«Всё гениальное просто, и всё простое гениально» Так, когда-то обычная фраза, сказанная Паулем Йозефом Геббельсом, приобрела статус этакого крылатого выражения. Простота? Кажется, что может быть легче? Но… на самом деле - это то, что труднее всего на свете; это крайний предел гениальности…С этим согласна и гостья проекта «Танцевальный Клондайк» - кандидат педагогических наук, доцент кафедры народно-сценической хореографии Киевского Национального Университета Культуры и Искусств, член жюри Гранд-проекта «Созвездие» – Ирина Гутник.
- Ирина, давайте поговорим об украинской хореографии. На чем она строится?
- Народная хореография в любом случае, как бы мы того не хотели, строится на фольклорных традициях, от этого нам уйти нельзя. Хотя, работая со студентами, можно сравнивать, что в прошлые времена, когда я еще училась (я закончила в 2002 году), фольклорному танцу мы уделяли очень большое внимание, углубленно его изучали.
- А сейчас все по-другому?
- Сейчас, мы уделяем гораздо меньше этому внимания, но мы не можем от этого уйти.
- Как вы считаете, в чем ошибка сегодняшних хореографов, которые работают в сфере современной хореографии?
- Ошибка современных хореографов в том, что они как раз не углубляются в корни народной хореографии и откидывают фольклорный танец на задний план. Сейчас на Украине очень распространено такое направление как стилизация народного танца. Это направление считается новым, но по моим наблюдениям, сколько я езжу по фестивалям, смотрю, анализирую, что очень много хореографов не понимают до конца насколько это сложное направление и какие глубокие знания по народной (фольклорной) хореографии оно требует.
Народный танец – это, в первую очередь, фольклор. Потом, мы его усовершенствуем.
Я всегда говорю, что фольклорный танец, поставленный сегодня, все равно будет отличаться от народного танца, поставленного, к примеру, 15 лет назад, 20 лет назад. Хотя это тоже будут народные движения – все будет то же самое, но все равно, современный хореограф по-другому мыслит, более разнообразен, композиционно танец строится по-другому. Все-таки от фольклора отходить нежелательно. Мне кажется, молодым балетмейстерам, как бы это ни было скучно, как бы это не казалось им примитивным по сравнению с современной хореографией, где есть трюковая часть (брейк, хип-хоп), акробатика, зрелищность, - от корней нельзя уйти, поэтому фольклор должен быть, им надо заниматься.
- А сегодня хореография другая? Как вы считаете, развивается ли она? Если да, то в лучшую(худшую) сторону?
- Существует много тенденций развития. Есть и положительные стороны, есть и отрицательные. В моем понимании народная хореография развивается. Если мы сейчас рассматриваем лучшую сторону, то она развивается в двух направлениях: как народная в сценическом варианте и в плане стилизации.
Для себя я пришла к такому выводу, я всегда говорю и студентам, и хореографам, что это два направления, которые просто обязаны развиваться параллельно. Мы не можем заниматься стилизацией танца, отрекаясь от народной хореографии. В то же время ставить народный танец и уйти от современных музыкальных направлений, от современных движений тоже будет скучновато. Поэтому я бы советовала молодым балетмейстерам, да и остальным хореографам – развивайте эти два направления параллельно.
- Если говорить о стилизации народного танца, проблематична ли она сейчас?
- Стилизация – это когда мы придаем одному стилю звучание какого-то другого стиля.
Чтобы придать русскому или украинскому народному танцу характер, например, хип-хопа. Я не могу стилизировать народный танец, при этом, не изучив его досконально. В чем проблема хореографов? Вот я выучила ковырялочку, притоп, веревочку – все нормально, а теперь я поставлю хип-хоп, добавлю акробатику, мы покувыркаемся, попрыгаем, и получается стилизация. На самом деле, когда мы стилизируем народный танец, мы в первую очередь должны видеть именно народный танец, в некоторых местах мы можем изменить положение рук, уйти от дотянутости стопы, где-то добавить акробатические трюки, но все должно быть оправданно и музыкально, и композиционно. Тогда это выглядит пристойно, тогда, возможно, у молодежи появляется интерес к народной хореографии.
- Что бы мы не говорили, а современная хореография все равно больше притягивает к себе молодежь. Что нужно сделать, чтобы нынешнее поколение полюбило народный танец?
- Самое главное, он должен быть сейчас очень качественным, чтобы привлекал внимание и заинтересовывал, чтобы молодежь хотела его танцевать.
Гастролируя по европейским странам, приходишь к выводам, что современная хореография – это наш конек. Я говорю сейчас о странах бывшего советского союза, нынешнее СНГ. В Германии, Голландии народный танец исполняют пенсионеры, вот там все примитивненько, простенько. И когда мы приезжаем на гастроли, у нас много и брейка, и контемпорари, и рок-н-ролл, а оказывается, что нужны шаровары и казаки.
- Украинский народный танец развивался на протяжении всей истории украинского народа. В нем нашли свое отражение радость, веселость и мягкий юмор. Но все-таки, каждой области присущи свои региональные особенности. Уделяют ли этому внимание хореографы?
- Это огромная проблема. Хореографы перестают уделять этому внимание. В каждом регионе есть свой танец. Может быть, к примеру, полька. Сам танец «полька» присутствует во многих регионах: и в Волынском, и в Полесье, и в Подолье – хотя в каждом регионе он имеет свою особенность. Чтобы было проще представить, проще объяснить, я всегда говорю: представляем карту Украины, и с какими странами она граничит.
Центр Украины – это гопак, та же полька и много других танцев, но это хореография, которая сохранена в чистом виде.
Дальше регионы Украины – их хореография формировалась под влиянием искусства хореографии других стран.
К примеру, возьмем Черниговскую область, которая граничит с Белоруссией, значит, их номера, их хореографическая лексика будет очень близка белорусской. Тут уже появляются батманы, хотя в Центральной Украине у нас узкая плахта, девушка у нас достаточно скромна, она не позволяет себе задирать ноги. Пусть даже у танца будет большой темп, все будет сдержанно. Хотя это не восточная женщина, которая боится поднять глаза на партнера, она у нас с характером дама, но, тем не менее, она не позволяет себе поднимать высоко ноги, сам костюм влияет на формирование лексики.
Подходим к Белоруссии, там уже идут прыжки, и уже отсюда в польках появляются гранд-батманы.
Если мы берем западные регионы, есть гуцулы, которые живут в горах – их танец характеризуется мелкими движениями, мало продвижения, а почему? Потому что – это горы. На месте много поворотов, мелких движений, потому что и костюм, и местность ограничивала лексику танца. Это не степь Центральной Украины, где танцуют бегунец, где мы могли бежать, ветер в лицо и ничего не мешает…
Есть регионы, которые граничат с Венгрией, Словакией, тут уже появляются ключи, дроби. Сейчас достаточно проблематичен такой момент, что хореографы очень поверхностно за это берутся, они считают, что это полька из Подолья, что она предполагает не классический вариант польки, а все-таки есть основной шаг и нужно искать какие-то характерные особенности. Почему-то действует такая тенденция «Меньше знаю – лучше сплю», а должно быть по-другому: «Чем больше я знаю, тем лучше понимаю, что ничего не знаю». Это очень сложно и очень интересно.
- Отличаются ли костюмы по цвету? Если мы, скажем, возьмем польку в разных областях?
– Конечно, все отличается. В любом случае, должна быть пышная юбка. Полька предполагает закидывание ног назад, прыжки, пусть с собранными ногами, где-то в каком-то регионе с открытыми ногами, тем не менее, это всегда пышный костюм.
Если мы уже надеваем венок на голову, в Центральной Украине мы уже не можем себе позволить какое-то кокетство, какой-то конфликт, кулачки, все-таки венок нас сдерживает – здесь уже совершенно другая манера и другой характер. А когда мы надеваем платок и танцуем типичную сельскую барышню, которая строит своего мужа, то уже можем позволить себе и кривляться, и наехать на этого казака, ногой притопнуть, приказать ему присесть, лечь, там уже характер, который описывается во всей литературе про украинскую женщину.
- А если сравнить украинский народный костюм с русским народным?
- В чем легче, как мне кажется, русским коллективам – у них в костюме не так много вышивки как на Украине. Вышивка стоит очень дорого, даже если она машинная, мы не говорим о ручной, потому что это баснословная сумма. Почему у русских коллективов всегда ярче смотрятся костюмы? Я для себя сделала такой вывод: потому что удачное комбинирование самых простых тканей, элементарный рисунок, ситец, чуть-чуть парчи, немного кружев, смотрится восхитительно, по-простому, но со вкусом, интересно и хорошо.
В украинском танце совсем другая ситуация. Я не знаю регионов, в которых нет вышивки. Многие коллективы из-за отсутствия денег начинают заменять вышивку тесемочками, но это никогда не будет соответствовать оригинальному костюму. Каждый регион имеет не только свою цветовую гамму, но и свою вышивку. Это очень сложно! Если мне приходится ставить номер из региона, мы берем большую книгу, начинаем смотреть региональный костюм более досконально. Я консультируюсь со специалистами по костюмам. Гуцульский, западный регион, там более яркая вышивка, там можно встретиться и оранжевый, и насыщенный зеленый. Центральная Украина – превалируют красные и черные цвета, хотя есть, где и белым по белому вышивают регионы.
- Говорят, что народник – это универсал? Так ли это?
- Это действительно так. Все современные балеты, которые сейчас существуют в Киеве, которые держат свое имя уже 10-15 лет – были организованы народниками.
Когда твое тело уже прошло классическую подготовку, народную подготовку, ты уже можешь себя координировать, распределять. Просто все как-то подзабыли, что народники основывали все шоу-балеты и ставили все. Я уверена, что народник всегда станцует современный танец, а современнику надо будет очень много времени, чтобы овладеть народным танцем, чтобы правильно открылись руки, чтобы появилась манера.
Народная хореография предполагает очень сильное актерское мастерство.
Очень сложно удержать коллектив, если у тебя в репертуаре будет только современная хореография. Это мое мнение, может быть кто-то со мной и не согласиться. Я не владею современной хореографией полно и глубоко, я, конечно, разбираюсь в ней, понимаю стиль, но не могу сказать, что она меня привлекает настолько, что я бы захотела ее детально изучать. Все равно я стараюсь себя совершенствовать в народной хореографии. Я ее безумно люблю! Любой человек может найти себя в ней.
- Расскажите, пожалуйста, про свою преподавательскую деятельность?
- Я преподаю, около 8 лет. Танцевала в ансамбле «Песни и танцы МВД Украины», параллельно училась в аспирантуре. Буквально через год после окончания меня оставили преподавать в университете, долгое время совмещала ансамбль и преподавание. Сейчас основной вид деятельности – это преподавание в университете, мне безумно нравится работать со студентами…Я достаточно позитивный, но строгий преподаватель. Говорят, что «боятся – значит, уважают», но меня не столько боятся, сколько не хотят разочаровывать.
- Вы сейчас ставите номера?
- Ставлю. Я веду предмет «Искусство балетмейстера», не я учу, а мы вместе учимся сочинять номера, я расту и развиваюсь вместе со своими студентами.
– Кто для вас учитель?
- У меня, их достаточно много было. Все помогали развиваться в разных направлениях.
Если говорить о детских коллективах, там были заложены свои основы.
У меня был педагог в университете, которого я считаю своим любимым, он сейчас главный балетмейстер Национального хора имени Григория Веревки – Валерий Александрович Корененко, он у меня преподавал народно-сценический танец. Огромным плюсом является то, что меня оставили преподавать буквально через год, как я закончила учебу. Я проанализировала работу своих преподавателей по свежим следам, я понимала, чего мне не хватало как студентке по этой дисциплине, что было положительного у этого педагога. Я всегда говорю студентам, что даже у самого плохого преподавателя можно чему-то научиться.
- Хотели бы вы дать какие-то практические советы хореографам?
- Да… Самое главное – надо безумно любить свою работу. Когда я училась в институте, я почему-то боялась сочинять номера. Мне всегда казалось, что я должна создать что-то гениальное, то, чего до этого не было, чтобы всем понравилось, а это так туго шло.
Анализируйте номера великих постановщиков – самый простой шаг, топ, ладушки, они умиляют, производят больший эффект. Нужно полюбить музыку, которую вы выбираете для постановки. Я не люблю слушать музыку в плеере, только если я под нее не ставлю номер. Тогда, я ее записываю и слушаю по 25 раз на дню: проснувшись утром, по дороге на работу. Иногда кажется, что она тебе приедается, но потом, ты начинаешь слышать куски, фразы, партии отдельных инструментов, видеть рисунки. Музыка начинает сама подсказывать, что ставить, надо лишь ее почувствовать. Иногда требуется неделя, а бывает, что достаточно и вечера. Ошибка многих постановщиков в том, что сначала они начинают сочинять рисуночки, а потом их натягивают на музыку. Сначала надо полюбить ее и определить для себя, что я буду ставить.
Проблема многих номеров еще и в том, что они непонятны зрителю. Когда балетмейстер до конца не понимает, что он хочет сказать, он никогда не сможет что-то понятное поставить. Если в народной хореографии на первом месте стоит музыка, мы должны услышать, раскрыть музыку, мы должны оправдывать все акценты.
Я всегда говорю: «Выбирайте музыку, которая разговаривает».
Когда есть акценты, что-то происходит – так легко ставить! Сюжет разворачивается сам собой!
Когда же в качестве музыки выбрана какая-то дешевая синтезаторная фонограмма, то и танец, и движения получатся такими же – монотонно, неинтересно. А современная хореография идет от обратного.
Балетмейстеры должны быть очень начитанными людьми. Те, кто оставил свой след в истории, были очень грамотными, всесторонне развитыми людьми. И насколько мы сейчас ограничены!
Еще я советую молодым балетмейстерам ходить в театр. Как много можно взять в театре по режиссуре, по работе с реквизитом. Я много раз могу смотреть один и тот же спектакль. Сначала я смотрю на режиссуру, на декорации, потом я смотрю на работу с реквизитом. Нужно развивать образное мышление, учиться, смотреть, искать.
Нужно ходить и смотреть – на неудачные постановки, на гениальные – всегда можно для себя что-то найти.
- Тенденция XXI столетия – это зрелищность. Это касается всех видов искусств, хореографии в том числе. Если мы хотим быть востребованными, что необходимо учитывать?
- Мы должны идти в ногу со временем. Зрелищность не говорит о том, что мы должны отойти от качества исполнения, но давайте попробуем использовать современные технологии. Я знаю много коллективов из России, последний запомнившийся называется «Кострома» - очень интересный хореографический коллектив, они очень хорошо используют видеоряд, лазерное шоу. Если номер посвящен Древней Руси, то с помощью лазера создаются колокола. То же самое можно делать и в народной хореографии: использовать свет, сцена позволяет, подобрать и пустить грамотный видеоряд.
– Идеальный народный танец… Каким вы его видите?
- Он должен быть сделан под качественную оркестровку, качественную музыку. Если звучит хорошая оркестровая музыка, она заводит, она предполагает хорошую лексику. Это должен быть номер с хорошими композиционными рисунками, со сложными техническими движениями. Это должны быть живые люди с яркими эмоциями. Любого человека можно расшевелить, любого человека можно зажечь.
Народный танец – это не село. Говорят, что бальные танцы должны танцевать в паре, народные – тоже! Должно быть общение в паре, должно быть современно, ярко, стильно.
Качественный народный танец хорош для любого концерта, для любой аудитории, если он сделан технично, стильно. Танцоры должны знать себе цену, они должны быть уверены в себе, не комплектовать, не стыдится своего народного костюма.
Автор: Анна МАНЯК
Просмотров 11710