На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1267; публикаций 1291; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
28/03Если театр начинается с вешалки, то с чего начинается Большой театр? С этих 6 постановок

28 марта считается днем основания Большого театра. Произошло это в 1776 году, когда императрица Екатерина II подписала князю Петру Урусову, губернскому прокурору, «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений. Спустя 245 лет вместе с компанией «Ингосстрах» — генеральным спонсором театра — вспоминаем балетные постановки, из которых складывается история Большого как одного из самых известных театров в мире.

Любовь Рославлева исполняет партию Китри в балете «Дон Кихот»

«Дон Кихот», 1869 год — главный московский балет. Не все же шедевры Петербургу!

В XIX веке балетной столицей была не Москва: балетмейстер Мариус Петипа ставил свои шедевры в Петербурге. Но не «Дон Кихота». Это главный московский балет из великого классического наследия. Петипа поставил его в Москве и лишь два года спустя перенес в Петербург. С тех пор балет видоизменялся и подвергался различным редакциям. В 1900 году известный балетмейстер Александр Горский представил свою версию (по словам тогдашних критиков, неудачную), оформляли которую художники Головин, Коровин и Клодт. А в последующих редакциях — с 1940-х годов — появились вставные номера, хореографию которых ставили такие хореографы, как Касьян Голейзовский, Ростислав Захаров и Анатолий Симачев. Современный «Дон Кихот» в театре идет в редакции Алексея Фадеечева — он, в свою очередь, попытался опираться на хореографические тексты Петипа и Горского.

Во все времена на искусство выделяли деньги из госказны или из личных средств меценатов. Эти проекты во многом были катализатором развития, создавали условия для реализации творческих идей. Большой уже давно сотрудничает с «Ингосстрахом», а с 2019 года компания является генеральным спонсором театра. За годы партнерства удалось воплотить много проектов. Например, в конце прошлого года при поддержке «Ингосстраха» в Большом стартовала Молодежная балетная программа. Ее замысел — поддержать талантливых артистов со всей России. Первые желающие принять в ней участие появились уже на следующий день после объявления! Хотя времени на то, чтобы оставить заявку, еще достаточно — весь 2021 год. После двух отборочных туров лучшие из претендентов смогут стать участниками Молодежной балетной программы.

«Красный мак», 1927 год — первый советский балет. И никаких принцесс и принцев!

Сцена из спектакля «Красный мак»
Фотография из архива музея Большого театра

«Красный мак» называют первым советским балетом: после революции 1917 года положение балета как искусства стало крайне шатким. Сказочные истории с принцессами тогда не представляли интереса и были явным напоминанием о монархическом строе. Поэтому история невозможной любви между китайской актрисой Тао Хоа и советским капитаном, казалось, должна была исправить ситуацию. Любопытно, что знаменитый матросский танец «Яблочко» впервые на сцене появился именно в этом балете. А вот в 1957 году балету пришлось сменить название на «Красный цветок»: все из-за китайской делегации, которую пригласили в Большой театр. Мак ассоциируется в китайской культуре с опиумом, поэтому, чтобы избежать конфуза, название заменили. Сейчас этого балета нет в репертуаре театра, но в свое время в нем блистали такие звезды труппы, как Екатерина Гельцер, Галина Уланова и Ольга Лепешинская.

«Светлый ручей», 1935 год — балет о жизни колхоза, музыка которого взволновала так же сильно, как и сама постановка

Сцена из спектакля «Светлый ручей»
Фотография из архива музея Большого театра

6 февраля 1936 года в газете «Правда» вышла анонимная рецензия на балет Федора Лопухова «Светлый ручей». Статья называлась «Балетная фальшь». После ее выхода в печать спектакль сняли с репертуара. Но не хореография Лопухова возмутила рецензента, а музыка Дмитрия Шостаковича. За несколько дней до этого в «Правде» — в статье «Сумбур вместо музыки» — была разгромлена еще и его опера «Леди Макбет Мценского уезда».

Балет Лопухова был поставлен не для труппы Большого театра: изначально он появился в труппе МАЛЕГОТа (ныне — Михайловский театр) в Ленинграде, и лишь полгода спустя его перенесли на сцену Большого, где он успешно шел вплоть до той злосчастной публикации.

Сейчас комический балет про жизнь колхоза «Светлый ручей» является одной из главных жемчужин репертуара — правда, эта постановка была создана в 2003 году Алексеем Ратманским. От версии Лопухова не осталось ни единого движения, его хореография утеряна.

«Кармен-сюита», 1967 год — провокативный балет, который не прошел цензуру

Майя Плисецкая в роли Кармен и Сергей Радченко в роли Тореро в балете «Кармен-сюита»

В советское время получить балет иностранного балетмейстера было практически невозможно. Но не для Майи Плисецкой. Ей удалось убедить министра культуры Екатерину Фурцеву, что спектакль, поставленный кубинским хореографом Альберто Алонсо, укрепит советско-кубинские связи. На деле же вышло иначе. Спектакль для тех лет оказался слишком уж откровенным. Ради того, чтобы оставить его на сцене, пришлось убирать некоторые «непристойные» поддержки и подвергнуть спектакль цензуре.

Зато сейчас образ Кармен никого не шокирует: спектакль регулярно идет на сцене театра, а памятник Майе Плисецкой неподалеку от театра запечатлел ее именно в этом образе. К счастью, существуют видеозаписи той постановки, где можно увидеть не только саму Плисецкую, но и знаменитого «беглеца» Александра Годунова в партии Хозе.

Сегодня классическое и современное искусство активно меняется: театры, музеи, галереи выходят за рамки собственных стен и исследуют новые форматы. И 2020 год существенно повлиял на эти процессы. Искусству, так же как и всем остальным сферам, пришлось непросто. Поэтому помощь частных инвесторов и компаний была как нельзя кстати. Например, «Ингосстрах» и общественный деятель Олег Дерипаска поддержали Большой театр и сделали все возможное, чтобы главная премьера сезона — одноактные балеты «Четыре персонажа в поисках сюжета» — состоялась.

«Спартак», 1968 год — мужчины выходят на авансцену

Марис Лиепа в роли Красса в балете «Спартак»

До легендарного «Спартака» Юрия Григоровича на сцене Большого театра были еще две версии этого сюжета. В 1958 году — за десять лет до премьеры Григоровича — труппа показала версию Игоря Моисеева — того самого, который создал ансамбль народного танца. А в 1962 году на сцену была перенесена версия Кировского театра в постановке Леонида Якобсона. Интересно, что Майя Плисецкая участвовала в обеих постановках, только у Моисеева она была Эгиной, а у Якобсона — Фригией.

Но если Якобсон делал акцент на «сценах из римской жизни», то Григорович акцентировал внимание на мужских характерах. Для премьеров театра роли Спартака или его антагониста Красса являются непременной мечтой, ведь в этом балете мужчины не «аккомпанируют» танцовщицам, а являются протагонистами. И даже спустя 50 лет после премьеры образы первых исполнителей — Владимира Васильева и Мариса Лиепы — являются эталоном и к их уровню исполнения стремятся многие артисты театра и сейчас.

«Щелкунчик», 1966 год — переосмысленная сказка о взрослении и прощании с детством

Балетмейстер, народная артистка СССР Галина Уланова и исполнители главных партий балета «Щелкунчик» Екатерина Максимова и Владимир Васильев во время репетиции
Борис Борисов / ТАСС

Легендарный «Щелкунчик» Большого театра, за билетами на который традиционно выстраиваются длинные очереди, был поставлен Юрием Григоровичем в 1966 году. Но самый первый «Щелкунчик» родом из Петербурга: он был представлен публике еще в 1892 году. С тех пор в обоих городах спектакль видел бессчетное количество редакций, многие из которых не сохранились. Юрий Григорович избавил балет в своей редакции от излишней, по его мнению, пантомимы, которая была в изобилии в оригинальной версии. Также в этой версии нет знакомой нам феи Драже, музыку от па-де-де которой он отдал главным героям. Григорович посмотрел на эту сказочную историю взглядом взрослого человека, тем самым превратив самый праздничный балет в своеобразную притчу о взрослении и прощании с детством.


Источник: Медуза


Просмотров 1742




Последние новости















 
 
Новости

В Большом театре мировая премьера балета "Дягилев"
 

На Новой сцене Большого театра 24 и 25 июня мировая премьера балета "Дягилев". Согласно пресс-службе ГАБТа, зрителей ожидает переплетение современной хореографии и исторического сюжета, где музыка, танец и сценография идут вслед за причудливыми перипетиями историй — истории любви, балета и искусства.

На Новой сцене Большого

Чистосердечное китайское признание
 

На сцене Кремлевского дворца состоялось открытие XVII Чеховского фестиваля: китайская Группа восточных исполнительских искусств представила спектакль "Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа", созерцательная красота которого убаюкала Татьяну Кузнецову.

Путешествие легендарного пейзажа

Весна патриарха
 

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) состоялся трехчастный гала-концерт в честь 50-летия первого танцовщика, народного артиста России Георги Смилевски, в котором вместе с героем вечера танцевали его дети и все ведущие артисты театра. "Третьей молодости" премьера-юбиляра не перестает удивляться Татьяна Кузнецова.

Танцовщик Георги Смилевски

ПолянаАртФест
 

С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.

Конференции, мастер-классы ...

Урал Опера Балет
 

В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.

Сказки Перро

"ПолянаАртФест
 

Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.

Старт приема заявок

Мулен Руж
 

Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела. 

Скончалась балетмейстер Джанет Фараон

Артисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь"
 

Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.

И это прекрасно!

Балетный спектакль "Две Анны"
 

В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.

 
 
 
Публикации

До старта Форума осталось 30 дней
 

Через месяц площадка курорта Красная поляна, Сочи 960 превратится в город танца, станет местом коммуникации танцующих детей, их родителей, звезд танцевальной индустрии. С 20 по 26 июня 2025 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, при информационной поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Краснодарского края, пройдет Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест".

На форуме ожидается около 2000 человек

Движение развивает мозг
 

"Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента. Занятия танцами помогают не только приятно провести досуг, но и способствуют физическому и эмоциональному развитию.

Физическое развитие

Инклюзивные балы в России
 

Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.

К новым высотам

Творец должен быть недоволен собой
 

Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...

Владимир Васильев встретил свое 85-летие

Тамара Карсавина
 

Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.  

Таточка стала действительно одной из нас

Про шоу
 

Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.

Состовляющие шоу

Приморье переживает массовое увлечение балетом
 

- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.

Почему в Приморье?

Что такое классический русский балет?
 

Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позд­ней­шие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы раз­гля­деть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть

8 вещей, которые важно знать

Танцы Африки: ритм и истоки
 

При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео