Карнавал в Оруро, «шедевр устного духовного творчества, культурное наследие человечества». Оруро, расположенный на высоте 3700 м в горах на западе Боливии, ставший в XIX и XX веках крупным шахтерским городом, на протяжении истории являлся важным духовным центром доколумбовой цивилизации. Город, обновленный испанцами в 1606 году, продолжал оставаться священным местом для людей народа урус, которые приходили туда издалека, с целью проведения сакральных ритуалов, особенно большого праздника Ито. Испанцы запретили проведение этих церемоний в XVII веке, но традиции сохранились, спрятавшись за фасад христианской литургии: боги Анд спрятались за христианские иконы, превратившись в святых. Праздник Ито был преобразован в христианское Сретение Господне (2 февраля) и традиционный ритуал «зов пламени» или «Диаблада» стал главным танцем карнавала в Оруро.
Каждый год в течение шести дней карнавал разворачивается феерией народного искусства, праздника масок, орнаментов, вышивки. Главным событием является процессия («вход»), когда танцоры двадцать часов подряд непрерывно шествуют вдоль по четырехкилометровой дороге центральных улиц. Более 28 тысяч танцоров и 10 тысяч музыкантов, разделенных, примерно, на пятьдесят групп, участвуют в процессии, которой удалось сохранить характер средневековых мистерий. (Париж, 18 мая 2001 года ЮНЕСКО).
Уари и Куак (боги Урус)
Уари - бог огня. Куак - змея, космологическое божество, создавшее космос и все сущее в нем. Объединяя и разграничивая элементы воды и солнечного огня, он получил, как промежуточный результат - Землю.
«Урачарку» урус это территория огня; область сотрясающейся земли и пылающих вулканических прорывов. Регион лавы и дымящихся фумарол. Владения бога Уари, божества древнего и могущественного, как сам Куак.
Некоторые авторы сравнивают Уари с греческим Гераклом:
«... «Уари», божество силы и удачи. «Уари», дух могущества, сын «Виракочи», может быть одновременно и добром и злом. Он поощряет и наказывает. Вибрирующий воздух, водоворот, дрожащая земля, всполохи огня - вот проявления «Уари», которого отождествляют с Пумой» (Диес де М;1973).
Мы уже встречались с амбивалентным характером многих андских божеств, которые «могут быть одновременно и добром и злом». Окончательным образом этого изменчивого божества является «Дядька шахты», последний аватар древнего Уари.
Уари ассоциировался с вулканической деятельностью. Обращаясь к этой теме, Тереза Гисберт показывает, что во времена колонизации, на западе Анд культ вулкана была заменен на культ Девы Сретения, известной в Оруро, как «Богородица Сокавон». «Августинцы водрузили на престол Деву Сретения, чтобы заменить культ поклонения вулкану, 18 век» (Гисберт; 1980).
Куак и Уари, первозданные боги древнего народа урус. Уцелевшие божества. Год за годом, идолы, потрепанные временем, искаженные мифами, воскресают на карнавале в Оруро.
Куак и Уари, несчастные боги, пережившие разрушительные вторжения аймара, кечуа и испанцев. Боги, живущие в сердце народа, который уже их не помнит, но несет в себе; видит их искаженными синкретизмом – или, точнее сказать, видит симбиоз? – Транскультурное образование.
Публикуется при содействии Центра поддержки культуры и языка АЙМАРА
Автор: Анна ЛЕВКОВА
Просмотров 4442