09/10Дягилев. "Новый балет"
Обыкновенно, когда говорят о «Русских сезонах» Дягилева, подчёркивают огромное значение роли, которую сыграл Сергей Павлович в продвижении русского искусства на Запад. И это, конечно, правда. Если Пётр I прорубил окно в Европу, позволив ворваться энергичному вихрю реформ и западного влияния, то Дягилев, похоже, был первым антрепренёром, который обнаружил, что окно в Европу открывается не только в одну сторону. И что обратное влияние – России на западную художественную сцену – может быть востребованным. В 1906 году он устроил в Париже грандиозную выставку русского искусства. Год спустя привёз туда же пять «Исторических русских концертов», в которых исполнялись произведения Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова. А в 1908 году организовал постановку оперы «Борис Годунов», с Шаляпиным в главной роли.
Правда, нельзя не заметить, что с такой же энергией Дягилев действовал, показывая западное искусство в России. Именно он в 1899–1900 годах устроил в Петербурге первую выставку французских импрессионистов. В эти же годы руководил журналом «Мир искусства», «западническим» по духу. В 1912–1913 годах Дягилев провёл в Москве фестиваль Дебюсси, пригласив приехать и самого композитора. Одновременно с невероятной страстью он собирал в 1904–1905 годах, то есть в разгар первой революции, ретроспективу русского исторического портрета, лично разъезжая по дальним имениям, и, случалось, находил среди пыльного хлама на чердаках работы кисти Левицкого, Боровиковского, Рослина, пейзажи Юбера Робера. Кстати, о Левицком Дягилев даже написал книгу…
Иначе говоря, трудно отделаться от мысли, что Дягилев ощущал себя, как мы сегодня сказали бы, человеком мира. Граница между Россией и остальным миром не означала для него ни идеологического, ни культурного разрыва, ни тем более противостояния. Она была для него лишь знаком культурных различий. Различий, на которых можно играть, делать ставку в антрепризе. Но культурные различия не сводятся только к национальным или региональным, их гораздо больше. И Дягилев умело использовал всю их гамму. Это была игра на столкновении новых и традиционных направлений в искусстве. Ярче всего это проявилось, когда он нашёл свою «золотую жилу», страсть и любовь двадцати лет жизни – балет. Именно балет потребовал от Дягилева всей его энергии, гибкости, коммерческого чутья, вкуса к новому и готовности идти на риск радикального эксперимента. Дягилев не только открыл Европе русское искусство. Он открыл публике новый балет как искусство ХХ века. До того как Дягилев в 1909 году привёз «Половецкие пляски», поставленные Михаилом Фокиным для оперы «Князь Игорь», никто на Западе не думал, что балет может быть таким. Не размеренный классический танец с изящными позами и чётко регламентированными движениями, а вихрь, сгусток энергии, волевой порыв. «Танцовщики то пригибались к земле в стелющемся беге, то взмывали в воздух. Их прыжки были сломлены линиями резко подогнутых ног, вытянутых над головой рук с луками. Молниеносные повороты сменялись неистовыми топочущими движениями», – так описывает ошеломляющий натиск русского балета на парижской сцене историк этого искусства Елизавета Суриц. Мало того, вместо штатных декораторов Дягилев пригласил замечательных художников, которые вовсе не имели опыта работы в театре. Александр Бенуа и Леон Бакст, Константин Коровин иАлександр Головин были первыми сценографами дягилевских балетов и создали неповторимую атмосферу спектаклей. После 1914 года их сменили Гончарова и Ларионов. В 1920-х годах к этому ряду блестящих имён добавились Пабло Пикассо и Андре Дерен, Анри Матисс и Георгий Якулов… Наконец, вместо развёрнутого сюжетного действия дягилевские спектакли складывались из одноактных балетов. Их темы и образы были откликом на мотивы, рождённые современной поэзией и живописью. Эту пылкую новизну, которая сегодня часто обозначается сухим термином «синтез искусств», создатели дягилевских балетов чувствовали очень остро. Существуют поразительные признания хореографов, которые приводит Елизавета Суриц в своей статье. Например, хореограф Леонид Мясин свидетельствовал, что многому в своей профессии он научился именно у… Пикассо. Наблюдая, как тот создаёт один эскиз за другим, постепенно отбрасывая всё лишнее, Мясин постигал, по его словам, искусство абстрагировать, усвоил, как можно «преобразить и упростить природу». Ещё более фантастично звучит заявление Дягилева в интервью английской газете после премьеры балета «Шут» в 1921 году. Сергей Павлович сказал, что хореограф Тадеуш Славинский ставил балет «согласно указаниям Ларионова» и что на этот раз «был использован новый подход, заключающийся в том, что именно художнику предоставляется определять пластическое решение, в то время как балетмейстер лишь придаёт ему хореографическую форму». Можно, конечно, сказать, что последнее решение – вынужденное, обусловленное тем, что Мясин в 1921 году покинул Дягилева, увлекшись танцовщицей Верой Савиной и женившись на ней. Дягилев остался без хореографа в разгар репетиций и вынужден был, что называется, менять коней на переправе. Как бы то ни было, вынужденно или нет, случайно или продуманно, но Дягилев всё более решительно двигался в сторону авангардного искусства. Это чётко фиксирует Ларионов в своих записках: «Дягилев решил, что балет – не только танцы или мимированные танцы. <…> Дягилев думал и это доказал, что балет вырос и продолжает расти и что он может соединяться со всякой музыкой и её выражать, именно выражать – не сопутствовать ей и не быть сопутствуемым, а выражать».
Нельзя сказать, что это движение всегда вызывало понимание публики. Некоторые дягилевские постановки сопровождались грандиозными скандалами. Сегодня трудно даже представить, какие страсти разгорелись во время премьеры «Весны священной» Стравинского в «Театре Елисейских Полей» в 1913 году. Елизавета Суриц рисует эффектную картину той премьеры: «Тщетно импресарио Габриэль Астрюк, вскочив с места, призывал публику „сначала послушать, потом свистеть“, а Дягилев, поначалу тоже умолявший дать закончить спектакль, затем распорядился зажигать и гасить свет в зале. Нижинский тем временем, стоя за кулисами, громко отстукивал ритм и считал вслух, потому что танцовщики из-за шума не слышали музыки». Спектакль, который сопровождался свистом, воплями публики, перепалкой сторонников и противников постановки, закончился несколькими вызовами на дуэль. Тем не менее, будущее было именно за таким балетом. Свидетельство тому – история балета в США, Австралии, Латинской Америке, которая во многом определена традициями, заложенными Дягилевым.
Просмотров 4970
Последние новости
| |
|
|
|
Новости Развлечение с поучением "Мировая серия" Чеховского фестиваля 2025 года включает 13 спектаклей — всего на два меньше, чем было на предыдущем, прошедшем в 2023 году. Однако различия существенны: нынешний фестиваль сделал отчетливый акцент на экзотике.
Южноафриканское шоу Форум завершен: подводим итоги и делимся впечатлениями! Впервые курорт Красная поляна, Сочи 960 с 20 по 26 июня стал городом танца для 2000 участников, местом коммуникации танцующих детей, их родителей, педагогов, хореографов, звезд танцевальной индустрии. Масштабный проект при поддержке Президентского фонда культурных инициатив объединил представителей различных танцевальных направлений и поразил своей насыщенной программой.
20 июня состоялся Гала- концертВ Большом театре мировая премьера балета "Дягилев" На Новой сцене Большого театра 24 и 25 июня мировая премьера балета "Дягилев". Согласно пресс-службе ГАБТа, зрителей ожидает переплетение современной хореографии и исторического сюжета, где музыка, танец и сценография идут вслед за причудливыми перипетиями историй — истории любви, балета и искусства.
На Новой сцене Большого Чистосердечное китайское признание На сцене Кремлевского дворца состоялось открытие XVII Чеховского фестиваля: китайская Группа восточных исполнительских искусств представила спектакль "Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа", созерцательная красота которого убаюкала Татьяну Кузнецову.
Путешествие легендарного пейзажаВесна патриарха На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) состоялся трехчастный гала-концерт в честь 50-летия первого танцовщика, народного артиста России Георги Смилевски, в котором вместе с героем вечера танцевали его дети и все ведущие артисты театра. "Третьей молодости" премьера-юбиляра не перестает удивляться Татьяна Кузнецова.
Танцовщик Георги Смилевски ПолянаАртФест С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.
Конференции, мастер-классы ...Урал Опера Балет В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.
Сказки Перро"ПолянаАртФест Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.
Старт приема заявокМулен Руж Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела.
|
|
|
|
|
|
Публикации Балет на Байкале IV международный фестиваль «Балет на Байкале. Бурятия-2025» стал поистине грандиозным событием этого лета. В течение двух дней, 18 и 19 июля, на живописном берегу Байкала царила неповторимая атмосфера, где высокое искусство гармонично сочеталось с природной красотой священного озера. Свидетелями этого действа стали порядка 3 тысяч человек.
Международный фестивальВаше тело врет? Бачата как детектор лжи: Как танец вскрывает подавленные эмоции за 1 вечер (и что с ними делать)? Как телесно-ориентированный психолог, я вижу то, что скрыто годами в человеке. И да, это может случиться с вами на первом же занятии.
18 лет преподаю танцы, 13 из них бачату!До старта Форума осталось 30 дней Через месяц площадка курорта Красная поляна, Сочи 960 превратится в город танца, станет местом коммуникации танцующих детей, их родителей, звезд танцевальной индустрии. С 20 по 26 июня 2025 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, при информационной поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Краснодарского края, пройдет Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест".
На форуме ожидается около 2000 человекДвижение развивает мозг "Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента. Занятия танцами помогают не только приятно провести досуг, но и способствуют физическому и эмоциональному развитию.
Физическое развитиеИнклюзивные балы в России Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.
К новым высотамТворец должен быть недоволен собой Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...
Владимир Васильев встретил свое 85-летие Тамара Карсавина Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.
Таточка стала действительно одной из насПро шоу Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.
Состовляющие шоуПриморье переживает массовое увлечение балетом - Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.
|
|
|
|