На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 3455; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
09/10Дягилев. "Новый балет"

Обыкновенно, когда говорят о «Русских сезонах» Дягилева, подчёркивают огромное значение роли, которую сыграл Сергей Павлович в продвижении русского искусства на Запад. И это, конечно, правда. Если Пётр I прорубил окно в Европу, позволив ворваться энергичному вихрю реформ и западного влияния, то Дягилев, похоже, был первым антрепренёром, который обнаружил, что окно в Европу открывается не только в одну сторону. И что обратное влияние – России на западную художественную сцену – может быть востребованным. В 1906 году он устроил в Париже грандиозную выставку русского искусства. Год спустя привёз туда же пять «Исторических русских концертов», в которых исполнялись произведения Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова. А в 1908 году организовал постановку оперы «Борис Годунов», с Шаляпиным в главной роли.


Правда, нельзя не заметить, что с такой же энергией Дягилев действовал, показывая западное искусство в России. Именно он в 1899–1900 годах устроил в Петербурге первую выставку французских импрессионистов. В эти же годы руководил журналом «Мир искусства», «западническим» по духу. В 1912–1913 годах Дягилев провёл в Москве фестиваль Дебюсси, пригласив приехать и самого композитора. Одновременно с невероятной страстью он собирал в 1904–1905 годах, то есть в разгар первой революции, ретроспективу русского исторического портрета, лично разъезжая по дальним имениям, и, случалось, находил среди пыльного хлама на чердаках работы кисти Левицкого, Боровиковского, Рослина, пейзажи Юбера Робера. Кстати, о Левицком Дягилев даже написал книгу…
Иначе говоря, трудно отделаться от мысли, что Дягилев ощущал себя, как мы сегодня сказали бы, человеком мира. Граница между Россией и остальным миром не означала для него ни идеологического, ни культурного разрыва, ни тем более противостояния. Она была для него лишь знаком культурных различий. Различий, на которых можно играть, делать ставку в антрепризе. Но культурные различия не сводятся только к национальным или региональным, их гораздо больше. И Дягилев умело использовал всю их гамму. Это была игра на столкновении новых и традиционных направлений в искусстве.
Ярче всего это проявилось, когда он нашёл свою «золотую жилу», страсть и любовь двадцати лет жизни – балет. Именно балет потребовал от Дягилева всей его энергии, гибкости, коммерческого чутья, вкуса к новому и готовности идти на риск радикального эксперимента.
Дягилев не только открыл Европе русское искусство. Он открыл публике новый балет как искусство ХХ века. До того как Дягилев в 1909 году привёз «Половецкие пляски», поставленные Михаилом Фокиным для оперы «Князь Игорь», никто на Западе не думал, что балет может быть таким. Не размеренный классический танец с изящными позами и чётко регламентированными движениями, а вихрь, сгусток энергии, волевой порыв. «Танцовщики то пригибались к земле в стелющемся беге, то взмывали в воздух. Их прыжки были сломлены линиями резко подогнутых ног, вытянутых над головой рук с луками. Молниеносные повороты сменялись неистовыми топочущими движениями», – так описывает ошеломляющий натиск русского балета на парижской сцене историк этого искусства Елизавета Суриц.
Мало того, вместо штатных декораторов Дягилев пригласил замечательных художников, которые вовсе не имели опыта работы в театре. Александр Бенуа и Леон Бакст, Константин Коровин иАлександр Головин были первыми сценографами дягилевских балетов и создали неповторимую атмосферу спектаклей. После 1914 года их сменили Гончарова и Ларионов. В 1920-х годах к этому ряду блестящих имён добавились Пабло Пикассо и Андре Дерен, Анри Матисс и Георгий Якулов…
Наконец, вместо развёрнутого сюжетного действия дягилевские спектакли складывались из одноактных балетов. Их темы и образы были откликом на мотивы, рождённые современной поэзией и живописью. Эту пылкую новизну, которая сегодня часто обозначается сухим термином «синтез искусств», создатели дягилевских балетов чувствовали очень остро. Существуют поразительные признания хореографов, которые приводит Елизавета Суриц в своей статье. Например, хореограф Леонид Мясин свидетельствовал, что многому в своей профессии он научился именно у… Пикассо. Наблюдая, как тот создаёт один эскиз за другим, постепенно отбрасывая всё лишнее, Мясин постигал, по его словам, искусство абстрагировать, усвоил, как можно «преобразить и упростить природу». Ещё более фантастично звучит заявление Дягилева в интервью английской газете после премьеры балета «Шут» в 1921 году. Сергей Павлович сказал, что хореограф Тадеуш Славинский ставил балет «согласно указаниям Ларионова» и что на этот раз «был использован новый подход, заключающийся в том, что именно художнику предоставляется определять пластическое решение, в то время как балетмейстер лишь придаёт ему хореографическую форму».
Можно, конечно, сказать, что последнее решение – вынужденное, обусловленное тем, что Мясин в 1921 году покинул Дягилева, увлекшись танцовщицей Верой Савиной и женившись на ней. Дягилев остался без хореографа в разгар репетиций и вынужден был, что называется, менять коней на переправе. Как бы то ни было, вынужденно или нет, случайно или продуманно, но Дягилев всё более решительно двигался в сторону авангардного искусства. Это чётко фиксирует Ларионов в своих записках: «Дягилев решил, что балет – не только танцы или мимированные танцы. <…> Дягилев думал и это доказал, что балет вырос и продолжает расти и что он может соединяться со всякой музыкой и её выражать, именно выражать – не сопутствовать ей и не быть сопутствуемым, а выражать».
Нельзя сказать, что это движение всегда вызывало понимание публики. Некоторые дягилевские постановки сопровождались грандиозными скандалами. Сегодня трудно даже представить, какие страсти разгорелись во время премьеры «Весны священной» Стравинского в «Театре Елисейских Полей» в 1913 году. Елизавета Суриц рисует эффектную картину той премьеры: «Тщетно импресарио Габриэль Астрюк, вскочив с места, призывал публику „сначала послушать, потом свистеть“, а Дягилев, поначалу тоже умолявший дать закончить спектакль, затем распорядился зажигать и гасить свет в зале. Нижинский тем временем, стоя за кулисами, громко отстукивал ритм и считал вслух, потому что танцовщики из-за шума не слышали музыки». Спектакль, который сопровождался свистом, воплями публики, перепалкой сторонников и противников постановки, закончился несколькими вызовами на дуэль. Тем не менее, будущее было именно за таким балетом. Свидетельство тому – история балета в США, Австралии, Латинской Америке, которая во многом определена традициями, заложенными Дягилевым.




Просмотров 4760




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео