На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1269; публикаций 1293; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
26/12Гран-па для хореографа

Над Екатеринбургом давно сгустился вечер, наутро ему улетать за рубеж, но для общения с журналистом художественный руководитель балета Академического театра оперы и балета Вячеслав Самодуров выделил достаточно времени.

 

(фото: Екатерина ФОМИНЫХ)

Первый вопрос к звездному собеседнику родился сам собой.
Хозяин балета
Что за работа вас там ждет?
— Уезжаю на постановку «Ромео и Джульетты» в Королевском балете Фландрии. Премьера 13 февраля, так что времени немного. Тем более, я использую почти всю партитуру Сергея Прокофьева, два с половиной часа музыки. «Ромео и Джульетта» — один из самых масштабных классических спектаклей, созданных в XX веке. На эту музыку высказались почти все известные хореографы, но я хочу предложить собственное видение темы. Так что ответственность громадная.
Позади два сезона работы в Екатеринбурге. Что из задуманного удалось? В первый сезон вы знакомились с труппой, а под конец порадовали премьерой балета «Amore Buffo» с музыкой Доницетти. Чувствуется, что в балетной труппе появился хозяин…
— Для меня важен театр, который создает новую продукцию. В России много трупп с большим, но традиционным репертуаром, отличными исполнительскими работами. Но, согласитесь, есть разница между переносом спектаклей (повторением уже известной хореографии) и созданием принципиально нового, требующего гораздо больше не только времени, но и физических, эмоциональных, интеллектуальных сил. Я убедился, что екатеринбургская труппа готова к такой работе. На индивидуальность ее артистов могу опереться и, в свою очередь, помочь им раскрыться.
Как процесс сотворчества влияет на вас как на хореографа?
— Если раньше в моей голове хореография рождалась абстрактно, сейчас чувствую, как все сильнее на меня влияют люди, с которыми работаю. Труппы, возглавляемые руководителями-хореографами, обычно более динамичны по своему творческому развитию, и в этом их преимущество. Во всяком случае, за прошлый сезон мы сделали четыре новых балета, и в этом, думаю, стали лидерами среди российских театров. Три из этих балетов — мои постановки: «H2O», «Cantus Arcticus» и «Вариации Сальери». Нас второй год подряд выдвигают на «Золотую маску» — это награда не только постановщикам, но и всей труппе за самоотверженную работу. Для меня очень важно, что театр превращается в лабораторию, где создаются произведения искусства. Это звучит несколько патетически, но справедливо.

(фото: http://www.uralweb.ru)

Платформа для творчества
Почему?
— Большую роль играют наши хореографические мастерские — так называемая «Dance-платформа», которая нынче прошла уже во второй раз. Мы даем возможность попробовать свои силы молодым, в том числе и российским, хореографам, предоставляя для этого театральную площадку и наших артистов. Им тоже интересно встретиться с хореографами со стороны, тем более молодыми. Наконец, радует разнообразие стилей, которые мы смогли охватить за сезон. Пусть у нас не было балетов радикальных, того, что называется contemporary dance (это еще впереди), стилистический диапазон, которым владеют артисты, расширился. При этом мы остаемся в рамках классики. Все до единого спектакли, идущие на нашей сцене (и переносы, и новые постановки), подпадают под понятие «классический балет» (классика, неоклассика и так далее).
Но есть и эксперименты…
— Рискнули сделать за сезон две так называемые «тройчатки» — два вечера из трех одноактных балетов. Вечера одноактных балетов в Екатеринбурге были и прежде, но, наверное, не того калибра концептуальности. Да и в основном это были балеты сюжетные. Мы решили не рубить сплеча и не пугать публику «новым искусством», а предложили то, что можно назвать «чистым искусством». Чтобы понять язык сегодняшнего дня, надо знать то, что было вчера. В этих проектах я старался показать зрителям линию преемственности, сегодняшние поиски как прямое наследие великих балетов Мариуса Петипа и Августа Бурнонвиля. Так происходит не только в балете. Гениальные художники-импрессионисты тоже не возникли на пустом месте — как и любой другой виток развития искусства.
А ощущается «новый виток» в мировом балете?
— Трудно сказать. Сейчас в «Нью-Йорк таймс» и других газетах появляется много статей, где говорится о кризисе идей в балете. О том, что достаточно длинная эпоха модернизма почти исчерпала себя, что мало хореографов, берущих за основу именно классику и танец на пальцах. Что делать в подобных условиях артистам классического балета, если для них не создается репертуар?
Идея «Dance-платформы» обретает особую актуальность — вы ведь и сами как хореограф начинали со смотра работ молодых?
— В лондонском «Ковент-Гарден», где я танцевал более семи лет, программы показа новых работ молодых хореографов — это система, традиция, существующая, кстати, в большинстве зарубежных трупп. Но те программы, по сравнению с нашей, более закрытые, действующие лишь для артистов своего театра. Проходят они в два этапа. На первом любой из артистов в свободное время может поставить номер и показать его в репетиционном зале. Второй этап — просмотр работ на малой сцене, так называемые «Первые зарисовки». Тут уже выделяется бюджет, платятся гонорары, приглашаются публика, критики. Продолжительность номеров — от 5 до 15 минут.
Всем премьерам пример
Поделитесь своим постановочным опытом.
— У меня все получилось спонтанно. Позвонил известный хореограф Алексей Ратманский и предложил поставить работу для хореографических мастерских Большого театра. Я удивился, но согласился, поскольку было интересно попробовать. И я поехал в Москву, где работал с Екатериной Крысановой и Андреем Меркурьевым. Дуэт увидела директор Королевского балета Моника Мэйсон. Ей понравилось, и она попросила меня поставить номер для программы, о которой я говорил. Там, в Лондоне, я сделал несколько работ, последняя из которых — «Trip Trac». На нее были очень хорошие рецензии. В 2010 году, уже заканчивая работу в «Ковент-Гарден», я поставил «Минорную сонату» на музыку Доменико Скарлатти для Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Спектакль номинировали на «Золотую маску». С 2011 года я у вас.
Насколько успешно в смотре молодых участвуют екатеринбургские постановщики?
— В этом году будет ставить одноактный балет Константин Кейхель, которого мы узнали на «Dance-платформе». Растет на глазах артист нашей труппы Александр Сипатов, тоже прошедший через школу нашей «мастерской». Сейчас он поступил в петербургскую Академию балета и учится заочно на хореографа. Вселяет оптимизм, что количество заявок на участие в «Dance-платформе» увеличивается, она становится популярной.
Как бы вы сформулировали свою основную стратегическую задачу?
— Сделать театр, отличающийся от других, имеющий собственное творческое лицо. Чтобы на нашей сцене шли спектакли и редакции классических балетов, которые нельзя бы было увидеть на сценах других городов. Я глубоко благодарен за поддержку и грандиозную помощь замечательным педагогам-репетиторам нашей труппы. Ощущаю и дружеское плечо благотворительного фонда «Евразия балет», без которого нам было бы трудно. Тем более, в этом году труппа пополнилась перспективными молодыми артистами. Есть у нас и опытные танцовщики, на работу которых молодежь смотрит и учится. Пополнение пришло из разных училищ — Пермь, Новосибирск, Казань… Приехали трое выпускников Вагановской академии из Санкт-Петербурга, и в этом я вижу добрый знак — укрепление имиджа нашей труппы. Вагановская академия — это марка и гарантия качества.
А как дела у Ларисы Люшиной и Андрея Сорокина — участников проекта «Большой балет» телеканала «Культура»?
— К ним, совсем молодым исполнителям, тогда было немало претензий. Но с тех пор прошло более года, и я могу смело сказать, что их профессиональное мастерство на глазах крепнет, они превращаются в настоящих артистов. Среди талантливых молодых танцовщиков — Илья Бородулин, Никита Москалец, Кирилл Попов, Елена Воробьева, Елена Кабанова и другие, которые стали лицом сегодняшнего театра. А что до премьер, то ближайшая — обновленный «Щелкунчик». В конце сезона я буду делать большой вечер балета, объединенный единой идеей. Какой — пока умолчу. Секрет. Скажу только, что это будет не сюжетный балет, но и не вечер одноактных балетов.
СПРАВКА
Вячеслав Самодуров родился в Ленинграде в 1974 году. В 1992 году окончил Академию русского балета им. А. Я. Вагановой и был принят в Ленинградский академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский). В 1998 году возведен в ранг премьера. С 2000 г. — премьер Национального балета Нидерландов. С 2003 г. — премьер Королевского балета «Ковент-Гарден», Лондон. С 2011 г. — художественный руководитель балета в театре оперы и балета в Екатеринбурге.


Автор: Юлия МАТАФОНОВА


Просмотров 4590




Последние новости















 
 
Новости

Развлечение с поучением
 

"Мировая серия" Чеховского фестиваля 2025 года включает 13 спектаклей — всего на два меньше, чем было на предыдущем, прошедшем в 2023 году. Однако различия существенны: нынешний фестиваль сделал отчетливый акцент на экзотике. 

Южноафриканское шоу

Форум завершен: подводим итоги и делимся впечатлениями!
 

Впервые курорт Красная поляна, Сочи 960 с 20 по 26 июня стал городом танца для 2000 участников, местом коммуникации танцующих детей, их родителей, педагогов, хореографов, звезд танцевальной индустрии. Масштабный проект при поддержке Президентского фонда культурных инициатив объединил представителей различных танцевальных направлений и поразил своей насыщенной программой.

20 июня состоялся Гала- концерт

В Большом театре мировая премьера балета "Дягилев"
 

На Новой сцене Большого театра 24 и 25 июня мировая премьера балета "Дягилев". Согласно пресс-службе ГАБТа, зрителей ожидает переплетение современной хореографии и исторического сюжета, где музыка, танец и сценография идут вслед за причудливыми перипетиями историй — истории любви, балета и искусства.

На Новой сцене Большого

Чистосердечное китайское признание
 

На сцене Кремлевского дворца состоялось открытие XVII Чеховского фестиваля: китайская Группа восточных исполнительских искусств представила спектакль "Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа", созерцательная красота которого убаюкала Татьяну Кузнецову.

Путешествие легендарного пейзажа

Весна патриарха
 

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) состоялся трехчастный гала-концерт в честь 50-летия первого танцовщика, народного артиста России Георги Смилевски, в котором вместе с героем вечера танцевали его дети и все ведущие артисты театра. "Третьей молодости" премьера-юбиляра не перестает удивляться Татьяна Кузнецова.

Танцовщик Георги Смилевски

ПолянаАртФест
 

С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.

Конференции, мастер-классы ...

Урал Опера Балет
 

В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.

Сказки Перро

"ПолянаАртФест
 

Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.

Старт приема заявок

Мулен Руж
 

Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела. 

 
 
 
Публикации

Балет на Байкале
 

IV международный фестиваль «Балет на Байкале. Бурятия-2025» стал поистине грандиозным событием этого лета. В течение двух дней, 18 и 19 июля, на живописном берегу Байкала царила неповторимая атмосфера, где высокое искусство гармонично сочеталось с природной красотой священного озера. Свидетелями этого действа стали порядка 3 тысяч человек.

Международный фестиваль

Ваше тело врет?
 

Бачата как детектор лжи: Как танец вскрывает подавленные эмоции за 1 вечер (и что с ними делать)? Как телесно-ориентированный психолог, я вижу то, что скрыто годами в человеке. И да, это может случиться с вами на первом же занятии.

18 лет преподаю танцы, 13 из них бачату!

До старта Форума осталось 30 дней
 

Через месяц площадка курорта Красная поляна, Сочи 960 превратится в город танца, станет местом коммуникации танцующих детей, их родителей, звезд танцевальной индустрии. С 20 по 26 июня 2025 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, при информационной поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Краснодарского края, пройдет Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест".

На форуме ожидается около 2000 человек

Движение развивает мозг
 

"Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента. Занятия танцами помогают не только приятно провести досуг, но и способствуют физическому и эмоциональному развитию.

Физическое развитие

Инклюзивные балы в России
 

Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.

К новым высотам

Творец должен быть недоволен собой
 

Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...

Владимир Васильев встретил свое 85-летие

Тамара Карсавина
 

Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.  

Таточка стала действительно одной из нас

Про шоу
 

Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.

Состовляющие шоу

Приморье переживает массовое увлечение балетом
 

- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео