На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 2997; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
11/07Проблемы освоения народной хореографической культуры.

Часто задаю себе вопрос: почему человек танцует? Что такое танец, и каково его значение для человека?
В разные эпохи, на разных стадиях развития общества и роль, и значение танца были не одинаковы. Но, тем не менее, в чем-то главном они оставались и остаются неизменными. Попытаемся проанализировать ответы на вопрос: «Почему вы танцуете, и что вам дает танец», заданный случайно выбранным нами исполнителям. Итак, слово самим танцорам.


«Я танцую… да потому, что без танца, как и без песни, музыки, человек был бы духовно, эмоционально беднее».
«Это моя профессия. В детстве любые увиденные мною танцевальные движения я моментально копировал и очень радовался, если они получались, особенно когда это видели другие и меня хвалили».
«Я участница художественной самодеятельности, пришла в коллектив уже подростком. В жизни я очень стесняюсь, а в танце обо всем, что чувствую, переживаю, могу сказать как-то свободно, открыто».
«Вы увидели меня танцующим на этом празднике? Да я и не думал, что, придя на этот фольклорный праздник, буду танцевать. Шел просто поинтересоваться, посмотреть, и тут что-то подтолкнуло, и захотелось встать в общий круг, вместе со всеми закрутиться в вихре веселья…»
«Люблю танцевать, хотя особенно никогда и нигде не училась. В школе был кружок, немного занималась. А если есть случай потанцевать на вечере или в гостях, то потом несколько дней вроде работается легче».
«С тех пор как танцую, я все вокруг представляю в пластике. Почему — не знаю. Вот люблю же я музыку, вокал, а не тянет самой петь. А в танце хочется сказать все, о чем думаю, чем живу».
Эти ответы принадлежат разным людям: артисту балета, танцору-любителю, молодому врачу, встреченному на празднике фольклорного танца, девушке-студентке, пришедшей на вечер танца, студентке, будущему руководителю танцевального коллектива.1

1 Опрос проводился на базе МУК «Центр культуры и досуга городского поселения Озеры»
Разные люди, каждый говорит по-своему, но объединяет их отношение к танцу как средству самовыражения, приносящему радостное ощущение свободы, помогающему рассказать другим о чувствах, наполняющих каждого.
Иными словами, танец является языком общения, создает своеобразную атмосферу, ритм, общение. Природа танца остается неизменной. Она и определяет его особенные, отличные от других искусств черты.
Продолжая разговор о том, почему народ танцует, совершим небольшое путешествие в далекое прошлое, когда танец только зарождался и был составной частью процесса труда, различных ритуалов.
Вопросы о возникновении танца ученых разных эпох всегда приводили в те времена, когда человечество жило общинами и, ведя полудикий образ жизни, делало свои первые шаги в познании окружающей природы.
У Русского Народного Танца своя многовековая история. В V - VII веках народные танцы исполнялись в лоне "игрищ". На их характер налагали отпечаток древние языческие представления.
Принятие христианства способствует развитию культуры, и народное творчество получает выражение в скоморошестве. Именно в то время зарождаются сценические формы народных танцев.          В середине XVI столетия усиливающееся влияние русской церкви негативно сказывается на народном искусстве. Видя в народных песнях и танцах пережитки язычества, церковь притесняет музыкантов, танцоров и певцов.
Восемнадцатый век - это эпоха, связанная с именем Петра I, блестящего реформатора. В этот период произошли серьезные преобразования в культуре: танец приобретает более светский характер. И лишь в народе русский танец не только сохраняется, но и развивается, принимая новые разновидности.
После Октябрьской революции новым проявлением танцевального творчества народа стали профессиональные ансамбли танца, а также самодеятельные коллективы. Художественная самодеятельность стала своеобразным преемником и продолжателем традиций русской народной хореографии. Если раньше русские танцы исполнялись в основном на праздниках, игрищах, свадьбах, то теперь они занимают большое место в репертуаре профессиональных театров.
Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются ("Я на горку шла", "Сени"), иногда по количеству танцоров ("Шестера", "Четвера"), иногда название определяет рисунок танца ("Плетень", "Колеса").
Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.
Русский народный танец  бесценное сокровище, показывающее быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая русский народный танец, мы путешествуем по всей территории нашей страны. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно преодолевать огромные расстояния.
Сегодня встала острая необходимость в возрождении, сохранении и развитии  на сцене богатейшего наследия фольклорных традиций, национальной хореографической культуры народов России, авторской музыки в жанре народного исполнительства.
«Русский танец» - одна из самых значимых дисциплин в системе профессионального хореографического образования. От уровня знания этого предмета зависит статус будущего специалиста-хореографа, его овладение движениями, стилем, характером и манерами русского народного танца, танцевальными манерами разных губерний России. Благодаря этой дисциплине можно научиться возрождать и беречь красоту русского танца, беречь создания мысли и фантазии народа, познакомиться с «золотым фондом» национальной культуры страны. А самое главное передать все эти знания своим ученикам.
Процесс освоения народного танца должен основываться на опыте и методических приемах, существующих в самой традиционной культуре. Отличительными признаками педагогической системы хореографической подготовки являются специфические принципы обучения, которые подразумевают определенную этапность в овладении хореографическими элементами.[8]
Анализируя свой, не столь богатый, опыт обучения детей хореографическому искусству,  можно выделить три этапа.
Первый этап - “игровой”. Дети 5-9-ти лет постигают основы танцевальной культуры через игры, пение, простые танцевальные элементы. Важно, что при этом внимание  направлено на партнеров по игре, танцу, а не на механическое заучивание хореографических элементов.
Второй этап - “технический”. Дети и подростки 10-14-ти лет   осваивают технически сложные, замысловатые хореографические элементы, но исполнение этих элементов еще следует сочетать с игрой.
Следуя народной традиции хореографического воспитания, необходимо  осваивать фольклорный танец, учитывая специфику и очередность вышеуказанных этапов: “игрового” и “технического”, которые соответствуют возрастным особенностям физического и психического развития детей. Порой в выступлениях детских и подростковых коллективов приходится наблюдать “механическую” слаженность в исполнении танцев, но при этом неискренность их поведения, показной артистизм, всякое отсутствие импровизации в танцах и плясках. Чаще всего это связано с отсутствием при обучении детей “игрового этапа”. Руководители в своем стремлении к быстрому результату закрепощают детей, формируют у них неверные целевые установки. Исправить такие навыки бывает очень трудно, а порой и невозможно.Третий этап - “мастерский”. Подростков 14-15  лет можно сравнить с  деревенскими парнями и девушками, которые  начинали посещать вечерки, во время которых оттачивалось и совершенствовалось исполнение дробей и других танцевальных движений, вырабатывалась своя индивидуальная пластическая манера.
Для обучающихся народному танцу в самодеятельных коллективах, в отличие от тех, кто перенимает народную хореографию непосредственно в быту, третий “мастерский” этап является еще и “стилистическим”. Это связано с тем, что после освоения навыков выразительного, технически сложного импровизационного исполнения плясок и танцев, должно быть обращено внимание на стилистику исполнения, освоение которой осуществляется через следование лучшим образцам локальных хореографических традиций.
На всех этапах обучения фольклорному танцу чрезвычайно полезно общение с мастерами - народными исполнителями, а для успешного постижения его стилевых особенностей такая практика просто необходима. При отсутствии возможности непосредственной встречи с носителями традиции, желательно использовать видеоматериалы по фольклорному танцу. Преподавательская практика показывает, что при всех стараниях учеников и преподавателей часто не удается достичь стилистической достоверности танцев. В таких случаях помогают просмотры экспедиционных видеоматериалов.
Особую сложность в процессе обучения народному танцу представляет воспитание раскованности и импровизационности исполнения. Именно эти качества делают каждое выступление артистов откровением, захватывают сиюминутностью творческого акта.

В последние годы изучение и освоение народного танца как важной составной части традиционной культуры поднялось на качественно новый уровень. Следствием повышенного интереса к народной хореографии явилось появление ряда публикаций, посвященных исследованиям локальных хореографических традиций (журналы “Народное творчество”, “Вестник Российского фольклорного союза”, газета “Танцевальный клондайк”  периодически публикуют описания фольклорных танцев). Необходимость всестороннего и глубокого научно-теоретического осмысления процессов в русской народной хореографии давно назрела, но ряд объективных и субъективных причин не позволил такой науке сформироваться.
Трудно переоценить роль Народного артиста СССР, профессора А.А. Климова в становлении, развитии и популяризации русского народного танца. Его учебник по народному танцу, на протяжении многих лет является настольной книгой для всех, изучающих русскую хореографию и интересующихся ею. А. Климов одним из первых в стране зафиксировал аутентичное исполнение плясок и танцев различных регионов России.[8]
По мере увеличения внимания к народной хореографии обозначилась и проблема дефицита специалистов - хореографов, владеющих методикой преподавания фольклорного танца, знающих его региональные особенности. Эта проблема может быть решена только с введением в учебные планы вузов и училищ, обучающих хореографов, программ по фольклорному танцу и методике его преподавания, которые в настоящее время, за редким исключением, практически отсутствуют. Следует отметить что, в этот переходный период основными задачами специалистов, занимающихся народной хореографией, является не только ее популяризация, но и наиболее полная и тщательная фиксация оригиналов, реконструкция утраченных образцов, разработка и усовершенствование методик преподавания, глубинное философское осмысление роли и сути народного танца как важной неотъемлемой части русской традиционной культуры. Успешное решение этих задач возможно при условии объединения и консолидации всех заинтересованных специалистов в данной области.


Автор: Кристина МИХАЙЛОВА, фото из архива коллектива "Ровесник" (г. Озеры)


Просмотров 10723




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео