На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1267; публикаций 1291; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
14/04Балерина Гульбахар Мусаева: жизнь в танце

«Мамочка! Я тоже хочу танцевать, как эта девочка!», – Гульбахар с мольбой в глазах взглянула на Тохту Алимову, и та сразу почувствовала, что это не каприз девятилетней дочери, а крик души. Это произошло в Москве, где вместе с участниками Государственного ансамбля народного танца Гульбахар была задействована в номере «Девичьи игры».

Мама взяла Гульбахар за руку и отвела к известному хореографу.

- Как тебя зовут? – спросила пожилая и очень строгая женщина.

- Гульбахар. Весенний цветок по-русски.

Педагог поставила её к балетному станку, попросила наклониться, затем поднять как можно выше ногу, принять правильную осанку и озвучила свой вердикт:

- Толк будет. Так что быть дуэту пуант и весеннего цветка! А для этого вам, мама, надо не пропустить набора детей в следующем году. Ждите летом педагога из Ленинградского хореографического училища. Хочешь учиться в Ленинграде?

Гульбахар радостно кивнула головой.

Этот счастливый случай в судьбе Гульбахар и предопределил её творческую биографию, открыв для девочки планету Балета и подарив миру яркую танцовщицу, доказавшую, что танец – искусство живое, а язык его универсален.

Гульбахар Мусаева родилась в творческой семье. Отец окончил Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского по классу вокала, мама была солисткой Государственного ансамбля народного танца.

В детстве она часто присутствовала на маминых репетициях и, когда понадобился ребёнок для номера «Девичьи игры», выбор пал на неё. С этой ролью Гульбахар справилась блестяще. Так, в 1955 году в рамках декады туркменского искусства она оказалась вместе с мамой в Москве, а здесь впервые увидела, как грациозно танцуют в белоснежных пачках и атласных пуантах маленькие балерины, и ей захотелось стать одной из них – тоненьких, невесомых и очень пластичных…

- В хореографическое училище я поступила, но только через год, – рассказывает Гульбахар Оразовна, – и сразу же попала в иную стихию, где всё было подчинено танцу – строгий распорядок дня и специальный рацион питания, прогулки на свежем воздухе, посещение балетных спектаклей и долгие часы занятий хореографией. 9 лет учебы в училище воспитали во мне и моих сокурсниках не только профессиональные навыки, но и танцевальную эстетическую культуру. Так получилось, что туркменская группа выделялась в училище как самая талантливая. Ахмед и Юсуп Пурсияновы – братья-близнецы, Дунья Гельдыев, Гозель Хуммаева, Ираида Мергенова и я составляли её костяк.

Нас с нетерпением ждали в Театре оперы и балета им. Махтумкули. К тому времени в туркменском балете возник дефицит молодых танцовщиков. Нам сразу же доверили ведущие партии, и мы приступили к репетициям. Дебютировала я в балете «Жизель» с Ахмедом Пурсияновым. В первый же год мне посчастливилось танцевать шесть ведущих партий!

Нина Петровна Радкина – мой педагог – помогала мне расти творчески. Еще с училища я танцевала в паре с Юсупом Пурсияновым, так как больше подходила ему по росту. Но в театре моим партнером все чаще становился Ахмед. Надо сказать, что оба брата были великолепными танцовщиками.

Репетиции, выступления, гастроли – моя жизнь стала похожа на калейдоскоп. Впервые я отправилась на зарубежные гастроли в Чехословакию. Вместе с Ахмедом Пурсияновым мы исполняли ведущие партии в «Лебедином озере» П.И.Чайковского. Затем в рамках Дней культуры Туркменистана выступали в Москве, Венгрии и снова в Чехословакии.

В 1979 году в Красноярске открывался новый театр оперы и балета. Балетмейстер Николай Сергеевич Маркарьянц пригласил меня на работу. Молодость и энтузиазм подвигли меня к переезду в Сибирь. Вместе со мной поехал и супруг Николай Тевзадзе. Друзья шутили на этот счёт: «Как муж декабристки Николай отправился за женой в Сибирь».

В Красноярске я проработала два года. Была ведущей солисткой – танцевала практически во всех спектаклях. К сожалению, Николай не смог адаптироваться к суровому сибирскому климату, и мы были вынуждены вернуться обратно. Однако эти два года были очень ценными в плане профессионального совершенствования. Из многих крупных городов Союза в красноярский театр приезжали мастера балета, а это - представители разных школ, и стилистически многообразная творческая среда помогла ярче раскрыться моей индивидуальности.

Во время гастролей в 1984 году в Москве мне выделили грим-уборную Майи Михайловны Плисецкой. Было очень приятно и волнительно находиться в пространстве, пульсирующем энергетикой величайшей балерины.

Навсегда мне запомнились гастроли по России, сначала месяц в Иваново, а затем месяц в Костроме. Мы показывали «Баядерку», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан». Группа наших поклонниц из Иваново вместе с нами отправилась в Кострому. Было очень приятно.

В 1984 году Ахмед Пурсиянов и я стали обладателями звания «Народный артист Туркменистана». В национальном балете мы - единственные танцовщики, удостоенные этого звания.

…Но наступил 1985 год – время моего выхода на пенсию. Балерины, как известно, рано завершают сценическую карьеру, однако я продолжала танцевать до 1993 года с партнерами Сергеем Константиновым и Гельды Ниязовым.

Затем я возглавила балетную труппу Театра оперы и балета им. Махтумкули. В 2001 занялась педагогической деятельностью в хореографическом отделении Туркменского государственного музыкального училища им. Данатара Овезова и параллельно стала преподавать классический танец в ансамбле «Докмачилар». Учитывая специфику фольклорного танца, во время занятий с девушками основной акцент делаю на выразительности рук и красоте осанки. А танцовщиков учу азам балетной техники: сложные высокие прыжковые комбинации и фуэте.

Меня часто спрашивают – храню ли я пуанты, в которых выходила на сцены разных театров? Нет, я раздарила их своим ученицам! К сожалению, мой единственный сын не пошел по моим стопам, поэтому знания передаю ученикам.

В 2008 году я была награждена орденом «За великую любовь к независимому Туркменистану», в 2016 – медалью «За любовь к Отечеству». По случаю 75-летнего юбилея, который я недавно отметила, получила массу поздравлений – от руководства Министерства культуры и училища, а также от многочисленных учеников, которые работают в нашей стране за её пределами. Такое большое внимание и признание моих заслуг рассматриваю как знак того, что дуэт пуант и весеннего цветка состоялся, я благодарна судьбе за это!


Автор: Тамара Глазунова


Просмотров 1546




Последние новости















 
 
Новости

В Большом театре мировая премьера балета "Дягилев"
 

На Новой сцене Большого театра 24 и 25 июня мировая премьера балета "Дягилев". Согласно пресс-службе ГАБТа, зрителей ожидает переплетение современной хореографии и исторического сюжета, где музыка, танец и сценография идут вслед за причудливыми перипетиями историй — истории любви, балета и искусства.

На Новой сцене Большого

Чистосердечное китайское признание
 

На сцене Кремлевского дворца состоялось открытие XVII Чеховского фестиваля: китайская Группа восточных исполнительских искусств представила спектакль "Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа", созерцательная красота которого убаюкала Татьяну Кузнецову.

Путешествие легендарного пейзажа

Весна патриарха
 

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) состоялся трехчастный гала-концерт в честь 50-летия первого танцовщика, народного артиста России Георги Смилевски, в котором вместе с героем вечера танцевали его дети и все ведущие артисты театра. "Третьей молодости" премьера-юбиляра не перестает удивляться Татьяна Кузнецова.

Танцовщик Георги Смилевски

ПолянаАртФест
 

С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.

Конференции, мастер-классы ...

Урал Опера Балет
 

В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.

Сказки Перро

"ПолянаАртФест
 

Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.

Старт приема заявок

Мулен Руж
 

Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела. 

Скончалась балетмейстер Джанет Фараон

Артисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь"
 

Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.

И это прекрасно!

Балетный спектакль "Две Анны"
 

В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.

 
 
 
Публикации

До старта Форума осталось 30 дней
 

Через месяц площадка курорта Красная поляна, Сочи 960 превратится в город танца, станет местом коммуникации танцующих детей, их родителей, звезд танцевальной индустрии. С 20 по 26 июня 2025 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, при информационной поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Краснодарского края, пройдет Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест".

На форуме ожидается около 2000 человек

Движение развивает мозг
 

"Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента. Занятия танцами помогают не только приятно провести досуг, но и способствуют физическому и эмоциональному развитию.

Физическое развитие

Инклюзивные балы в России
 

Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.

К новым высотам

Творец должен быть недоволен собой
 

Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...

Владимир Васильев встретил свое 85-летие

Тамара Карсавина
 

Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.  

Таточка стала действительно одной из нас

Про шоу
 

Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.

Состовляющие шоу

Приморье переживает массовое увлечение балетом
 

- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.

Почему в Приморье?

Что такое классический русский балет?
 

Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позд­ней­шие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы раз­гля­деть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть

8 вещей, которые важно знать

Танцы Африки: ритм и истоки
 

При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео