На сайте всего: анкет коллективов 685; имен 784; новостей 1208; публикаций 1158; фоторепортажей 802; объявлений на форуме 1367; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
13/01Балетное дело

Традиции и будущее русского балета крепко держит в изящных руках Людмила Ковалева. Ее ученицы Ольга Смирнова и Мария Хорева — тому подтверждение.

Людмила Ковалева встречает меня на пороге квартиры в самом центре Петербурга. На кухню, к крепкому кофе в изящных фарфоровых чашках, мы идем бесконечно длинным коридором. Стены почти полностью закрыты афишами и фотографиями. Хозяйка останавливается, чтобы показать — вот афиши проектов Дианы Вишнёвой. Дальше тоже лица узнаваемые: Ольга Есина из Венского государственного балета, Ольга Смирнова — предмет особой гордости Большого театра, звезда Михайловского театра Екатерина Борченко, сонм предпоследнего выпуска — четверка девочек во главе с Марией Хоревой, дебюты которых в Мариинском театре вновь объединяют балетоманов обеих столиц, дочь Людмилы Валентиновны Алиса Петренко, тоже солирующая в Мариинке. Снова Диана, Диана, Диана — ясно: не просто ученица, скорее, еще одна, пятая, дочь. «Не знаю, куда буду вешать следующий выпуск», — смеясь, но с очевидной гордостью говорит Людмила Валентиновна.

Людмила Ковалева, гастроли в США, 1964

Ряды выпускных фотографий и парадных портретов перемежаются семейными снимками. Когда­-то молодой актер и кинорежиcсер Виктор Соколов увидел юную Людмилу Ковалеву в партии Повелительницы дриад и решил: «Будет моей женой!» Теперь у Ковалевой четыре дочери и семеро внуков. Своих девочек она отдала в Вагановскую академию, сейчас у трех балетные школы, а младшая продюсирует культурные проекты. «Чувствую себя перед ними бесконечно виноватой — на них вечно не хватало времени, — сетует Ковалева (обычная история семьи педагогов). — Но у нас очень близкие, доверительные отношения».

История каждой балетной звезды начинается со встречи с великим педагогом. Сама Ковалева считает, что для успешной карьеры нужны «данные, трудолюбие и счастливый случай». «Раньше все педагоги академии должны были отработать на приемных экзаменах. Помню, в один из дней мы извелись: беспрерывным потоком входят девочки, у всех проверяем шаг, прыжок — и ни одной с такими данными, чтобы сказать: обязательно берем! И вдруг я увидела девочку с удивительным лицом, умными глазами, изящной головкой. Мы все спины выпрямили, смотрим с надеждой: «Какая славная! Только бы были данные!» Но — шага нет, стопы нет — ничего нет. По всем параметрам не должны брать. Но я предложила: «Давайте трижды напишем «условно», но возьмем!» Так Людмила Ковалева стала счастливым случаем в судьбе 11­-летней Дианы Вишнёвой. Этой зимой Диана готовит в Мариинском театре вечер к 80-­летию любимого педагога. А тогда горевшую страстью к танцу ученицу Ковалева провела от первых па до блестящего выпуска: «Характер у нее такой, что, чем бы она ни занималась, я уверена, везде бы себя нашла. Она умница: и прыжок, и шаг — все в себе развила. Но главное — любовь к своему делу. Именно это движет ею по жизни».

В то время Ковалева была молодым педагогом Вагановской балетной академии (тогда она еще называлась Ленинградским академическим хореографическим училищем имени Вагановой), преподававшим в младших и средних классах. Выпускные вели ученицы самой Агриппины Вагановой, на которых оттачивалась ее методика обучения классическому танцу, сегодня принятая во всем мире. Ковалева прошла эту же школу. Сохранились ее записи, сделанные в 1960–1970-­х: безупречная каллиграфия движений, выразительность жеста, чувство стиля, точеность фигуры — эталон ленинградской школы. Примой она не стала. Но, ежедневно танцуя сольные партии, наблюдала, как и из чего куется мастерство Дудинской, Зубковской, Моисеевой, Макаровой, Сизовой, Евтеевой — великих ленинградских балерин.

