Карантинные ограничения породили нехватку культурных мероприятий, что стало хорошей почвой для возрождения во Владикавказе традиции танцевальных вечеров "хъазт", рассказали организаторы этого еженедельного мероприятия. Владикавказцы устали от самоизоляции и с удовольствием собираются в центре города, чтобы петь старые песни, играть на народных инструментах и исполнять осетинские народные танцы.
Каждую неделю "хъазт" собирает около двух сотен человек разного возраста в качестве участников и зрителей. Участники – в основном молодые люди, до 35 лет, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Словом "хъазт" в осетинской народной традиции называется праздничное гуляние, преимущественно с участием молодежи, в ходе которого ведущий выбирает двоих из собравшихся в круг людей, парня и девушку, для парного танца.
"Хъазт" объединил творческих горожан
Каждую среду возле памятника осетинскому писателю Гадиеву раздаётся призывная мелодия "стъили" – старинного пастушьего духового инструмента. Иногда действие начинается на другом конце улицы, откуда под музыку идут люди и завлекают всех на "хъазт". Парни переставляют скамейки с центральной аллеи прямо на середину улицы, на них обычно сидят пожилые зрители. У мероприятия есть ведущий – "чегъре". Он шутит, общается с людьми и указывает длинной палочкой на тех, кто будет танцевать. Для того, чтобы участвовать, необходимо соблюсти дресс-код. Это закрытая одежда, для девушек - платья. Некоторые приходят в традиционных осетинских мужских рубашках "хадон", их можно купить у местных дизайнеров одежды. Кто-то просто дополняет современную одежду традиционным аксессуаром – поясом или папахой.
Георгий Чихавиев - один из инициаторов проекта. По его словам, задача организаторов - показать традиционное осетинское искусство, а дело участников - решить, присоединяться к "хъазту" или нет. Георгий отметил выросший интерес к мероприятию на фоне пандемии и карантина. "Людям этого не хватало, в этот перерыв появилась нехватка культурных мероприятий. Поначалу были сложности с дресс-кодом – люди не понимали, что девушкам в штанах нельзя танцевать или парням в шортах. Но постепенно, когда мы объясняли, они поняли нашу идею. Никаких проблем в организации нет, полиция не запрещает, жители соседних домов не возмущаются, а только рады. Наша идея в том, чтобы привить любовь к национальной культуре, искусству через подобные мероприятия. У нас формируется сообщество – прослойка патриотов. Не только осетины, среди нас есть даже сербка, которая исполняет осетинские танцы", – рассказал Чихавиев корреспонденту "Кавказского узла".
Композитор, основатель ансамбля национальной музыки "Къона" Таймураз Берёзов преподает в колледже. На последнем "хъазте" он был ведущим. Таймураз говорит, что раньше ансамбль исполнял больше героических песен, но людям нравится более веселый репертуар. "Есть традиционная музыкальная культура, и эта культура из быта попала на сцену, прошло время, и эта культура просто исчезла из быта и осталась жить только на сцене. Люди не понимают различия меду тем, как нужно танцевать на сцене и в быту. В быту, то есть на свадьбе, празднике или на "хъазте" танец исполняется не для кого-то, не для зрителей, а друг для друга, и это большая разница. Для меня это площадка, где мы можем показывать, что танцы могут быть вот такими народными и исполняться друг для друга, а не по сложным сценическим схемам", – сказал Берёзов корреспонденту "Кавказского узла".
Народные мотивы сегодня звучат качественнее многих современных мелодий, отметил он. "Я слушаю и играю рок, люблю джаз. Человеку, который любит хорошую музыку, не может понравится так называемая "кавказская попса". Народная музыка – это не то, что крутят по телевизору сейчас. Мы тут все - современные модные парни, и живём в XXI веке, и если у кого-то возникают мысли о нас как о традиционалистах, которые хотят в XVI век, то в ходе общения эти стереотипы развенчиваются", – сказал композитор.
Самоизоляция пробудила у владикавказцев интерес к фольклору
Сармат Каргаев - самый молодой участник "хъазта". Он поёт в национальном хоре "Алутон". Сейчас Сармат учится играть на пастушьем духовом инструменте у своего товарища Таймураза Берёзова. "Я посмотрел, как играют, и мне понравилось очень сильно – внутри что-то ёкнуло. Я смотрю на своих ровесников и мне не нравится, что они так далеки от нашей культуры. Думаю, это все соцсети виноваты – смотрят на блогеров, пытаются на них равняться и забывают о своей культуре", – сказал Каргаев корреспонденту "Кавказского узла".
Арина Газдарова любит танцевать и приходит каждую среду на "хъазт", чтобы встретиться с друзьями и познакомиться с новыми людьми. "Я люблю свою культуру и эти вечера для меня такие теплые, сердце просто радостью наполняется. Эти песни, танцы – всё как-то светлее становится. Это приобщает молодежь к нашей осетинской культуре и сплачивает", – сказала Газдарова корреспонденту "Кавказского узла".
Девушка отметила, что в период пандемии мероприятие стало намного популярнее. "Люди потянулись к веселью, к другим людям. Конечно, когда долго не видишь своих друзей, хочется общения. Раньше здесь было немного хаотично, просто собирались ребята и пели, а сейчас всё стало организовано и похоже на культурное мероприятие", – добавила она.
Георгий Калоев уже давно интересуется традиционным "хъазтом", здесь он нашел много новых друзей. "Я стараюсь соответствовать стилю, обычаям. Вот сегодня я не соответствую, не планировал и оказался тут случайно, пришел в коротком рукаве – это немного некрасиво, потому что, когда поднимаешь руки в танце, может оголиться", – сказал Калоев корреспонденту "Кавказского узла".
"Здесь весело, здесь то, что я хочу видеть в общем на каждой улице, в каждом селе, в каждой республике. Это пропаганда своей культуры и для меня это очень важно, так как я патриот своей республики. Люди собираются – значит это им интересно, значит есть еще такие люди, которые хотят, чтобы это было в массах. Это нужно продвигать, это наша история. Многие здесь не танцующие, не поющие люди, но они приходят и стараются, пытаются показать, что им это тоже нужно", – сказал Георгий Калоев.
"Я считаю, что быть осетином – это значит соответствовать всем нормам. Не хвалюсь, но я никогда в жизни не выходил в город в спортивках, для меня это не норма. Если я увижу человека в спортивках, я ему замечание не сделаю, но сам при этом никогда так не оденусь. Вот если будет ребёнок маленький, я могу к нему подойти и сказать – когда вырастешь, не носи спортивки или шорты", – поделился он.
Таймураз приезжает специально из другого района города после работы, чтобы посмотреть на "хъазт". Раньше он танцевал народные танцы в ансамбле, но предпочитает просто наблюдать со стороны. "Это интересно и весело. Я отвлекаюсь от своей работы на целых полтора часа и мне становится легче. Как я понимаю, это настоящий осетинский "хъазт" – такой, каким он был века назад. Вот перед нами история вживую", – сказал Таймураз корреспонденту "Кавказского узла".
Марина Пагаева живёт в центре города. Пенсионерка говорит, что специально приходит на главную улицу, чтобы посмотреть "хъазт": "Это прекрасно, одна из отдушин. Здесь люди, горящие творчеством. Куда себя деть вечером? Сегодня встретила знакомых и тоже посоветовала приходить сюда".
Георгий Дзидзоев долгое время жил на Севере и в Азии, занимался строительством. Сейчас он на пенсии и живёт на родине, в Осетии. На "хъазте" Георгий оказался впервые, говорит, что сюда его позвала супруга. "Я и не знал об этом мероприятии, теперь буду приходить. Это здорово, что вспоминаем свои национальные традиции, люди общаются на своём родном языке", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Автор: Тамара Агкацева
Просмотров 1716