05/04Как вырастить Дюймовочку
В одном из старейших районов Москвы, в уютном переулке Сивцев Вражек находится хореографическая школа «Центр Танца Тимофеевой». В школе занимаются ученики разных возрастов, дети и взрослые, практически всеми видами танца в группах различного уровня подготовки. Недавно Центр Танца Тимофеевой юбилейным концертом отпраздновал свое пятнадцатилетие. Само понятие «Центра танца» подразумевает не просто школу, но настоящую профессиональную творческую базу для будущих танцовщиков и для тех, кто, возможно, выберет или уже выбрал иную профессию, но чувствует в себе возможности и желание к самовыражению через танец. На протяжении всех лет существования Центра Танца, буквально с самого первого года возникновения школы, ее директор и художественный руководитель Татьяна Петровна Тимофеева претворяет в жизнь разнообразные по жанрам и стилям танцевальные проекты с участием учеников Центра Танца, лучшие из которых сами стали высокопрофессиональными педагогами и продолжают обучать и воспитывать молодое поколение. Нынешний год в России официально объявлен Годом Учителя. И, пожалуй, самое время задуматься над современной спецификой этой профессии. Перефразируя известное изречение, можно было бы сказать так: «Настоящий педагог должен построить школу, посадить зерно и вырастить из него ученика». Профессия учителя – это труд. Труд землекопа, пастуха, садовника, как писал великий педагог XVII века Ян Амос Коменский. Именно этот душевный труд помогает зажечь огонь в сердце ученика, терпеливо вырастить из маленького невзрачного ячменного зернышка необыкновенную Дюймовочку… Говорят, что все дети талантливы. Но зачастую педагоги умеют разглядеть лишь тот талант, который лежит на поверхности, который бросается в глаза - и как часто это происходит в балетной профессии, когда все физические данные ребенка налицо! Раз есть природные способности – ты уже талант, с тобой уже хотят работать, а вот что внутри у такого уникума, в его душе, в его мыслях не столь важно, лишь бы поражал техникой зрительские умы. Но, «снимая сливки» ученических способностей, часто, не желая черпнуть поглубже, можно пройти мимо настоящих сокровищ. И таких невидимых невооруженным глазом «звездочек» в Центре Танца Тимофеевой открыли немало. Здесь смогли разглядеть особый тип одаренности – талант, который не лежит на поверхности, который нужно угадать, откопать, взрастить. На юбилейном вечере Центра Танца Тимофеевой в Государственном театре Киноактера был показан эскиз сцены будущего спектакля - фрагмент танцевально-драматической постановки Татьяны Тимофеевой «Дюймовочка» по мотивам одноименной сказки Г.-Х. Андерсена, в которой задействованы профессиональные драматические актеры, артисты балета и ученики Центра Танца Тимофеевой. Причем границ творчества здесь нет: актеры драмтеатра учатся танцевать, а танцовщики осваивают искусство звучащего сценического слова. Роль главной героини Дюймовочки исполнила юная ученица Центра Танца Тимофеевой, десятилетняя Женя Зелигман. Она миниатюрная и гибкая, улыбчивая, ясноглазая, похожая на проказливого эльфа, размышляющая совсем не по-детски и способная поставить взрослого в тупик серьезностью и философичностью своих слов. Про таких говорят – новое поколение, «дети третьего тысячелетия», талантливые, энергичные, увлекающиеся и мудрые не по годам. С самого раннего детства обожающую танцевать трехлетнюю Женю мама привела в Центр Танца Тимофеевой, к одному из лучших педагогов Зое Карповой, но спустя некоторое время занятия танцем пришлось приостановить. Однако через несколько лет Женя вернется в школу и продолжит заниматься в группе Аси Симоновой. Танец – не единственная ее страсть: Женя принадлежит к тому типу детей, про которых шутливо говорят: «Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота!». Драматический кружок, кстати, есть и занимает не менее важное место в ее жизни, причем юную актрису привлекают трагические роли. А еще свое время она посвящает литературному кружку, на конкурс которого Женя одна из немногих решила выучить не стихотворение, а прозу – рассказ В.Драгунского… «Женя – очень увлекающийся, солнечный, открытый человечек, - говорит о своей ученице Ася Симонова. – Ей все интересно, и за все она готова браться первая. Как-то родители Жени подошли ко мне и попросили – пожалуйста, отговорите ее заниматься футболом! Объясните, что она и так занята все дни, и это уж совсем лишнее: ну какой футбол и балет одновременно!» Разум взял верх, но… мяч Женя все равно с удовольствием гоняет во дворе. Ее любимые книги – «Гарри Поттер» и «Три мушкетера», а кумир – актриса Алиса Фрейндлих. А еще она всякий раз с замиранием сердца слушает монолог В.Смехова-Атоса в киноленте «Три мушкетера» и восхищается талантом Николая Цискаридзе... На вопрос о природе таланта человека – врожденной или приобретенной – Женя отвечает: «Бывает и так, и так. Вот два человека: одному пришлось пройти через многие испытания, а другому все давалось легко, но оба они талантливы, просто пришли к этому разными путями». Ей самой часто приходится преодолевать себя, испытывать знакомые всем творческие муки и обиду от того, что что-то не получается сразу на репетиции: «Я пытаюсь себя перебороть, много тренируюсь. У себя над кроватью я повесила такие таблички для поддержки, на которых написано: «Все хорошо», «Все получится», «Я - молодец». Утром я просыпаюсь, смотрю на них, и день начинается бодро».
В Центре Танца Тимофеевой Женю бережно пестует ее педагог Ася Симонова, терпеливо и настойчиво добиваясь результата. «Ася Александровна очень общительный, добрый человек, который ставит перед тобой цель и помогает ее добиться, при этом всегда ободряя и поддерживая, - говорит Женя. - Мне кажется, у нас с Асей Александровной есть даже какие-то общие черты - что-то, что есть во мне, присуще и ей…». Главную роль в спектакле «Дюймовочка» Женя репетирует с Татьяной Петровной Тимофеевой, и у нее за плечами серьезное испытание – выход на сцену вместе с профессиональными драматическими актерами. Не страшно ли было от такого ответственного партнерства?.. Женя вся расцветает: «Самое дорогое для меня здесь - незабываемое общение, иногда просто одними глазами, с актерами, с Олей (Ольгой Сириной, ведущей актрисой Московского драматического Театра на Малой Бронной), которая меня всячески поддерживала, и никакого страха я не чувствовала. Страшно было только не суметь совместить текст и музыку, ведь в спектакле монолог накладывается на движения, и я боялась, что не успею сделать все так, как надо…» Я прошу Женю охарактеризовать ее героиню, девочку Дюймовочку, созданную Андерсеном: кто она, что ищет, путешествуя и проходя через различные испытания, и находит ли то, что искала?.. Женя делает почти мхатовскую паузу, затем медленно и весомо произносит: «Она не девочка. Я ее представляю как некое божественное существо, она вся светится от переполняющего ее добра! Дюймовочка ищет саму себя, она никак не может понять, на кого она похожа, почему она такая, а все вокруг – иные, не похожие на нее. Но даже если бы в финале сказки героиня не нашла бы себе подобных в волшебной стране, она все равно поняла бы, пройдя все испытания, что даже если ты один, ни на кого не похожий, надо этим гордиться».
Слушая Женю, ее разумные и совсем взрослые «несвоевременные мысли», я не переставала удивляться. Спросишь у нее, какие желания она загадала бы Золотой рыбке, а она в ответ – неужели выполнит даже то, что невозможно? Но это же Золотая рыбка, возражаю я, она может все. «Мне кажется, - задумчиво произносит Женя, - что нельзя изменять то, что случилось в природе или в жизни человека, нельзя вернуть людей, которые ушли навсегда, потому что раз это совершено, значит, так и должно быть…» Она еще не решила, кем станет. Мечтает о балете и драмтеатре одновременно и признается, что очень хочет быть учителем. Вот так замыкается круг. Не исключено, что в будущем Женя станет одаренной драматической актрисой, а может быть, талантливым педагогом, но - не будем загадывать. Пока впереди у нее большая интересная работа в спектакле Татьяны Тимофеевой, реализоваться которому мешает всего один прозаический, но, к сожалению, в наше время определяющий фактор – материальный… Сама Женя пожелала себе «все успевать», мы же добавим к этому удачи, упорства и терпения на выбранном пути.
Фото Алан Воуба
Автор: Ольга Шкарпеткина
Просмотров 6324
Последние новости
| |
|
|
|
Новости DANCE ОКОЛИЦА Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб. Заявки принимаются!НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас! 25 ноября 2023 годаЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно. Цель проекта - выстроить мост.НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ. Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение. Количество мест ограничено.ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А. Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 24 - 31 июля«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле. 17 и 18 февраляDANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ! На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством. 18-19 марта 2023Спектакль «12 стульев» в Ярославле Это первый танцевальный вариант известного произведения. Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова. 22 октября в 17,00Получите уникальные знания и методики! Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально". |
|
|
|
|
|
Публикации ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ. Известные соревнования ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром. ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. Премьера 11 января 1940МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем». А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии. Беляков в роли ГиреяОт истока к людям Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край. Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбляВ Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева" Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. Инесса Плескачевская решила писать книгу В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец 28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB. Первым результатом работы IZOTOP.LAB сталВладимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь" Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами. – Она очень разная. Можешь думать, что никомуИван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. |
|
|
|