На сайте всего: анкет коллективов 687; имен 787; новостей 1216; публикаций 1221; фоторепортажей 804; объявлений на форуме 1382; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
28/03Если театр начинается с вешалки, то с чего начинается Большой театр? С этих 6 постановок

28 марта считается днем основания Большого театра. Произошло это в 1776 году, когда императрица Екатерина II подписала князю Петру Урусову, губернскому прокурору, «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений. Спустя 245 лет вместе с компанией «Ингосстрах» — генеральным спонсором театра — вспоминаем балетные постановки, из которых складывается история Большого как одного из самых известных театров в мире.

Любовь Рославлева исполняет партию Китри в балете «Дон Кихот»

«Дон Кихот», 1869 год — главный московский балет. Не все же шедевры Петербургу!

В XIX веке балетной столицей была не Москва: балетмейстер Мариус Петипа ставил свои шедевры в Петербурге. Но не «Дон Кихота». Это главный московский балет из великого классического наследия. Петипа поставил его в Москве и лишь два года спустя перенес в Петербург. С тех пор балет видоизменялся и подвергался различным редакциям. В 1900 году известный балетмейстер Александр Горский представил свою версию (по словам тогдашних критиков, неудачную), оформляли которую художники Головин, Коровин и Клодт. А в последующих редакциях — с 1940-х годов — появились вставные номера, хореографию которых ставили такие хореографы, как Касьян Голейзовский, Ростислав Захаров и Анатолий Симачев. Современный «Дон Кихот» в театре идет в редакции Алексея Фадеечева — он, в свою очередь, попытался опираться на хореографические тексты Петипа и Горского.

Во все времена на искусство выделяли деньги из госказны или из личных средств меценатов. Эти проекты во многом были катализатором развития, создавали условия для реализации творческих идей. Большой уже давно сотрудничает с «Ингосстрахом», а с 2019 года компания является генеральным спонсором театра. За годы партнерства удалось воплотить много проектов. Например, в конце прошлого года при поддержке «Ингосстраха» в Большом стартовала Молодежная балетная программа. Ее замысел — поддержать талантливых артистов со всей России. Первые желающие принять в ней участие появились уже на следующий день после объявления! Хотя времени на то, чтобы оставить заявку, еще достаточно — весь 2021 год. После двух отборочных туров лучшие из претендентов смогут стать участниками Молодежной балетной программы.

«Красный мак», 1927 год — первый советский балет. И никаких принцесс и принцев!

Сцена из спектакля «Красный мак»
Фотография из архива музея Большого театра

«Красный мак» называют первым советским балетом: после революции 1917 года положение балета как искусства стало крайне шатким. Сказочные истории с принцессами тогда не представляли интереса и были явным напоминанием о монархическом строе. Поэтому история невозможной любви между китайской актрисой Тао Хоа и советским капитаном, казалось, должна была исправить ситуацию. Любопытно, что знаменитый матросский танец «Яблочко» впервые на сцене появился именно в этом балете. А вот в 1957 году балету пришлось сменить название на «Красный цветок»: все из-за китайской делегации, которую пригласили в Большой театр. Мак ассоциируется в китайской культуре с опиумом, поэтому, чтобы избежать конфуза, название заменили. Сейчас этого балета нет в репертуаре театра, но в свое время в нем блистали такие звезды труппы, как Екатерина Гельцер, Галина Уланова и Ольга Лепешинская.

«Светлый ручей», 1935 год — балет о жизни колхоза, музыка которого взволновала так же сильно, как и сама постановка

Сцена из спектакля «Светлый ручей»
Фотография из архива музея Большого театра

6 февраля 1936 года в газете «Правда» вышла анонимная рецензия на балет Федора Лопухова «Светлый ручей». Статья называлась «Балетная фальшь». После ее выхода в печать спектакль сняли с репертуара. Но не хореография Лопухова возмутила рецензента, а музыка Дмитрия Шостаковича. За несколько дней до этого в «Правде» — в статье «Сумбур вместо музыки» — была разгромлена еще и его опера «Леди Макбет Мценского уезда».

Балет Лопухова был поставлен не для труппы Большого театра: изначально он появился в труппе МАЛЕГОТа (ныне — Михайловский театр) в Ленинграде, и лишь полгода спустя его перенесли на сцену Большого, где он успешно шел вплоть до той злосчастной публикации.

Сейчас комический балет про жизнь колхоза «Светлый ручей» является одной из главных жемчужин репертуара — правда, эта постановка была создана в 2003 году Алексеем Ратманским. От версии Лопухова не осталось ни единого движения, его хореография утеряна.

«Кармен-сюита», 1967 год — провокативный балет, который не прошел цензуру

Майя Плисецкая в роли Кармен и Сергей Радченко в роли Тореро в балете «Кармен-сюита»

В советское время получить балет иностранного балетмейстера было практически невозможно. Но не для Майи Плисецкой. Ей удалось убедить министра культуры Екатерину Фурцеву, что спектакль, поставленный кубинским хореографом Альберто Алонсо, укрепит советско-кубинские связи. На деле же вышло иначе. Спектакль для тех лет оказался слишком уж откровенным. Ради того, чтобы оставить его на сцене, пришлось убирать некоторые «непристойные» поддержки и подвергнуть спектакль цензуре.

Зато сейчас образ Кармен никого не шокирует: спектакль регулярно идет на сцене театра, а памятник Майе Плисецкой неподалеку от театра запечатлел ее именно в этом образе. К счастью, существуют видеозаписи той постановки, где можно увидеть не только саму Плисецкую, но и знаменитого «беглеца» Александра Годунова в партии Хозе.

Сегодня классическое и современное искусство активно меняется: театры, музеи, галереи выходят за рамки собственных стен и исследуют новые форматы. И 2020 год существенно повлиял на эти процессы. Искусству, так же как и всем остальным сферам, пришлось непросто. Поэтому помощь частных инвесторов и компаний была как нельзя кстати. Например, «Ингосстрах» и общественный деятель Олег Дерипаска поддержали Большой театр и сделали все возможное, чтобы главная премьера сезона — одноактные балеты «Четыре персонажа в поисках сюжета» — состоялась.

«Спартак», 1968 год — мужчины выходят на авансцену

Марис Лиепа в роли Красса в балете «Спартак»

До легендарного «Спартака» Юрия Григоровича на сцене Большого театра были еще две версии этого сюжета. В 1958 году — за десять лет до премьеры Григоровича — труппа показала версию Игоря Моисеева — того самого, который создал ансамбль народного танца. А в 1962 году на сцену была перенесена версия Кировского театра в постановке Леонида Якобсона. Интересно, что Майя Плисецкая участвовала в обеих постановках, только у Моисеева она была Эгиной, а у Якобсона — Фригией.

Но если Якобсон делал акцент на «сценах из римской жизни», то Григорович акцентировал внимание на мужских характерах. Для премьеров театра роли Спартака или его антагониста Красса являются непременной мечтой, ведь в этом балете мужчины не «аккомпанируют» танцовщицам, а являются протагонистами. И даже спустя 50 лет после премьеры образы первых исполнителей — Владимира Васильева и Мариса Лиепы — являются эталоном и к их уровню исполнения стремятся многие артисты театра и сейчас.

«Щелкунчик», 1966 год — переосмысленная сказка о взрослении и прощании с детством

Балетмейстер, народная артистка СССР Галина Уланова и исполнители главных партий балета «Щелкунчик» Екатерина Максимова и Владимир Васильев во время репетиции
Борис Борисов / ТАСС

Легендарный «Щелкунчик» Большого театра, за билетами на который традиционно выстраиваются длинные очереди, был поставлен Юрием Григоровичем в 1966 году. Но самый первый «Щелкунчик» родом из Петербурга: он был представлен публике еще в 1892 году. С тех пор в обоих городах спектакль видел бессчетное количество редакций, многие из которых не сохранились. Юрий Григорович избавил балет в своей редакции от излишней, по его мнению, пантомимы, которая была в изобилии в оригинальной версии. Также в этой версии нет знакомой нам феи Драже, музыку от па-де-де которой он отдал главным героям. Григорович посмотрел на эту сказочную историю взглядом взрослого человека, тем самым превратив самый праздничный балет в своеобразную притчу о взрослении и прощании с детством.


Источник: Медуза


Просмотров 348




Последние новости















 
 
Новости

DANCE SPACE - ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ
 

Конкурс выходного дня DANCE SPACE объявляет о начале приема заявок на 27-28 ноября 2021 года. Место проведения: Московская обл, Пушкинский р-он, ART-REZiDENЦИЯ - ПАНСИОНАТ "САЛЮТ".

Мастер-классы от членов жюри, проживание, сувениры, выбор дня для выступления.

XXV-й Кубок мира - праздник двойной!
 

Кубок мира - это всегда праздник танца, а с юбилеем - двойной! 30 октября 2021 года организатор Кубка мира заслуженный деятель искусств России, почетный вице-президент WDC, президент РТС Станислав Попов проводит свой традиционный турнир.

30 октября 2021

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА ХОРЕОГРАФАМ: АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО и ИМПРОВИЗАЦИЯ для ТАНЦОРОВ
 

ХОТИТЕ ЧТОБЫ ВАШИМ ТАНЦОРАМ ВЕРИЛИ? Ждем вас на семинар, который поможет сделать актером каждого, кто будет использовать полученные на нем знания.

15 – 16 октября

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ 300 000
 

Друзья!!! Грядет событие которое не оставит равнодушным никого в мире искусства!!! Впервые в России пройдет фестивальный спектакль! Мир творчества такого еще не видел. Мы отправляем это письмо именно Вам, так как по нашему мнению, Ваш коллектив сможет украсить наше мероприятие!

22 мая 2021 г.

ВСЕ ЗВЕЗДЫ российской tap-dance сцены – в одном красочном танцевальном шоу
 

24 апреля 2021 года, на сцене культурного центра "Вдохновение" пройдёт конкурсная шоу-программа "Звезды Степа 2021". В схватке за танцевальное превосходство сойдутся представители ведущих тэп-студий и школ России.

Звезды Степа 2021

ЧТОБЫ РАДОВАТЬ ОБИТАТЕЛЕЙ РАЯ
 

Ушел из жизни Заслуженный артист РФ, профессор РАТИ (ГИТИС), актер, всемирно известный мастер чечетки, автор книг и многих танцевальных проектов, педагог и артист от Бога, признанный талант - Владимир Иванович Кирсанов. Сегодня 20 марта 2021 года наш мир стал тише и беднее, его сердце остановилось.

Светлая памят

ЗОЛУШКА-ПАРИЖАНКА
 

В Киноцентре "Октябрь" смотрите балет "Золушка" в постановке Рудольфа Нуреева со сцены Парижской национальной оперы. После показа обсуждение с писателем, историком балета Ириной Дешковой и художественным руководителем балетной труппы МАМТ Лораном Илером.

Балетная "Золушка"

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА ХОРЕОГРАФАМ. РАБОТА С ДЕТЬМИ: творческий процесс от А до Я
 

Невероятная новость для тех, кто работает с детскими творческими и танцевальными коллективами. Методико-эстетический центр поддержки хореографии "Танцевальный клондайк" приглашает посетить семинар и поучиться у прекрасных спикеров.

9 – 10 апреля 2021

ТВОЙ ТАНЕЦ. ТВОЕ ПРОСТРАНСТВО
 

Долгожданная радость! После длительной изоляции конкурс DANCE SPACE выходит на танцевальный просторы. 17 апреля 2021 года Всероссийский фестиваль-конкурс детского танца DANCE SPACE приглашает всех желающих.

 
 
 
Публикации

Испанский хореограф Ольмо: в России всегда приятно работать
 

Директор Национального балета Испании рассказал о гастролях в России.

Ольмо признался, что труппе не просто дается

Танец: опыт понимания
 

Издательство "Бослен" совместно с издательством Европейского университета в Санкт-Петербурге выпустили книгу историка культуры Ирины Сироткиной "Танец: опыт понимания". Мы публикуем отрывок из неё.

Смотреть танец или спортивное соревнование еще интереснее

Душа в каждом движении
 

С чего начинаются занятия хореографией? Правда ли, что в танце нет простых движений? Почему в глубинке ценится творчество? Об этом рассказала бессменный руководитель коллектива Наталья Лошманова.

Я нисколько не разочарована в профессии

На фестивале Context представили необычный балет, в котором задействовали зрителей
 

Хореографический фестиваль Дианы Вишневой Context преподнес яркий подарок публике. Зрители, пришедшие на спектакль "Эго", неожиданно стали его участниками. И все это под аккомпанемент живой этнической музыки и дополненной реальности. Автор постановки известный танцовщик Нурбек Батулла таким образом предлагает отправиться в путешествие по внутреннему миру.

И уже непонятно, это театр или ночной клуб

"Когда танцуешь фламенко, как будто связываешься с Богом"
 

У искусства нет границ – в этом абсолютно убеждена Марина Яковлева, которая знакомит краснодарцев с культурой испанского народа.

Счастье тому, кто хоть раз видел, как танцует

Ставил спектакли с Малковичем: интервью с режиссером оперы "Дон Жуан" — гвоздя фестиваля Хворостовского
 

Михаэль Штурмингер — австрийский режиссер и сценарист. Занимается постановкой кинофильмов, оперных и драматических спектаклей. Его постановки шли на многих сценах Европы. В Красноярск приехал для постановки оперы "Дон Жуан".

Эта опера Моцарта больше ориентирована на самого человека

Танцы с огнем: секреты работы фаерщиков
 

Человек покорил огонь много тысяч лет назад. Сначала он догадался о его прикладной ценности: приготовить пищу, согреться зимой, напугать и уничтожить врага. Но со временем человек увидел в огне красоту и научился творить настоящие чудеса.

Огненные пои делаются из кевлара

Анна Тарасенко о том, как...
 

Анна Тарасенко о том, как пандемия изменила жизнь танцовщиков, а видео преобразили творческий процесс.

Мы можем давать классы не онлайн и не заниматься

"В современном балете стало больше спорта и меньше — души"
 

Спектакли должны быть понятными, иначе зритель не сочувствует происходящему на сцене, считает хореограф Наталия Касаткина.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео