Одним из ярких заключительных аккордов прошлого сезона Мариинского театра стал юбилейный творческий вечер «Владимир Шкляров - 20 лет на сцене». Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром, которые всегда умеют предложить опытные продюсеры, но он двадцать лет служил именно Мариинскому театру - его сцене, его истории - служил преданно и беззаветно, с той сердечностью, которая дана артисту также, как и виртуозность, от Бога.
.jpg)
Огня его сердца всегда хватает, чтоб осветить и согреть каждого человека в зале. Он воистину народный артист, народный любимец, живущий во имя своей публики, всегда ждущий с ней встречи не менее, чем она. В его биографии нет рядовых спектаклей, каждый его спектакль, каждый выход на сцену - это особое событие, торжество любви к искусству и торжество объединения людских сердец в одном порыве. Его искусство даёт людям не только восторг от того, какие сверхвозможности могут быть заложены в человеческом теле, но главное, какие сверхвозможности таит наша душа: насколько она живая, многогранная, насколько много может дать один человек другому, лишь поделившись щедро своим внутренним сокровищем - способностью соучастия. Герои Владимира учат людей искренности, сердечности и демократичности в отношении друг к другу.
.jpg)
Именно эти темы поднял балет «Барышня и хулиган», представленный первым в юбилейной творческой программе артиста - спектакль, созданный хореографом Константином Боярским в 1962-ом году так талантливо, что хореографы младших поколений, учась на нём балетмейстерскому искусству, стремясь дотянуться до уровня мастеров прошлого, настолько увлекались, что переносили, даже не закавычив, целые его фрагменты в свои «новые спектакли» (имеется ввиду спектакль Алексея Ратманского “Светлый ручей”). Этот спектакль Владимир исполнял вместе с Марией Ширинкиной - своей женой. Лучше и контрастнее дуэт сложно представить. Марии с её милым детским личиком, блестящими кукольными глазками, аккуратной фигуркой, на которой ладно сидит элегантный костюмчик, и совершенно неземной, ангельски мягкой пластикой рук-крыл на судьбе написано стать той самой путеводной звездой души хулигана, отчаянно-бесстрашного, честного в любви , запросто отдающего свою жизнь за один поцелуй неиспорченной, чистенькой барышни из того светлого благополучного мира, дорога в который была ему закрыта с рождения. Казалось бы, балет сентиментален до нельзя, наивен, неправдоподобен, но два этих артиста настолько верят в правду создаваемой им истории, что умудряются перешагнуть за рамки мелодрамы и дать спектаклю ноты подлинной человеческой трагедии. К финалу миниатюрного одноактного балета буквально сотрясаешься от рыданий, не в силах прервать поток сочувствия маленькому большом человеку - подлинному герою маленького большого спектакля.
.jpg)
Второй опус вечера тоже вызвал сочувствие, но, к сожалению, иного толка: сочувствие, что для такого большого артиста, как Владимир Шкляров, не был найден современный хореограф под стать. Только благодаря силе харизмы Владимира Шклярова можно было досмотреть до конца рыхлое по форме, крайне затянутое по времени и не блещущее оригинальностью языка сочинение хореографа Владимира Варнава. Никчёмные вслушивания в себя и в пространство, которыми так любят баловаться любители contemporary, псевдовдумчивость и многозначительность, за которой на самом деле скрывается лишь пустота, скука и скудность фантазии. Все эти штучки можно увидеть в качестве эксперимента в любом питерском или московском подвале: на модных сейчас актерских тренингах с припиской “для всех”, в исполнении любительских коллективов современного танца очень среднего уровня. Объективности ради, стоит отметить то, что первые несколько минут вступительного соло самого Варнава также смотрелись любопытно, что-то обещали, но оригинального развития не получили: драматургическое мышление автора явно дало слабину, и началось то, что называется “муками творчества”, так и не принесшими достойный результат.
.jpg)
Все смутные чувства пришли в равновесие на завершающем вечер “Царстве Теней» из балета «Баядерка» (хореография Мариуса Петипа (1877 год) в редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани (1941 год). Виктория Терёшкина и Владимир Шкляров дали зрителям вкусить божественной гармонии, заставили заворожённо наблюдать линеарное совершенство тел и стремительные патетические полёты не знающего земного притяжения духа. Имперская торжественность объяла сцену Мариинского театра, сдержанно, строго, но уверенно заявив свои права на вечность.
.jpg)
А после было главное: общение с залом, истинная благодарность не знающая границ, истинная любовь, длинною в десятилетия. Необыкновенно трогательно прозвучал момент выхода на сцену двух Володиных ребятишек - милейшей дочки, которая уютно примостилась у папы Солора на руках, и деловитого, самостоятельного сына, для которого сцена - давно дом родной (маленький мужчина не дал папе руководить собою во время поклонов, взяв ситуацию полностью в свои руки). Вызовы за занавес образовали ещё один спектакль о любви, как главном итоге служения по призванию прекраснейшему из искусств.
Автор: ВЕРА ЧИСТЯКОВА, фото автора
Просмотров 1013