20/01Роль танцевальной терапии в формировании профессиональных качеств будущих педагогов
Роль танцевальной терапии в формировании профессиональных качеств будущих педагогов танцевальной терапии.
Аннотация. В работе исследуются основные этапы появления и развития танцевальной терапии, анализируются современные требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам будущего педагога танцевальной терапии, определён компетентностный подход к качеству подготовки специалиста. Ключевые слова: танцевальная терапия, танцевальное творчество, компетенция специалиста хореографа. Танец и движение на протяжении всей истории человечества, использовались как средство коммуникации задолго до возникновения языка. На раннем этапе танец стал средством выражения мыслей и чувств. В разных культурах существовали ритуальные танцы для лечения больных, оплакивания мертвых, празднования свадеб, побед. В религиозных ритуалах танцоры стремились отрешиться от всего, стать частью вселенной, в имитациях участники отождествляли себя со свирепыми животными или колдунами. Танец способствовал раскрепощению, отражал личностные особенности и поведенческие модели человека. Исследуя основные этапы развития хореографического искусства, можно сказать, что танец является не только средством коммуникации и выражения чувств, но и обладает эффективным оздоровительными свойствами. Как отмечает выдающийся деятель культуры и крупнейший балетовед В.М. Красовская (1915-1999) представление о том, что шаманские ритуальные танцы оказывают лечебное воздействие, в настоящее время полностью подтвержденный факт, а ритм танца и его эстетическая форма нормализуют энергетику человека. Так же она подчеркивает терапевтическое воздействие танца на человека [3]. Появление и развитие танцевальной терапии стало возможно лишь благодаря революции в сценическом танце в начале 1900-х годов, которая связана с именами профессиональных танцовщиков А.Дункан, М. Грехем, Э.Жак-Далкроз и др., которые стремились отобразить свои чувства через многообразные комбинации движений. Они видели в танце основу для спонтанного творческого самовыражения, обращения к своим чувствам, что впоследствии побудило их последователей обратиться к целительным возможностям танца. Создание теоретических и методологических основ танцевальной терапии связано с появлением в 1940-х годах в США Американской ассоциации танцевальной терапии. Танцевальная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. Она представляет собой вид психотерапии, который использует танец и движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической сфер человека. Метод танцевальной терапии универсален: он позволяет работать с людьми всех возрастов, используя возможности как групповой, так и индивидуальной форм работы. Использование танцевальной терапии способствует развитию навыков общения, позитивного образа себя и эмоциональной стабильности. Но метод танцевальной терапии обладает своей спецификой в работе и требует грамотного специалиста, который отвечал бы всем требованиям, предъявляемым к личностным и профессиональным качествам педагога танцевальной терапии [2]. Исследуя личность будущего педагога танцевальной терапии, мы видели целесообразность выведения профессионально значимых качеств личности и на основе полученных нами результатов, мы можем сделать вывод о том, что, во-первых, будущий педагог танцевальной терапии должен обладать знаниями не только в области танцевального творчества, но и других научных областях (психологии, педагогики, искусствоведения и т.д.); во-вторых, постоянно повышать свою квалификацию, быть в курсе последних событий, открытий в преподаваемой им области, – все эти качества складываются в педагогический профессионализм, которые заданы в Концепции модернизации российского образования и определены на основе компетентностного подхода к качеству подготовки специалиста. Анализируя специальную литературу и исследуя профессионально-личностные качества преподавателя и хореографа, нами было выявлено, что будущий педагог танцевальной терапии в совершенстве должен владеть: - профессиональной компетентностью; - высоким профессионально-педагогическим мастерством; - способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою деятельность; - нравственно-эстетическими качествами; - тонким художественным вкусом, силой воли, терпением, самоконтролем; - культурой внешнего вида и общения с окружающими; - умением пользоваться современными информационными технологиями; - умением самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический и социальный результат, нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности.
Основываясь на обзоре литературы и проведенной опытно-экспериментальной работе, в педагогической деятельности, будущего педагога танцевальной терапии все перечисленные качества обязаны иметь место, но, учитывая сложность в преподавании, помимо этого будущий педагог должен обладать следующими знаниями и качествами. Одно из важнейших личностных качеств будущего педагога танцевальной терапии является проницательность – сложное психологическое образование, свойство личности, интегрирующее и систематизирующее специальные знания, особые личностные качества и важные психологические умения, позволяющие точно разбираться в людях, побудительных причинах их поведения, деятельности и отношений, строить точные прогнозы. Проницательность вырабатывается в процессе трудовой деятельности, а, как известно, ее спецификой становится практически постоянное взаимодействие и общение в различных ситуациях. Следует отметить, что становление проницательности как личностно-делового качества происходит путем проб и ошибок, сопоставления и классификации определенных форм поведения, соотнесения их с характеристиками или отличительными признаками, отражающими особенности личности, состояний, чувств, эмоций и даже намерений. Процесс развития проницательности довольно продолжителен по времени и субъективно труден. Однако имеются все основания считать, что существуют некие единые психологические механизмы, познание и освоение которых позволяет педагогу развить это ценное качество с большей эффективностью и в более сжатые сроки. Кроме того, существуют психологические и природные предпосылки, от которых во многом зависит успешность развития проницательности. Следующим личностным качеством будущего педагога танцевальной терапии, по нашему мнению, является наблюдательность – это способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе мало заметные свойства людей, предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и обычно приобретается с жизненным опытом, хотя может определяться и природными особенностями индивида. Это качество, которое можно и нужно постоянно развивать и совершенствовать без каких-либо существенных ограничений. Но в то же время надо помнить, что умение подмечать должно обязательно дополняться умением анализировать, а умение анализировать является, пожалуй, последней важнейшей составляющей проницательности. Дело в том, что очень часто о людях мы начинаем судить по первому впечатлению, возникающему при восприятии у человека чувства привлекательности для другого человека - аттракции. Формирование привязанности человека происходит в результате специфического эмоционального отношения, которое порождает разнообразные чувства и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека. Думается, нет необходимости лишний раз доказывать, как важно первое правильное впечатление для представителей многих профессий (особенно педагога, учителя, воспитателя) в наше нелегкое время, когда нравственные нормы регулирования поведения для многих людей, по сути дела, исчезли, когда все стало «можно», а выражения типа «Разве так можно?» практически исчезли. По мнению психолога А.А. Бодалева внешние признаки, равно как и показатели, на основании которых формируется первое впечатление по своей структуре, как бы иерархически организованы и состоят в основном из пяти частей, или компонентов: - характеристика внешнего облика человека; - оформление внешности (в том числе стиль одежды); - экспрессия, переживаемые эмоциональные состояния; - выполняемые действия; - предполагаемые качества личности, угадываемые на основе прошлого опыта [1].
Между этими компонентами имеются разнообразные обратные связи, которые динамически изменяют процесс восприятия, постоянно внося в него определенные коррективы. Люди в первую очередь склонны обращать внимание на внешний облик другого человека, его одежду, стиль, преобладающие эмоции, а уже затем на его действия, тесно связанные с эмоциями, а далее идет угадывание качеств личности на основе выше отмеченных факторов. Предположим, первое впечатление сформировано. Что дальше? Рассмотрим, что собою представляет контактное взаимодействие между людьми (с точки зрения основ соционики). В контактном взаимодействии как особом процессе, обеспечивающим сближение индивидов устанавливается деловое и конструктивное взаимодействие. Такое взаимодействие ассоциируется со стремлением достичь особого состояния, то есть наглядно продемонстрировать, что есть общее и важное для установления контакта. Различные формы контактного взаимодействия всегда основаны на глубокой мотивации сторон и значительной заинтересованности. Далее обычно начинается процесс формирования объединяющего интереса, основным итогом которого должно быть установление контакта. Эти этапы являются, по сути дела, подготовительными, создающими необходимую базу для основного этапа – периода взаимоотношений. Для данного периода характерно проявление эмпатии, так называемого «вчувствования» – постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека. Такое поведение тесно связано с индивидуальными представлениями о совместимости и совместной деятельности, а период взаимоотношений характеризуется выработкой такой формы собственного поведения, которая становится применимой к данным взаимоотношениям, приемлемой для партнера (и окружающих) и обеспечивает успешную работу с ним и другими. Эмпатия является профессионально необходимым качеством для будущего педагога танцевальной терапии. Помимо выше перечисленных качеств, будущий педагог должен обладать еще и актерскими способностями, он должен быть заразителен и убедителен во всем том, что требует от учеников. Необходимо совершенное владение всеми упражнениями предмета; во многих из них надо осмысленно и выразительно действовать, что недоступно человеку, лишенному актерских данных, знаний и практического опыта. Если упражнение требует показа, то показ должен быть совершенен по форме. Будущий педагог танцевальной терапии должен иметь хотя бы начальное музыкальное образование: как минимум нужно знать музыкальную грамоту, уметь хотя бы примитивно анализировать музыкальное произведение и быть абсолютно ритмичным. Желательно, чтобы педагог владел каким-нибудь музыкальным инструментом или пел. Bсe это позволит ему верно общаться не только с концертмейстером на уроках, но и вести работу тренировочного, репетиционного и постановочного типа. Педагог танцевальной терапии должен быть образцом поведения с точки зрения внешней культуры. Костюм, прическа, обувь, осанка, походка, жесты и чистота речи, ее лаконизм – все это имеет большое значение. В основе педагогического успеха лежит умение быть искренним, правдивым и доброжелательным с учеником (что не мешает быть строгим), общаться с ним не только на уроках, но и в жизни. Надо уметь быть старшим товарищем и добрым советником. Будущий педагог обязан вести научную работу по специальности, ибо только наука укрепляет практику и опыт и создает возможности предвидений; она обогащает предмет новыми открытиями. Хорошая научная подготовленность обеспечивает кругозор, умение наблюдать и обобщать явления, позволяет верно, научно и методически развивать учебный процесс. Данные теоретические выводы послужили основой для разработки и реализации комплексной экспериментальной работы, направленной на совершенствование профессионально-личностных качеств хореографа. Экспериментальная работа осуществляется в процессе подготовки будущих специалистов и педагогов специальностей «Педагогика балета» и «Искусство хореографа» на кафедре хореографии Академии культуры и искусств Тамбовского Государственного Университета имени Г.Р. Державина. Она направлена, прежде всего, на выработку навыков и умений самостоятельного контроля и регулирования психофизиологического состояния с целью повышения эффективности действий будущих хореографов, совершаемых поступков, особенно в напряженных ситуациях.
Литература: Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998. 168 с. Гренлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб., 2004. 288 с. Красовская В.М. История русского балета. СПб., 2010 . 312 с.
Автор: Александр Николаевич ЧУКСИН, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности ГОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Просмотров 5623
Последние новости
| |
|
|
|
Новости DANCE ОКОЛИЦА Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб. Заявки принимаются!НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас! 25 ноября 2023 годаЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно. Цель проекта - выстроить мост.НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ. Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение. Количество мест ограничено.ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А. Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 24 - 31 июля«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле. 17 и 18 февраляDANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ! На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством. 18-19 марта 2023Спектакль «12 стульев» в Ярославле Это первый танцевальный вариант известного произведения. Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова. 22 октября в 17,00Получите уникальные знания и методики! Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально". |
|
|
|
|
|
Публикации ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ. Известные соревнования ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром. ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. Премьера 11 января 1940МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем». А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии. Беляков в роли ГиреяОт истока к людям Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край. Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбляВ Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева" Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. Инесса Плескачевская решила писать книгу В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец 28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB. Первым результатом работы IZOTOP.LAB сталВладимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь" Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами. – Она очень разная. Можешь думать, что никомуИван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. |
|
|
|