В преддверии Дня Всех Влюблённых в афише Большого театра «Лебединое озеро». О спектакле рассказывает художественный руководитель балетной труппы Большого театра Сергей ФИЛИН.
- В Большом театре «Лебединое озеро» идёт в редакции Юрия Григоровича…
- Да. Спектакли Юрия Григоровича – история балета Большого театра, и украшение, гордость его сегодняшнего репертуара. С этими спектаклями связано рождение новых имён в Большом балете. Многие из спектаклей балетмейстера, в том числе и его редакция «Лебединого озера», стали визитной карточкой Большого, и имеют колоссальный успех у зрителей, как в России, так и за рубежом. В спектаклях Григоровича зрителей привлекает сильно выраженный конфликт, мощный энергетический контакт между танцовщиками, яркие контрастные образы. Каждое новое поколение танцовщиков проходит через спектакли Мастера. Время меняется, люди в чём-то становятся другими – спектакли обретают новую жизнь. Сегодня артисты танцуют балеты Григоровича с драйвом! Им это невероятно интересно! Они понимают, что не просто показывают возможности своего тела, а создают нечто важное – значительную, глубокую по своему драматическому содержанию историю. Артисты развиваются, как творческие личности, делают большие-большие шаги вперёд в профессии, и я рад этому.
Особенно горды мы сегодня тем, что Юрий Николаевич сам участвует в жизни своих спектаклей: смотрит, кто выходит на сцену, как создаёт образ; следит за состоянием декораций, костюмов, за верной постановкой света – при необходимости, вносит коррективы.
Сегодня спектаклей, которые можно поставить в один ряд с работами Григоровича, в балетном мире становится всё меньше и меньше. Продолжаются эксперименты, продолжаются поиски… но нельзя не заметить общую тенденцию – все театры хотят сегодня иметь в своём репертуаре большие красивые классические сюжетные балеты. И Юрий Николаевич является образцом для современных хореографов. Могу привести яркий тому пример. Хореограф Начо Дуато, который в 2011-ом году поставил свою версию балета «Спящая красавица» в Михайловском театре, беседуя со мной, сказал: «Я всегда знал, что Юрий Николаевич великий хореограф, но сейчас моё уважение к нему возросло в разы. Никогда не думал, что так трудно создать масштабный спектакль – выстроить его по режиссуре, по кордебалетным сценам, сделать ясные и лаконичные переходы от одной картины к другой. Григорович же умеет делать это идеально!»
- Что значил для танцовщика Сергея Филина спектакль «Лебединое озеро»?
- Для меня это знаковый спектакль – первый, который мне доверили, как ведущему исполнителю. Партия Принца Зигфрида в версии Юрия Григоровича очень непростая. Принц танцует бесконечно… – во всех четырёх картинах… и постоянно меняется характер конфликта, соответственно, настроение персонажа.
- Влияли ли на образ Вашего Принца сценическиепартнёры?
- Мои спектакли не бывали одинаковыми. И «Лебединое озеро» не исключение. Прямой контакт и взаимодействие в этом балете у меня, конечно, были с женщиной – балериной, исполнявшей роль Одетты-Одилии. Ей я посылал свои чувства и получал ответ, от неё зависело во многом моё поведение. Очень красивые и очень разные ощущения я испытывал от дуэтов с Одеттой и с Одиллией… А образ Злого гения (соответственно режиссёрскому замыслу) был моим двойником, частью меня, я его чувствовал внутри себя и имел власть над этим персонажем – менял его, меняясь сам.
- О чём этот спектакль для Вас? Его внутреннее содержание…
- О том, что вечно… – о Любви и о предательстве, обмане… Страсти в этом спектакле, на мой взгляд, нет – он именно о Чистой Светлой Любви, о стремлении к ней… Главный символ спектакля – Клятва. Принц добровольной клятвой налагает на себя ответственность за Большое Чувство – своё и чужое– и с этой ответственностью не справляется. Совершает предательство. Разрушает любовь. А разрушение любви почти всегда приносит кому-то смерть в буквальном или в переносном смысле, поэтому историю завершает смерть Одетты… Григорович не стал рассказывать сказку. Его «Лебединое озеро» о том, что очень часто случается в жизни…
- Ваше личное восприятие музыки Чайковского…
- Невозможно однозначно ответить на вопрос: что такое музыка Чайковского? Как невозможно однозначно ответить на вопрос: что такое Жизнь, Любовь? Музыка «Лебединого озера» заставляет нас думать… и это хорошо…
Автор: Вера ЧИСТЯКОВА, фото: Екатерина ВЛАДИМИРОВА, личный архив Сергея ФИЛИНА
Просмотров 6183