Людмила Ковалева с Дианой Вишнёвой, 1990-й

Лучшие балетные педагоги выходят не из прим, а именно из таких солисток с аналитическим складом ума. Досконально знающих традицию, но понимающих необходимость коррективов. На полстолетия раньше этот путь проделала Ваганова, синтезировавшая достижения виртуозной итальянской школы с благородством французской. Ковалева уверена: будь Ваганова жива, она продолжала бы модернизировать свою методику. Людмила Валентиновна встретилась с Вишнёвой в тот момент, когда после падения СССР открылись границы и сцены. Визит в Ленинград француженки Сильви Гиллем — по меркам российского балета недопустимо высокой, чрезмерно гибкой, неправдоподобно выворотной, «выстреливавшей» ногой в немыслимый six o’clock (так обозначили ее знаковую растяжку, напоминавшую стрелки циферблата) — лишил покоя и учеников, и артистов, и педагогов. Оказалось, что наш балет, считавший себя лучшим в мире, сохранял надежность школы, ее умеренность и аккуратность, но был угнетающе старомодным.

Хореографами мирового уровня, которые обычно и совершают балетные революции, Россия тогда не обладала. Эту роль взяли на себя педагоги. В классах на улице Зодчего Росси, 2, где зеркала помнят не только Ваганову, но и Мариуса Петипа, Ковалева не просто учила Вишнёву правилам и приемам классического танца. В их уроках, в репетициях партий для школьных спектаклей рождалась новая эстетика русского балета. Она сохраняет гармонию движений всего тела, согласованность «верха» (головы, корпуса, рук) и «низа» (ног), но придает им современную динамику, амплитуду, сложную координацию.

В своих ученицах, даже юных, Ковалева видит балерин, в сложных характерах — будущие сценические образы. «Репетировать с Людмилой Валентиновной сложно, но увлекательно. Сложно, потому что иногда по часу разбираем одну часть вариации, которая длится-­то всего 15–20 секунд», — объясняет Ольга Смирнова. Когда Вишнёва за год до окончания школы получила приглашение станцевать в Мариинском театре главную партию в «Дон Кихоте», это было беспрецедентным случаем. Когда Большой театр предложил Ольге Смирновой, минуя кордебалет, сразу статус солистки и главные партии в «Баядерке», «Дочери фараона» и «Бриллиантах», а два года назад Мариинский практически с выпускных экзаменов забрал Марию Хореву, Анастасию Нуйкину и Дарью Ионову танцевать «Аполлона» Баланчина, стало очевидно: Ковалева раньше других поняла — и приняла — невероятные темпы сегодняшнего балетного театра. В год ведущие труппы выпускают несколько премьер и дают сотни спектаклей. При этом современные требования не позволяют балеринам танцевать до восьмидесяти, как удалось Плисецкой и Алонсо. «Это как цветы: сейчас они стоят, а через неделю завянут», — говорит о балетной карьере Людмила Валентиновна.

Она один из немногих педагогов, кто не оплакивает прежние времена, когда партии репетировали месяцами, а учит так, чтобы в театре ее ученицы не потеряли ни дня, сразу были готовы к главным партиям.

Людмила Ковалева с Дианой Вишнёвой, 1994-й, после победы на конкурсе в Лозанне

Ковалева считает, что воспитание — не ее прерогатива. Но педагог по классике — главный человек в жизни балетного ребенка. Просто его жизненные уроки не стоят в расписании. Сам ее стиль, умение сохранять элегантность даже на уроке, в рабочих туфлях, классических брюках, воспитывает вкус учениц. «В одежде, как и на сцене, я выражаю себя. Больше всего ценю простой, но элегантный стиль. Хотя иногда хочется смелых сочетаний и ярких акцентов, совмещения несовместимого», — делится Ольга Смирнова, описывая не только себя, но и педагога. Для ее напряженного рабочего графика, в котором сочетаются репетиции, занятия в театральной академии, походы на выставки, оптимальным оказался стиль Max Mara, чья круизная коллекция посвящена Петербургу и «где изящество и благородство линий, фактура тканей придают облику сдержанный шик».

Людмила Валентиновна учит: «Если кто­-то делает ошибку, я не всегда сама ее поправляю. Спрашиваю у класса, что сделано неправильно. Поначалу все теряются, обращают внимание на невывернутую пятку, неправильное положение головы... Но я прошу подумать, что в этом движении главное. И через время девочки начинают видеть суть, а не только детали. Иногда объяснение одноклассниц доходит даже быстрее, чем мое».

Ольге Смирновой эти уроки особенно пригодились, когда она оказалась в Москве: «Сегодня можно смотреть свои спектакли в записи и анализировать, сопоставлять свои ощущения во время исполнения с увиденным. Такой взгляд со стороны дается тяжело, потому что свое исполнение всегда строго судишь, но, с другой стороны, это позволяет увидеть картину в целом и иногда дает понимание, как сделать движение более выразительным». За плечами Смирновой почти десять лет работы в Москве. Надмирный, как фуги Баха, академизм балерины привлек к ней внимание практически всех работавших в это время в Большом театре хореографов. Ее карьера стартовала сотрудничеством с финским хореографом Йормой Эло, партией Анастасии в возобновленном «Иване Грозном» в постановке Юрия Григоровича, она работала с Пьером Лакоттом над его «Дочерью фараона» и «Марко Спадой», стала музой Жан-Кристофа Майо, который после «Укрощения строптивой» неоднократно приглашал ее в Балет Монте-Карло, оказалась первой в России исполнительницей партии Татьяны в «Онегине» Джона Крэнко, станцевала Анну Каренину в балете Джона Ноймайера, участвовала в российских премьерах Иржи Килиана и Кристофера Уилдона, на нее поставил «Бэлу» в «Герое нашего времени» Юрий Посохов. «Когда я уезжала в Москву, Людмила Валентиновна напутствовала: когда привозят балеты западных хореографов, нельзя упускать возможность порепетировать с постановщиками или ассистентами, пусть даже в десятом составе, — эти репетиции меня обогатят невероятно. Я запомнила совет». Ковалева вообще остается в авангарде. И, пока ее более юные коллеги ужасаются, что Вишнёва и Смирнова слишком увлекаются экспериментами, сама старается следить за новыми работами, а учениц стимулирует не пропускать новые спектакли, выставки, кинофильмы. Она смеется, что не может и дня прожить без айфона, хотя когда-то сопротивлялась попыткам дочерей подарить ей чудо техники. Правда, популярность в инстаграме Маши Хоревой поначалу вызывала ее стойкое сопротивление. «Я не была против соцсетей. Но мне казалось, эти стопы, растяжки — зачем изнанку нашей работы демонстрировать на весь свет? А потом подумала: это современный мир, к чему настаивать, чтобы Маша от него отказалась?» Сегодня у Хоревой около полумиллиона подписчиков — больше, чем у любой взрослой танцовщицы. Фолловеры следят за космическим взлетом, еще недавно немыслимым в академической балетной труппе. В свои двадцать Хорева станцевала Никию в «Баядерке» и принцессу Аврору в «Спящей красавице», Раймонду в одноименном балете и Медору в «Корсаре», Балерину в «Бриллиантах» и Машу в «Щелкунчике» — почти все партии из балеринских снов. Огромный запас этой прочности был заложен в школе, где каждый день за спиной и перед глазами стояли Ионова, Нуйкина и — теперь тоже солистка Мариинки — Мария Буланова: «Соревновательность между нами была, и это здорово. Иногда приходилось осознавать, что у одноклассницы получаются пируэты, а у тебя нет. Это был прекрасный двигатель прогресса».

Ковалева называет Хореву (да и весь этот выпуск) своей любимицей. Но вспоминает, что в классе, где были три Маши, Хореву окрестила Марией. Юная ученица услышала в этом не библейское величие, а недостаток тепла. Впрочем, годы совместной работы, подготовка к конкурсу, пережитая Машей серьезная травма (с оплатой лечения помог Фонд Дианы Вишнёвой) сблизили их. «Доверие — вот что самое главное. Сейчас у нас абсолютный контакт», — считает педагог. А Маша делится секретом, который знаком всем балетным людям: «Сначала кажется: если педагог тебя хвалит и не делает особых замечаний, это хорошо. Проходят годы, прежде чем осознаешь, что душа у педагога болела именно за того, кого он ругал».

Не все ученицы Ковалевой выбились в прима-балерины. Но она помнит извивы судьбы каждой, переживая их травмы, болезни — или отсутствие «его величества случая», готовности к которому учит и в классе, и дома. Хотя по одному счастливому случаю у них было — балет они познали в классе Людмилы Ковалевой.


Автор: Анна Галайда
Источник: Vogue


Просмотров 275




Последние новости















 
 
Новости

ТВОЙ ТАНЕЦ. ТВОЕ ПРОСТРАНСТВО
 

Долгожданная радость! После длительной изоляции конкурс DANCE SPACE выходит на танцевальный просторы. 17 апреля 2021 года Всероссийский фестиваль-конкурс детского танца DANCE SPACE приглашает всех желающих.

Конкурс выходного дня

БОЛЬШЕ ТАНЦЕВ. Больше моря. Больше танцевальных деревень!
 

Самоизоляция отступает, танцевальные деревни наступают. Проект "Танцевальная деревня" и культовый пансионат DANCING VILLAGE дружили давно и от дружбы этой выигрывали. На наших заездах в этом году ждите новые конкурсные программы. 

Самоизоляция отступает

РАБОТА С ДЕТЬМИ: творческий процесс от А до Я
 

Трехдневный теоретико-практический WEEKEND "ТАНЦЫ и ВАТРУШКИ" начинает прием заявок на новый поток. 28 – 31 января 2021 года в ART-REZiDENЦИИ – ПАНСИОНАТЕ "САЛЮТ" мы ждем неугомонных, жаждущих знаний руководителей детских коллективов.

Обучайся, ешь ватрушки

КАК ВАМ ТАКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, дорогие танцоры?
 

Сейчас очевидно, что ограничительные меры продлятся по всей России минимум до марта следующего года. Многие танцевальные коллективы продолжают находиться в тяжелых условиях: дети учатся на удаленке, тихо сводя с ума себя и своих родителей.

(читать до конца)

ТРЕХДНЕВНЫЙ ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ WEEKEND - ОАЗИС ТАНЦА В ОКЕАНЕ САМОИЗОЛЯЦИИ
 

Что будет, если объединить две прекрасные идеи проекта "Танцевальный клондайк" в одну? Например, объединить семинар для хореографов "ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА" и практический семинар НОЯБРЬСКАЯ РАЗМИНКА.

27-29 ноября 2020

ФЕСТИВАЛЬ Context. Diana Vishneva
 

C 24 по 26 октября в кинотеатре Пионер пройдут показы в рамках международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva. Каждый год фестиваль представляет российскому зрителю мировые премьеры, постановки, заслужившие высокую оценку критиков. 

24–26 октября

LEVEL UP в Серпухове
 

Фестивалем утверждено открытое голосование, награждение проводится сразу после выступления. Фото всех выступлений оргкомитет дарит участникам конкурса и принимает оплату за участие в день конкурса. Обращаем ваше внимание, что количество принимаемых участников ограничено.

24 октября 2020

FUTURUM ПОКАЗЫ
 

3 октября 2020 года на сцене Театра танца "Гжель" начало в 18:00/ Вечер ярких творческих экспериментов молодых российских хореографов и исполнителей. Успей занять лучшие места. 

Вечер современной хореографии

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ заезд "Танцевальной деревни"
 

Лучше гор, могут быть только… танцы в горах. Вся прелесть Кавказских Минеральных вод дополнит классические предложения "Танцевальной деревни". Открытые источники нарзана, прогулки по Лермонтовским и Пушкинским местам, проживания в лагере, расположенном на горном склоне. Десять минут до центрального парка Кисловодска. 

 
 
 
Публикации

Расширяющийся Context: Диана Вишнёва обсуждает современный танец и то, как он изменится, с хореографом Ольгой Лабовкиной
 

Этот диалог состоялся в День балета — 2 октября, — когда Диана Вишнёва и команда ее Context. Diana Vishneva запускала онлайн-платформу фестиваля, сама балерина готовилась к первому после пандемии выходу на родную сцену Мариинского театра, а Ольга Лабовкина на машине перемещалась из родного Минска в Москву, на фестиваль, где она должна будет представить свой иммерсивный спектакль "Воздух".

Мне кажется, ваш фестиваль провоцирует

Театр и русская пустота: Алексей Киселев говорит с Настасьей Хрущевой
 

Алексей Киселев, театральный критик и куратор, шеф-драматург "Мобильного художественного театра" говорит с Настасьей Хрущевой, композитором, пианисткой.

Я помню, как Артемов говорил, что пора уже выбираться из

Бодрым маршем в новый день. О чем поют в военных песнях
 

В День защитника Отечества военные песни постоянно звучат по радио и телевидению. Музыкальные произведения ХХ века не только отражают в себе высокий боевой дух, но и служат иллюстрацией различных исторических процессов. Ведь где еще, как не в творчестве, фиксировать происходящие вокруг события? 

Красноармейцы вторили им в ответ

JAZZ класс – КЛАССНАЯ книга для тех, кто изучает JAZZ
 

Представляем книгу Александры Смирновой "JAZZ класс", изданную при поддержке проекта "Танцевальный клондайк" Книга уже увидела свет и доступна для заказов в магазине творческой литературы КНИЖНАЯ СЦЕНА .

Заказать книгу "Jazz класс"

Ради премьеры пришлось резать пуанты: Надира Хамраева о боли и магии балета
 

После изоляции театры возобновляют работу, ведь зритель истосковался по зрелищному искусству. В интервью заслуженная артистка Узбекистана Надира Хамраева рассказала о возвращении на сцену после карантинного перерыва и о сотрудничестве с Андрисом Лиепой.

И второй раз я едва не лишилась сцены из-за запущенных

Давай, танцуй: 11 преимуществ танцев для психического здоровья
 

Стрессовые состояния замучили уже всех. Мы постоянно ищем способы снизить их влияние на психическое и физическое здоровье. Медитация, йога, музыка, спорт — прекрасные способы восстановить баланс организма. А задумывались ли вы когда-нибудь о танцах?

Танец помогает сохранять бодрость и мотивацию

Хореография, музыка и мультимедиа
 

Спектакль "Волшебник страны Оз" ожидает своего зрителя в феврале и марте 2021.

Непростая задача – рассказать историю отважной путешественницы и при этом увлечь публику

Хореографическому ансамблю "Улыбка" исполняется 45 лет
 

О знаменитом коллективе из "Красноярска рассказывает художественный руководитель Евгения Паньшина.

Как танцоры запоминают элементы танцев?

Как сделать костюм для танца живота своими руками?
 

Выбор костюма чрезвычайно важен для восточных танцев. Правильно подобранная одежда совершенно не сковывает движений танцовщицы, позволяет ей завораживать зрителей. Восточный костюм помогает создать атмосферу Востока, усилить впечатление на публику.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео