На сайте всего: анкет коллективов 683; имен 784; новостей 1203; публикаций 1125; фоторепортажей 799; объявлений на форуме 1362; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
06/09Танец в самое сердце

Минувшим летом в России отметили сорок лет московской Олимпиаде. Человек, ставивший танцевальные номера для самых красочных на любой Олимпиаде церемоний – открытия и закрытия, – скончался минувшей весной, не удостоившись многочисленных некрологов в печати.

Игорь Шаповалов, педагог, народный артист СССР, лауреат премии Ленинского комсомола, в прошлом солист пермского балета, ушел из жизни 6 мая. Танцевальный ансамбль политехнического института «Солнечная радуга» он вывел на мировую сцену – придя благодаря ему на Олимпиаду-80, хореографом которой он стал. Игорь Алексеевич обладал редким даром – рисовать массами, создавая живые танцевальные полотна.

Когда партии мало

Имя Шаповалова связано с золотой эпохой пермского балета, когда за билетами в театр стояли с ночи и до ночи, когда деятели театра воспринимались горожанами и гостями области практически как небожители. Шаповалов приехал в Пермь после окончания училища во Фрунзе, еще некоторое время занимался и в Пермском хореографическом.

Мечтал стать танцовщиком классического танца. Но… он был характерный артист – речь о ролях народно-сценического жанра, в которых исполнитель должен прежде всего ярко передать образ. Это Шаповалову удавалось прекрасно: волны восхищения прокатывались с первых рядов до последних. Что, впрочем, совершенно не означало, что Шаповалову всё давалось легко, с первого жеста. Каждая роль – упорство и работа над собой: «…когда получаю партию в театре, мысленно пребываю в полнейшем хаосе и смятении, потом овладеваю образом чисто танцевально, технически, потом начинаю размышлять».

И всё же Игорю Алексеевичу сцены было мало. Его видение было масштабнее одной балетной роли; его мышление было современнее, чем классический танец.

Солнечные зайчики

До студенческой весны 1969 года оставалась пара месяцев, когда танцевальным коллективом Пермского политехнического института стал руководить Шаповалов. Что можно сделать за такой короткий срок?

Первая же его постановка поразила публику и сразу вывела ППИ на иную высоту. Сиртаки – не просто греческий танец. Кто в то время ставил танцевальное полотно – как назвал постановку Шаповалов? Это было ново, дерзко и… впечатляюще. В аранжировке Игорь Алексеевич соединил музыку М. Теодоракиса с хоровым греческим пением, добавил аудиозаписи реальных уличных боев. Это распространило действо за пределы сцены и создало ощущение реальности событий, вовлечения зрителей в сюжет.

Для Игоря Алексеевича студенты ППИ не были первым опытом. Начинал он когда-то с ребятами из пермской школы № 37, вел хореографическую студию в ДК им. Я. М. Свердлова и, конечно, преподавал характерный танец в Пермском хореографическом училище. Наверное, дети в силу возраста и психологической незрелости не могли дать истинный простор Шаповалову. А взаимодействие с уже почти самостоятельными, но еще по-юношески открытыми студентами стало принципиально иной вехой.

Шаповалов называл «Солнечную радугу» своей лабораторией – местом, где он расширял границы. Дерзкие юные «радужники» были только за современный подход к танцу и возможность развиваться самобытно. Эти «мышки» росли вместе с хореографом, покоряли города и страны, выступали с профессиональными коллективами. Куба, Вьетнам, Румыния, Чехия, Германия – по тем советским меркам простым студентам из провинциальной Перми открылся истинно звездный путь.

Он ставил и правил на публике, не стесняясь, практически без записей. Приходил после отыгранного спектакля в театре, вешал пиджак на стул, отдыхал с полчаса, пока ребята заканчивали класс, и начинал творить. Не злился, не ругался, не орал, когда у ребят из «самоделки» не получалось. Профессионализм не мешал ему, напротив, общаясь с достаточно взрослыми людьми, студентами, он находился с ними в одном потоке. И в то же время оставался где-то в своем мире. Его цепкий взгляд зажигался от ребячьих глаз, и как же здорово, что это общение хранится в документальном фильме «Равновесие» (6+), вышедшем в 1976 году (режиссер М. Першко).

Мне показались очень важны слова Шаповалова в одном из интервью: «Они – воск, удивительно благодатный материал. Мне с ними постоянно хочется разговаривать, что-то обсуждать. В беседах придумываются мотивы, штрихи танца, и получается, что каждый вносит в радугу свой лучик. Они не испорчены зеркалом. В театральном балетном классе зеркала во всю стену, и мы, танцуя, следим за собой, глядя в них. Для ребят зеркало – мои глаза, мое восприятие танца, и, работая с ними, я сделал для себя открытие: как важно для вдохновения видеть не холодное зеркало, а живые глаза педагога». Возможно, именно в тот момент, когда Шаповалов стал «зеркалом» для своих учеников – взрослых людей, способных пожертвовать временем, чтобы трудиться на сцене, – и открылось в нем данное богом – талант рисовать массами.

Величие и грусть Олимпиады-80

Уникальность хореографии Шаповалова заметили. После выступлений «Солнечной радуги» на всесоюзных съездах комсомола и партии, после поездок за рубеж его стали приглашать крупные профессиональные коллективы, ему стали доверять на всесоюзных мероприятиях постановку номеров, объединявших коллективы из разных республик. Танцы-плакаты, танцы-набаты – грандиозные, с патриотической символикой, – они радикально отличались от того, с чем, как правило, выступали танцевальные коллективы. К тому же Игорю Алексеевичу было неважно, пятьдесят исполнителей в его распоряжении или пять тысяч. Три тысячи человек вправо, две тысячи влево – он легко переносил танец с «малого» на громадные арены. В общении же продолжал оставаться мягким, корректным человеком.

Постановка хореографических номеров на московской Олимпиаде-80 была своеобразной проверкой для Шаповалова. Он приехал туда с «Солнечной радугой» в качестве хореографа коллектива, не был назначен на высокую должность. Но при постановке одного из центральных танцевальных номеров на стадионе что-то пошло не так, и назначенного балетмейстера отстранили. И Шаповалов менял и правил «по живому», перестраивая, добавляя, изменяя…

Прошло сорок лет, а кадры со стадиона по сей день впечатляют масштабностью, ярким, полнокровным танцем, в котором тысячи людей движутся гармонично и в то же время многослойно, не повторяя друг друга, а создавая живой многогранный орнамент. Жара в тот год стояла страшная, Москва за месяц раскалилась от предвкушения будущего события и зашкаливающе высоких температур, но все репетиции шли по графику, а исполнители работали на максимуме. И праздник вошел в историю.

А еще во время праздничных олимпийских мероприятий умер Владимир Высоцкий. Власти старались не афишировать этого события, но… На заключительном концерте в «Октябре», посвященном чествованию олимпиоников, выступала Алла Пугачева. Она вышла на сцену и сказала:

– Простите меня. Я приготовила праздничные песни, но буду петь грустные, потому что сегодня умер Высоцкий.

И никто не остановил ее. А потом все поехали на Таганку.

Но всё же колесо Олимпиады было невозможно остановить. Москва бежала, прыгала, метала молот, и не было никого счастливее людей, сидящих на трибунах, следящих за событиями по телевизионным экранам, любующихся величавой мощью Советской страны и завораживающим танцем мира. И этот танец был создан Игорем Шаповаловым.


Автор: Елена Савельева
Источник: Звезда


Просмотров 358




Последние новости















 
 
Новости

ФЕСТИВАЛЬ Context. Diana Vishneva
 

C 24 по 26 октября в кинотеатре Пионер пройдут показы в рамках международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva. Каждый год фестиваль представляет российскому зрителю мировые премьеры, постановки, заслужившие высокую оценку критиков. 

24–26 октября

LEVEL UP в Серпухове
 

Фестивалем утверждено открытое голосование, награждение проводится сразу после выступления. Фото всех выступлений оргкомитет дарит участникам конкурса и принимает оплату за участие в день конкурса. Обращаем ваше внимание, что количество принимаемых участников ограничено.

24 октября 2020

FUTURUM ПОКАЗЫ
 

3 октября 2020 года на сцене Театра танца "Гжель" начало в 18:00/ Вечер ярких творческих экспериментов молодых российских хореографов и исполнителей. Успей занять лучшие места. 

Вечер современной хореографии

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ заезд "Танцевальной деревни"
 

Лучше гор, могут быть только… танцы в горах. Вся прелесть Кавказских Минеральных вод дополнит классические предложения "Танцевальной деревни". Открытые источники нарзана, прогулки по Лермонтовским и Пушкинским местам, проживания в лагере, расположенном на горном склоне. Десять минут до центрального парка Кисловодска. 

25-30 октября 2020

КУБОК МИРА XXIV по бальным танцам среди профессионалов и любителей 2020
 

За более чем 20-летнюю историю  "Кубок мира" в Кремле накопил богатейший опыт выступлений сильнейших танцоров мира. Ярчайшие звезды профессионального латиноамериканского танца заряжали публику своей энергетикой и харизмой, ведь "Кубок мира" был заявлен как турнир именно в этой программе. 

19 декабря 2020

ПЯТЬ СТИХИЙ: ПЯТЬ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ. ОГОНЬ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ и ???
 

Количество людей в ввереном вам коллективе (два или две тысячи), направление коллектива (детское творчество или банковский сектор), миссия (дотянуть до утра или попасть в вечность), ценности (материальное обогащение или духовное просветление) ...

23 сентября. 19.00 МСК

БОДИПОЗИТИВ 2020
 

В Измайловском кремле под открытым небом состоится: перекличка городов-участниц фестиваля, дефиле, танцевальный флешмоб и хоровод, выступление артистов, поддерживающих движение #Бодипозитив, завершится праздник традиционным кругом единства и запуском воздушных шаров.

8 августа 2020

ART-REZiDENЦИЯ - ПАНСИОНАТ "САЛЮТ" напоминает
 

На данный момент единственные свободные даты, оставшиеся для бронирования, с 26 июня по 16 июля 2020. В этот период вы можете выбрать блок на 7, 14 и, если очень поторопитесь, 21 день.

Наслаждайтесь. Танцуйте. Творите.

NARUTO DANCE
 

Оригинальный. Необычный. Интересный. Познавательный. Содержательный. Офигительный! - вот лишь некоторые эпитеты, которые присвоили участники мастер-класса, который предлагается вашему вниманию.


 
 
 
Публикации

Сергей Лазарев: "Я не хочу изменять себе, чтобы понравиться школьникам"
 

Встретились с артистом, чтобы узнать, почему он не снимает клипы с тиктокерами, не поет на английском и не высказывает политическую позицию.

Вы один из немногих людей, которые

Елена Беляева: Наш коллектив в числе номинантов "Золотой Маски", это уже победа
 

Камерный балет "Пантера" выступил со спектаклем французского хореографа Дени Плассара "Арена" на фестивале "Золотая Маска". В рамках одноименной премии постановка вошла в десятку лучших спектаклей современного танца. О том, чем сегодня живет "Пантера", рассказала директор балета Елена Беляева.

— Показали нашу театрализованную программу

Бой в танце
 

Тюменский мастер капоэйры об экзотическом увлечении, бразильских джунглях и фавелах.

— Что такое для тебя капоэйра?

Когда вся жизнь — в танце
 

Ирина Ситник-Потапов завораживает красотой движений и пластикой тела, наполняя танец эмоциями и смыслом, а сердца зрителей — любовью и вдохновением. Спортивные бальные танцы ворвались в ее жизнь в раннем детстве и тут же закружили в вихре тренировок, сборов и соревнований. Сегодня она, титулованная спортсменка и гордость Эстонии, готова передать свое мастерство тем, кто только делает первые шаги в танцах или мечтает об этом.

По словам спортсменки, хорошо, когда

Бальное общество Выборга: о том, как преображает нас музыка и танец
 

Уже более пяти лет Выборгское Бальное общество возрождает в городе традиции проведения российских общественных балов. Алла Васильева и Роман Вотинов: танец - это радость!

Было бы логично предположить

"Желаю каждому упасть на дно"
 

Известный фитнес-блогер Войтенко о мотивации и успехе, о развитии собственного бизнеса и планах.

— Ты написал несколько программ

Китайский балет: история, особенности, лучшие постановки
 

Балет — прежде всего западный вид искусства, зародившийся в Италии в 15-м веке, но в Китае он не менее популярен. Сегодня китайский балет сочетает в себе европейские и национальные черты и широко известен во всем мире.

По мнению Чэнь Бода, постановка указывала на то,

Мигель: "Новосибирск — город свободных людей. И мне это нравится"
 

На прошлой неделе Новосибирск посетил продюсер, режиссер и хореограф, наставник шоу "ТАНЦЫ" на ТНТ Мигель. Здесь, в Сибири, он встретился с учениками центра "PROТАНЦЫ" и их родителями, провел работу с педагогами и на Public Talk рассказал о новой программе обучения для танцовщиков. 

— Как оцениваете выступление новосибирских

Нехватка развлечений в карантин побудила владикавказцев возродить "хъазт"
 

Карантинные ограничения породили нехватку культурных мероприятий, что стало хорошей почвой для возрождения во Владикавказе традиции танцевальных вечеров "хъазт", рассказали организаторы этого еженедельного мероприятия. Владикавказцы устали от самоизоляции и с удовольствием собираются в центре города, чтобы петь старые песни, играть на народных инструментах и исполнять осетинские народные танцы.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео