На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 2794; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
09/12Талант радости, или Тайна грузинского танца

«Да, это мы, грузинские танцовщики, нарушили вековые традиции «Ла Скала». Ровно полвека назад имел место небывалый в истории этого уникального театра случай: на его сцене, с национальной хореографической программой в 2 отделениях предстал ансамбль из маленькой страны с богатой и древнейшей культурой. Это был первый и единственный прецедент выступления на сцене предназначенного исключительно для оперных представлений миланского театра – флагмана постановок Россини и Доницетти, Беллини и Верди, Пуччини, Масканьи, Леонкавалло и иже с ними. Если не считать коротких выступлений классического балета – Джорджа Баланчина (Баланчивадзе), к примеру. Но народный ансамбль с двухактным представлением.

Этот коллектив оживил на прославленной сцене созданное ещё далёкими предками, идущее из глубины веков бессмертное искусство, ставшее визитной карточкой Грузии, которая облетела всю планету.

Искусство это, твёрдо и по справедливости, заняло достойную нишу в сокровищнице мировой культуры… Занавес поднимался 14 раз! Импрессарио сказал нам, что такое история «Ла Скала» помнит лишь дважды – на выступлениях Энрико Карузо и Франко Корелли».

Такими словами открыл легендарный танцовщик Тенгиз Утмелидзе авторский вернисаж, посвящённый 50-летию дебюта Государственного ансамбля народного танца Грузии под руководством Илико Сухишвили и Нино Рамишвили на сцене Мекки оперного искусства – миланского театра «Ла Скала».

К слову вспомнил он и о вряд ли имеющем аналоги случае – когда после концерта в Вене и многочисленных поклонов на «бис», танцовщики уже переоделись в своих гримёрных. Но овации не смолкали, и артистам пришлось снова облачаться в национальные костюмы и танцевать, танцевать, танцевать…

А ведь одеться в национальные костюмы, да ещё для энергозатратных выступлений – задача – ох, какая непростая! Не проще, чем хоккейному вратарю полностью экипироваться в своё обмундирование. Всё надо учесть – под каким углом надеть папаху, чтоб не ровен час не слетела в пылу прыжков да вращений; какими узлами подвязывать верхнюю и нижнюю одежду, чтоб понадёжней было, а чоха (мужская верхняя одежда) ни пушинки не простит, если она не пригнана самым надёжным образом… (авт.).

Вспомнил наш прославленный танцовщик и о том, как появлялись на концертах сухишвилевцев представители дипломатического корпуса, аккредитованного в тех или иных странах. Обычно публика этого ранга приходит минут на 10-15, обозначая уважение и удаляясь по более важным делам. Но на концертах грузинского ансамбля все нормы были порушены/похерены, и дипломаты вопили от восторга, самозабвенно аплодируя вплоть до «театрального разъезда».

Накануне Тенгиз Утмелидзе, памятуя о наших прежних встречах на различных «фестивалях, конкурсах, концертах» позвонил мне домой и пригласил посетить эту фотовыставку, потому что «заинтересован, чтобы о ней написал человек неравнодушный»…

Какое уж тут равнодушие, батоно Тенгиз…

Разве можно быть равнодушным к стремительному соколиному полёту, к скольжению лебедей по ровной озёрной глади, к вулканоподобным выплескам энергии, прыжкам чуть не от кулис к кулисам или захватывающей имитации боя на мечах со щитами, настолько захватывающей, что зрительские нервы рассыпались по залу колючими ёжиками и сворачивались в клубки.

К слову, совсем недавно полиция во Франции побросала в автофургоны наших молодых танцоров в национальных одеждах, которые томились в ожидании автобуса и решили скоротать время, устроив «репетицию» боевого танца с саблями прямо на парижской площади, повергнув в ужас и обратив в бегство добропорядочных прохожих…

Но вернёмся в зал Государственного музея театра, кино, музыки и хореографии. Построенный по проекту немецкого архитектора Пауля Штерна в 1920-е годы, этот музей остаётся одним из красивейших зданий Тбилиси, а его фасад – замечательным образцом готической архитектуры. Здесь хранится более 200 000 экспонатов – свидетелей истории грузинского театра, кино, музыки и хореографии. Это прежде всего – мемориальные предметы, аудио-видео записи, афиши, киноплёнки, программы, коллекции театрально-декоративного искусства, рукописи и архивные материалы деятелей литературы и искусства.

Особый интерес представляют костюмы, в том числе сухишвилевцев, выполненные выдающимся грузинским и советским театральным художником и сценографом Солико Вирсаладзе. Костюмы эти очаровывали не только красочностью, но и гармоничным сочетанием с характером и стилем танца. Солико Вирсаладзе создал не только эскизы костюмов, отличающиеся неподражаемым изяществом, но стал также автором неповторимой цветовой гаммы декораций.

Отмечалось также, что и сшиты танцевальные костюмы были ювелирно – по фигурам танцовщиков, тут уж своё мастерство показали театральные портные.

История здания музея – отдельный захватывающий сюжет (см. приложение).
Но довольно отступлений. Вернёмся к открытию вернисажа.

К микрофону подходит именитый грузинский художник Гиви Тоидзе:
- Мы присутствуем на выставке Тенгиза Утмелидзе – не только великолепного хореографа и выдающегося танцовщика, но и высокоодарённого фотопортретиста. Доказательства прямо здесь, размещены на стенах – вы видите, как ему удавалось «схватить» своим объективом партнёров – в движении, в прыжке, в миг выполнения «огненных» пируэтов… Да ещё и «допотопным» аппаратом… Сравнить это можно только с методом работы великого кардиохирурга Эгнатэ Пипия. В его время не было никаких современных компьютерных технологий – он спасал людей, делал сложнейшие операции одними лишь своими чудодейственными руками. Так же, как Тенгиз Утмелидзе, без всяких цифровых сверхсовременных фотокамер, сохранил плоть и душу мира грузинского танца 1960-х, в чёрно-белых художественных изображениях.

Как ему удавалось одновременно и снимать, и танцевать?
Вопрос остаётся открытым. Тенгиз Утмелидзе, против законов физики, сумел, работая под столь строгим руководством Нино Рамишвили, умудряться одновременно создавать образцы художественной фотографии – летопись родного ансамбля.

На вернисаже слово своё сказал и легендарный Омар Мхеидзе. История сохранила его выступления тех лет, как и других корифеев, в фильме Георгия Асатиани «Триумф в «Ла Скала» (был также снят документальный фильм о триумфе «сухишвилевцев» в Австралиии и Новой Зеландии).

Омар Мхеидзе был изобретательнейшим танцовщиком, который, подобно выдающимся советским актёрам на съёмочных площадках, «на ходу» придумывал новаторские танцевальные приёмы и движения. И поэтому запомнилось скорее не то, что он говорил, а то, как (в свои 80 с «хвостиком») выполнил сложное движение, да ещё с притопом и победным кличем…

Был на презентации и артист Шалва Гаручава, который в прыжке, во время исполнения танца, «сымпровизировал», поймав летевший с балкона букет цветов, но он скромно отказался подойти к микрофону. Зато полвека назад этот снимок с пойманным букетом облетел всю мировую прессу.

Критика писала: «Никто не станцует грузинский танец, кроме грузина. Невозможно имитировать этот темперамент, это сродство с отечеством, памятью предков и генетически передаваемой культурой движений».

Один из главных героев мирового турне сухишвилевцев и, в особенности, исторического триумфа в «Ла Скала», Фридон Сулаберидзе, в своём выступлении отметил:

- В наше время количество движений в танце было в разы меньше, чем сейчас. Но они были отточены и отшлифованы ювелирно. И ещё одно отличие: современные танцоры блистают на сцене, тот же восторг царит в зрительном зале, но… Нет узнаваемых исполнителей, со своими характерными стилевыми особенностями, какими были выдающиеся мастера «золотого поколения» (их имена упомянуты на этих страницах – авт.) Вряд ли найдётся в мире этнос, способный составить программу двухактного танцевального спектакля, где танцы различных уголков Грузии сменяют друг друга: Аджария, Гурия, высокогорная Сванетия – далее везде; был у нас специальный танец, посвящённый царице Тамаре, танцы охотников, пастухов, воинов… Всех не перечислить.

И вот, имея всё это как дар божий, немалая часть нашей молодёжи обезьянничает, подстраиваясь под западную танцевальную неврастению. Не мы им – они нам должны подражать, для них же лучше будет. А наша молодёжь продолжает в ночных клубах изображать гальванизированных лягушек мужского и женского пола. Но есть и положительная статистика. В нашей маленькой стране танцует полмиллиона (!) детей – в школах, кружках, ансамблях, любительских и профессиональных.

И не случайно к отечественному зрителю танцевальные коллективы выходили и выходят, не упуская ни единой мелочи, потому что грузинский ценитель, подготовленный и просвещённый, знакомый с историей народного танца, всё подмечает. И тут же «считывает» танец.

У нас несколько ведущих танцевальных трупп. Помимо «сухишвилевцев» это прежде всего «Эрисиони» и «Рустави».
Но у нашего ансамбля свой стиль. Мы не ставим во главу угла демонстрацию спортивной выучки, физической силы и выносливости. Я бы назвал этот стиль бурлением души. Причём бурлением, не всегда смиряющимся со временем. Наша Нино Лазишвили, когда ей было уже за 50, летала по сцене птицей, никто не верил её паспортным данным.
Сам Тенгиз Утмелидзе, уже во время неформальной части, за бокалом вина, признался, что, собирая экспонаты на выставку, гладил и целовал каждое изображение – как память сердца, и «вслушивался» в них – как в отголоски истории славы грузинской хореографии.
В наши дни, как и 70 лет назад, когда начался длящийся по сей день период увлечения народными танцами, детей принимают в хореографические студии и кружки начиная с 5-6 лет, в зависимости от крепости кончиков пальцев ног. Это очень важно – ряд танцев, сопровождаемых небывалым успехом, исполняется именно на кончиках пальцев ног. Кроме того, нелишне проверить ребёнка на IQ, поскольку, если дитя глуповато, грузинский танец оно должным образом не освоит. И жалко ребёнка – он будет страдать, потому что обучение грузинскому танцу требует не только «полётов» по сцене, но и умения хватать советы педагогов «на лету» (авт).
- Молодое поколение танцоров ничем не уступает нашему, скорости даже повыше, танцевальное искусство не стоит на месте, оно, как и все виды земной деятельности, подчинено законам развития, продолжил свой рассказ у микрофона Фридон Сулаберидзе. - По сравнению с нашей эпохой заметно увеличилась активность танцовщиц в ходе сценического действия, а также физические нагрузки. Но… то «золотое поколение» полувековой давности, восхитившее мир, было ещё и поколением личностей – в танце вырисовывалась индивидуальность солиста, чего сейчас не встретишь или почти не встретишь… Девушки блистали неземной красотой и мастерством. При этом они были так чарующе прелестны, что и танцевать не надо было, чтобы услышать овации – просто выйти на сцену… Райский сад гурий – так я их называл.
Иамзе Долаберидзе, Латавра Почиани, Нино Кирвалидзе, Инга Тевзадзе, Белла Капанадзе… Им посвящали стихи, их фотопортреты не сходили с обложек журналов…
Вспоминаю танцы «Кинтоури» и «Карачохели» в исполнении Фридона Сулаберидзе, создавшего новый образ кинто не только как танцовщик, но и как режиссёр, и сценарист. Карачохели – это дворяне, люди величавые, знающие себе цену, самолюбивые, и танец соответствующий. А кинто – бродячие торговцы и муши (грузчики), считались публикой жуликоватой, даже мошенниками. Хотя были и такие, которым хоть ящик со столовым серебром поручи доставить – доставит, ни ложечки не украдёт.
А Фридон Сулаберидзе создал образ кинто-князя, с чувством собственного достоинства, и эта версия «кинтоури» имела необычайный успех (авт.).

- Вспоминаю горделивую посадку головы Нино, воистину королевские манеры, интонации и глубокие, как изумруд, зелёные глаза, улыбку, словно солнцем освещающую, - словно бы рисует картину из прошлого Фридон Сулаберидзе…
Но как она бывала строга… Случайно, ещё ребёнком, я попал на «построение» перед началом репетиции и стал свидетелем её первых минут. Запомнились две реплики:
«Как можно танцевать, не имея ни слуха, ни ритма…».
И:
«Девочка, у тебя всегда такой удивлённый вид, будто ты только что с луны свалилась…» (авт).

Латавра Почиани

- Вспоминаю её повелительный клич: - Доли! (Барабан!) – словно взмах дирижёрской палочки, исполненный энергии, - вновь слово Фридону Сулаберидзе. - И мы, подобно морякам, по 8-9 месяцев в году колесили по континентам и странам, выступали в лучших, в королевских театрах!
Фридон Сулаберидзе вспоминал и приёмные просмотры, которые проводил Илико Сухишвили. Ему достаточно было максимум одной-двух минут.
Кандидат проходил один лишь круг по сцене, а Илико уже кричал: «Стоп, принят!». Или: «Стоп, спасибо!». Но «стоп, принят!» ещё не означало «окончательно принят и начинает концертную деятельность». Любому новичку, даже с самыми гениальными задатками, неизменно назначался испытательный срок – 6 месяцев. За это время проверялись не только мастерство и природные данные, но и характер: каков в опьянении, каков в стрессовом состоянии, в трезвом и спокойном?
А как не вспомнить хореографическую версию главы из «Витязя в тигровой шкуре Руставели» - «Взятие Каджетской (Бесовской) крепости» и освобождение возлюбленной Тариэла Нестан-Дареджан… Трёх главных героев – Автандила, Тариэла и Фридона танцевали соответственно блистательные Тенгиз Сухишвили (сын Илико и Нино), Тенгиз Утмелидзе и Фридон Сулаберидзе.

В настоящее время руководство ансамблем взяли на себя и достойно поддерживают великие традиции внуки - Илико Сухишвили и Нино Рамишвили, названные в честь великих дедушки и бабушки. Илико-младший является художественным руководителем, а Нино-младшая – директором ансамбля.

Выступая на открытии вернисажа, Нино Рамишвили-младшая сообщила, что находится в активной переписке с администрацией миланского театра «Ла Скала», и в будущем году под его сводами планируется отметить 50-летие грузинского триумфа. На этом торжестве обязательно должны присутствовать прославленные наши танцоры – здравствующие участники того самого феерического действа, обозначенного в орнаментированной афише следующим текстом:

DI GEORGIA DIRETTORE
ARTISTICI E COREOGRAFICI

Пролистаем страницы истории.
«Мысль о создании ансамбля зародилась еще в 1935 году, когда Илико Сухишвили вместе с группой грузинских танцоров был командирован в Лондон на всемирный фестиваль народного танца. Успех грузинских танцоров на этом празднике настолько вдохновил нас, что мы решили создать ансамбль грузинских народных танцев.

…Мы задались целью не только перенести на сцену распространенные в народе танцы, но и восстановить позабытые, а также создать новые танцы на народной основе.

…Мы хорошо понимали, что по законам сцены нельзя переносить танцы на сцену в нетронутом виде. От постановщика требуется способность найти гармонию между фольклорным материалом и режиссерской обработкой, или, другими словами, танцы для показа на сцене должны быть театрализованными», - писала в своих воспоминаниях Нино Рамишвили.
Но воплотить идею в жизнь удалось лишь десять лет спустя. Первый концерт ансамбля Сухишвили/Рамишвили состоялся в 1945 году, в Летнем театре Грузинской Государственной филармонии.
К этому выступлению было подготовлено 18 номеров, и среди них – шедевральная «Самаиа» - танец трёх девушек, созданный Нино и Илико под впечатлением от увиденной старинной фрески на стене кафедрального собора Светицховели в древней столице Грузии Мцхета. Ошеломляющий успех вдохновил супругов на продолжение работы по расширению репертуара.
А первые гастроли и первый триумф за пределами Грузии «сухишвилевцев» ожидал в Москве, в консерваторском зале Чайковского. И вслед за тем Госконцерт сгоряча заключил с ансамблем договор о гастролях по всему периметру СССР. И о своей горячности не пожалел. За полгода грузинские танцовщики дали 150 концертов (!) – и везде им сопутствовал просто бешеный успех. Первой зарубежной страной посещения стала Финляндия, где «сухишвилевцы» выступили в огромном зале «Мессухали» в Хельсинки. Далее победоносное шествие ансамбля продолжилось по дорогам всех континентов.

«40 грузин «вскипятили кровь» хладнокровным норманнам, дипломатам и датскому принцу Кнуду», - писала копенгагенская пресса после выступления «сухишвилевцев» в столичном Королевском театре.
Не удовлетворившись несколькими выходами «на бис», зрители в конце концов разнесли двери артистической уборной и на поднятых руках вынесли танцовщиков (а кому повезло – и танцовщиц) на заваленную цветами сцену.
Прямо на этом свежем «ботаническом фоне» и пришлось грузинам исполнить ещё раз лихой боевой «Мхедрули».
Одна из самых авторитетных датских газет «Информасион» так отзывалась об этих сенсационных гастролях: «…Надо думать, что грузины осваивают танцы вместе с материнским молоком. Танцоры показали такую совершенную филигранную технику, что по сравнению с ними наши солисты Копенгагенского королевского театра напоминают призраков…».

«Прошли годы, позади остались гастроли во многих странах мира. Коллектив танцоров пополнился новыми солистами, такими как Тамаз Кикалишвили, Тенгиз Утмелидзе, Ростом Яшвили, Дато Квелидзе, Лиана Абрамишвили, Лейла Думбадзе. Ансамбль особо тщательно готовился к выступлениям во Франции – ведь в этой стране собрался цвет грузинской эмиграции. Волновались все, даже такие опытные виртуозы, как Владимир Купарадзе, Шалва Гаручава, Зураб Квелидзе, танцоры с удивительной энергетикой Гоги Джибладзе и Омар Мхеидзе, блистательные Тенгиз Сухишвили (сын Нино и Илико) и Дато Басилашвили. И вот, 18 декабря 1957 года, в первоклассном парижском концертном зале «Альгамбра» назначен первый концерт нашего ансамбля. Полный аншлаг. Билеты распроданы задолго до концерта. Зал заполнен за час до начала представления. Ложи ослепляют сверкающими диадемами, алмазными колье, матовым мерцанием жемчужных ожерелий. В театре собрался высший свет и артистическая элита.

Парижан пленили ураганный темп грузинских танцев и их притягательная сила. Премьера стала мировой сенсацией. Зрители театра «Альгамбра» - кинозвезды, мастера балета, артисты с мировым именем, армия многочисленных критиков, журналистов и репортеров стоя, в течение 20 минут аплодировали артистам, благодаря их за «чарующие и фантастические танцы». После выступления Луи Арагон сказал: «Я люблю Грузию, но после вашего выступления еще больше полюбил. Вы пленили нас вашими огненными, грандиозными, грациозными и благородными танцами». Симона Синьоре и Ив Монтан добавили: «Париж никогда не видел ничего подобного!». Бриджит Бардо вытерла слезу и взволнованно сказала: «Следует молиться, когда мы видим грузинских виртуозов, танцующих на пальцах ног». Серж Лифарь крепко пожал руку Илико Сухишвили и сказал: «Все было прекрасно! Ваши танцы самые красивые, самые древние, самые народные! Вы завоевали Париж!».

С триумфом прошли гастроли ансамбля и в США. Особенно запомнился оригинальный прием зрителями нашего ансамбля в Лос-Анджелесе, «Голливуд-холле», вмещающем 24.000 зрителей. К концу второго отделения концерта, который заканчивался танцем «Шеджибри» («Состязание»), все 24 тысячи зрителей как один встали и одновременно зажгли зажигалки. Море огненных «светлячков» произвело сказочный эффект. Позже лауреат премии «Оскар» Джеймс Кэгни («Судьба солдата в Америке») пояснил, что такой прием в Голливуде бывает раз в 20 лет и означает высшее восхищение зрителей.

В ансамбль попадали самые талантливые, высокие, статные, воспитанные, владеющие языками артисты. Выступать в ансамбле было престижно и почетно, не будем забывать, что коллектив постоянно выезжал за «железный занавес». Поразительно и другое: ансамбль, взявший чрезвычайно высокую планку, никогда не почивал на лаврах - во многом это заслуга довольно жесткого нрава Нино Рамишвили, требовавшей полной отдачи, дисциплины и искоренявшей все ростки звездности», - читаем фрагмент статьи «История великого ансамбля» на сайте livejournal.com.

На протяжении всей своей истории «сухишвилевцы» сохраняют верность первоисточникам, структурным принципам, общим традициям национального фольклора всех уголков Грузии. Эти традиции формировались и закалялись на протяжении тысячелетий: техника «сквозного» исполнения, хореографические особенности ритуальных, праздничных танцев – все эти имеющие собственную специфику образцы требуют высочайшей профессиональной подготовки, а их исполнение связано с большими трудностями ввиду его необычайно многообразной художественной природы. Артисты демонстрируют образцы фольклора всех регионов Грузии, соответственно меняя костюмы, перестраиваясь на различные «регистры» темперамента народов, населяющих Грузию.

Пресса отстукивала взахлёб ленту за лентой

«Большой зал «Концертхауза» дрожал от рукоплесканий и топота ног увлечённой публики, выражавшей свой восторг после каждого номера…», - рапортовала читателям австрийская газета «Дер Абенд» в 1963 году.

«В гармонии музыки и света, с невероятной динамичностью и ослепительной виртуозностью этот необыкновенный ансамбль демонстрирует самые красочные танцы», - с восточной витиеватостью оповещала в 1966 стамбульская пресса.

«Божественная пластика прекрасных женщин и неповторимая виртуозность неистовых парней», - не скупились на эпитеты римские журналисты в 1967.

А индийские рецензенты из делийской «Фри пресс джорнел» в 1962 признавались: «Грузинам удалось вовлечь нас в вихрь своих фантастических и в то же время понятных танцев».

Не остались в долгу и французы из «Фигаро», ещё в 1958 году:

«… Вулканический праздник, вызывающий восторг и удивление… колоссальное мастерство, кавказский темперамент, необыкновенное совершенство техники, разнообразность движений и головокружительный ритм… Всё это достигает вершин совершенства. Французы ничего подобного не видели!».
Неожиданно эмоционально откликнулась немецкая пресса в 1969:
«В Германии пронеслась буря. Все, кто видели выступления этого ансамбля, отвернутся от других фольклорных ансамблей. Кто видел танец грузинских мастеров, навсегда будут знать – что значит народный танец».
«Грузинские танцы – это двухчасовое высшее блаженство, это сжатость силы, пленяющий ритм и железная дисциплина, это прелесть женщин, смелость и ловкость мужчин».

Не поскупились на хвалебные отзывы и греки: «… Глядя на такое изумительное зрелище, трудно оставаться спокойным и не прийти в восхищение. Это величайшее достижение хореографии… Смотря спектакль, невольно думаешь: сколько энергии и труда было потрачено постановщиком спектакля для создания столь великолепного зрелища!

«ЛА СКАЛА»

Итальянские газеты писали: «Это не танец, это — полет. Их танец бросает вызов законам гравитации. Союз мужской бравады и женской грациозности».

(«Корриере Ломбардо»), 1967:

«В зале овациям не было конца. Публика не расходилась, и это было больше, чем «победа». Это был настоящий триумф. Миланскую публику удовлетворить очень трудно. Обычно зрители говорят «хорошо», не проявляя восторга. Но в тот вечер энтузиазму публики не было конца, она сердечно восторгалась».
И фрагмент статьи из другого номера газеты: «Дух фольклора привнесли грузинские танцоры на сцену «Ла Скала». Узоры их танцев берут начало от древнейших исторических корней. С таким триумфом в «Ла Скала» ещё никто не выступал. Грузины захватили наши сердца и мысли.
Они возводят техническое мастерство до подлинно творческих высот. Нередко впечатление, произведённое их искусством, невозможно выразить словами. Горделивые движения… Неистовое веселье… Изысканная, утончённая грациозность девушек… Безупречность жестов и… единодушие ансамблевого ощущения.
Битком набитый театр гудит и горит энтузиазмом. Это действительно головокружительный вечер».

Танцует не тело – танцует душа…

Эту статью, опубликованную в «АиФ-Тбилиси» автор настоящего материала целиком посвятил Тенгизу Утмелидзе и его детищу – юбилейному альбому к 70-летию «сухишвилевцев» (приводится в сокращении).

Подобные издания принято причислять к энциклопедическим. «Танцем дышащий гений грузинский»» — так называется этот иллюстрированно-текстовой альбом, щедро оснащённый поэзией высокого полёта, разумеется, тематически близкой фарватеру этой замечательной книги, а именно: славному творческому пути «Национального балета Грузии». И всё, же сердце подсказывает величать альбом не «Энциклопедией Национального балета», а его «Волшебным зеркалом».
Автор проекта и составитель объёмистого издания большого формата – прославленный танцовщик Тенгиз Утмелидзе.

Автор-составитель сборника Тенгиз Утмелидзе совсем молодым человеком стал артистом-танцовщиком «сухишвилевцев», после того, как в 1957 году принял участие в VI международном фестивале молодёжи и студентов в Москве. В скором времени Утмелидзе занял позиции ведущего артиста ансамбля, попутно овладев профессиями журналиста и инженера.
Немало «звёздных партий» на творческом счету Тенгиза Утмелидзе, но особое признание и популярность принёс мастеру национальной хореографии танец «Картули» в тандеме с легендарной Нино Рамишвили, избравшей партнёром именно Тенгиза Утмелидзе, за его утончённый артистизм, высокую культуру исполнения, благородство движений и пылкий темперамент.
За годы выступлений в ансамбле Тенгиз Утмелидзе успешно гастролировал с ансамблем почти в 70 странах. Как журналист, он также проявил высокую оперативность и профессионализм, посылая в СМИ тексты и репортажи (более 200 статей), публицистических писем и даже новелл, повествующих о деятельности ансамбля, отображающих гастроли «сухишвиливцев», под бури оваций во всех уголках планеты.
Композиция книги выстроена занимательно и динамично. Под обложкой этого альбома в мирной гармонии сосуществуют фотографии и критические заметки, публицистика и лирические миниатюры, посвящённые грузинскому танцу и его чародеям. Вышли эти избранные стихотворения из-под пера классиков и современников – Иосифа Гришашвили, Мурмана Лебанизе, Иосифа Нонешвили, Мориса Поцхишвили, и других (всего более 20) авторов.
«Это - синтез пластики, энергии и мастерства.
Поклонники подлинной эстетики преклонили колени перед приподнявшимися на цыпочки грузинскими танцорами» — такое образное наблюдение дарит нам во вступительной статье Тенгиз Утмелидзе.
Огненное мужество танцовщиков и нежное женское изящество танцовщиц – вот основание и духовная сущность грузинского танца, в котором так явственно выражена героическая натура народа, чувство прекрасного, зажигательный темперамент, стремление к поэтизации внутреннего и окружающего мира, врождённый артистизм и внутреннее благородство.

 

И не будет преувеличением сказать, что именно ансамбль Сухишвили-Рамишвили вывел Грузию как страну, на орбиту признания международного масштаба.
«И не только театры, но и стадионы заходились в крике, как во время голов, забитых любимцами болельщиков», — пишет далее Тенгиз Утмелидзе.
А вот, что сообщалось в рекламном анонсе перед гастролями «сухишвилевцев» в Германии и Австрии:
«Восьмое чудо света» — именно так окрестила ансамбль «Сухишвили» международная пресса. Всемирно известный грузинский национальный балет «Сухишвили» с новой юбилейной программой «Все самое лучшее за 70 лет». Потрясающее по своей насыщенности и яркости шоу ожидает немецкую публику этой осенью – новая юбилейная программа в семи городах Германии и Австрии. Зрителей ждет небывалое масштабное действо — 60 танцоров и оркестр на сцене, сотни ярких и красивых костюмов, а также пять десятков эксклюзивных сабель.
За более чем 70 лет существования балета коллектив приобрел поистине мировую славу, провел более 250 турне, 11 раз объездил 5 континентов, побывал с гастролями в более, чем 90 странах мира и дал около 12500 концертов, радуя своих поклонников по всему миру яркими номерами, ставшими визитной карточкой Грузии. «Сухишвили» рукоплескали свыше 60 миллионов человек десятки и десятки мировых знаменитостей.
В период больших гастролей в Нью-Йорке концерт грузинского балета был признан лучшим шоу, показанным на Бродвее. Со времени яркого дебюта и по сегодняшний день танцоры из Грузии поражают публику по всему миру своей удивительно зрелищной хореографией, вихревыми вращениями, головокружительными прыжками, которые наполняют сцену динамической энергией».
«Когда мы целиком отдаем себя духу танца, он становится молитвой», — так высказывалась философ танца, режиссёр и исполнительница Габриэлла Рот. И невольно кажется, что эти слова были произнесены после посещения ею концертов «сухишвилевцев».


Автор: Владимир Саришвили
Источник: Камертон


Просмотров 2254




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео