (в том числе в России).
Реформы Новерра как создателя действенного балета (ballet d'action) оказали решающее влияние на все дальнейшее развитие мирового балета, а некоторые его идеи не потеряли значения и в наши дни: главные из них – требование взаимодействия всех компонентов балетного спектакля, логического развития действия и характеристик действующих лиц. Новерра называют «отцом современного балета». День его рождения, 29 апреля, объявлен международным днем танца.
Умер Новерр в Сен Жермен-ан-Ле 19 октября 1810.
Просмотров 5570