На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1267; публикаций 1291; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
20/01Роль танцевальной терапии в формировании профессиональных качеств будущих педагогов

Роль танцевальной терапии в формировании профессиональных качеств будущих педагогов танцевальной терапии.

 

Аннотация. В работе исследуются основные этапы появления и развития танцевальной терапии, анализируются современные требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам будущего педагога танцевальной терапии, определён компетентностный подход к качеству подготовки специалиста.
Ключевые слова: танцевальная терапия, танцевальное творчество, компетенция специалиста хореографа.
Танец и движение на протяжении всей истории человечества, использовались как средство коммуникации задолго до возникновения языка. На раннем этапе танец стал средством выражения мыслей и чувств. В разных культурах существовали ритуальные танцы для лечения больных, оплакивания мертвых, празднования свадеб, побед. В религиозных ритуалах танцоры стремились отрешиться от всего, стать частью вселенной, в имитациях участники отождествляли себя со свирепыми животными или колдунами. Танец способствовал раскрепощению, отражал личностные особенности и поведенческие модели человека.
Исследуя основные этапы развития хореографического искусства, можно сказать, что танец является не только средством коммуникации и выражения чувств, но и обладает эффективным оздоровительными свойствами. Как отмечает выдающийся деятель культуры и крупнейший балетовед В.М. Красовская (1915-1999) представление о том, что шаманские ритуальные танцы оказывают лечебное воздействие, в настоящее время полностью подтвержденный факт, а ритм танца и его эстетическая форма нормализуют энергетику человека. Так же она подчеркивает терапевтическое воздействие танца на человека [3].
Появление и развитие танцевальной терапии стало возможно лишь благодаря революции в сценическом танце в начале 1900-х годов, которая связана с именами профессиональных танцовщиков А.Дункан, М. Грехем, Э.Жак-Далкроз и др., которые стремились отобразить свои чувства через многообразные комбинации движений. Они видели в танце основу для спонтанного творческого самовыражения, обращения к своим чувствам, что впоследствии побудило их последователей обратиться к целительным возможностям танца.
Создание теоретических и методологических основ танцевальной терапии связано с появлением в 1940-х годах в США Американской ассоциации танцевальной терапии.
Танцевальная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. Она представляет собой вид психотерапии, который использует танец и движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической сфер человека. Метод танцевальной терапии универсален: он позволяет работать с людьми всех возрастов, используя возможности как групповой, так и индивидуальной форм работы. Использование танцевальной терапии способствует развитию навыков общения, позитивного образа себя и эмоциональной стабильности. Но метод танцевальной терапии обладает своей спецификой в работе и требует грамотного специалиста, который отвечал бы всем требованиям, предъявляемым к личностным и профессиональным качествам педагога танцевальной терапии [2].
Исследуя личность будущего педагога танцевальной терапии, мы видели целесообразность выведения профессионально значимых качеств личности и на основе полученных нами результатов, мы можем сделать вывод о том, что, во-первых, будущий педагог танцевальной терапии должен обладать знаниями не только в области танцевального творчества, но и других научных областях (психологии, педагогики, искусствоведения и т.д.); во-вторых, постоянно повышать свою квалификацию, быть в курсе последних событий, открытий в преподаваемой им области, – все эти качества складываются в педагогический профессионализм, которые заданы в Концепции модернизации российского образования и определены на основе компетентностного подхода к качеству подготовки специалиста.
Анализируя специальную литературу и исследуя профессионально-личностные качества преподавателя и хореографа, нами было выявлено, что будущий педагог танцевальной терапии в совершенстве должен владеть:
    - профессиональной компетентностью;
    - высоким профессионально-педагогическим мастерством;
    - способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою деятельность;
    - нравственно-эстетическими качествами;
    - тонким художественным вкусом, силой воли, терпением, самоконтролем;
    - культурой внешнего вида и общения с окружающими;
    - умением пользоваться современными инфор­мационными технологиями;
  - умением самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический и социальный результат, нести ответ­ственность за принимаемые решения и результаты своей деятель­ности.

Основываясь на обзоре литературы и проведенной опытно-экспериментальной работе, в педагогической деятельности, будущего педагога танцевальной терапии все перечисленные качества обязаны иметь место, но, учитывая сложность в преподавании, помимо этого будущий педагог должен обладать следующими знаниями и качествами.
Одно из важнейших личностных качеств будущего педагога танцевальной терапии является проницательность – сложное психологическое образование, свойство личности, интегрирующее и систематизирующее специальные знания, особые личностные качества и важные психологические умения, позволяющие точно разбираться в людях, побудительных причинах их поведения, деятельности и отношений, строить точные прогнозы. Проницательность вырабатывается в процессе трудовой деятельности, а, как известно, ее спецификой становится практически постоянное взаимодействие и общение в различных ситуациях.
Следует отметить, что становление проницательности как личностно-делового качества происходит путем проб и ошибок, сопоставления и классификации определенных форм поведения, соотнесения их с характеристиками или отличительными признаками, отражающими особенности личности, состояний, чувств, эмоций и даже намерений.
Процесс развития проницательности довольно продолжителен по времени и субъективно труден. Однако имеются все основания считать, что существуют некие единые психологические механизмы, познание и освоение которых позволяет педагогу развить это ценное качество с большей эффективностью и в более сжатые сроки. Кроме того, существуют психологические и природные предпосылки, от которых во многом зависит успешность развития проницательности.
Следующим личностным качеством будущего педагога танцевальной терапии, по нашему мнению, является наблюдательность – это способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе мало заметные свойства людей, предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и обычно приобретается с жизненным опытом, хотя может определяться и природными особенностями индивида. Это качество, которое можно и нужно постоянно развивать и совершенствовать без каких-либо существенных ограничений. Но в то же время надо помнить, что умение подмечать должно обязательно дополняться умением анализировать, а умение анализировать является, пожалуй, последней важнейшей составляющей проницательности.
Дело в том, что очень часто о людях мы начинаем судить по первому впечатлению, возникающему при восприятии у человека чувства привлекательности для другого человека - аттракции. Формирование привязанности человека происходит в результате специфического эмоционального отношения, которое порождает разнообразные чувства и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека. Думается, нет необходимости лишний раз доказывать, как важно первое правильное впечатление для представителей многих профессий (особенно педагога, учителя, воспитателя) в наше нелегкое время, когда нравственные нормы регулирования поведения для многих людей, по сути дела, исчезли, когда все стало «можно», а выражения типа «Разве так можно?» практически исчезли.
По мнению психолога А.А. Бодалева внешние признаки, равно как и показатели, на основании которых формируется первое впечатление по своей структуре, как бы иерархически организованы и состоят в основном из пяти частей, или компонентов:
    - характеристика внешнего облика человека;
    - оформление внешности (в том числе стиль одежды);
    - экспрессия, переживаемые эмоциональные состояния;
    - выполняемые действия;
    - предполагаемые качества личности, угадываемые на основе прошлого опыта [1].

Между этими компонентами имеются разнообразные обратные связи, которые динамически изменяют процесс восприятия, постоянно внося в него определенные коррективы. Люди в первую очередь склонны обращать внимание на внешний облик другого человека, его одежду, стиль, преобладающие эмоции, а уже затем на его действия, тесно связанные с эмоциями, а далее идет угадывание качеств личности на основе выше отмеченных факторов.
Предположим, первое впечатление сформировано. Что дальше? Рассмотрим, что собою представляет контактное взаимодействие между людьми (с точки зрения основ соционики).
В контактном взаимодействии как особом процессе, обеспечивающим сближение индивидов устанавливается деловое и конструктивное взаимодействие. Такое взаимодействие ассоциируется со стремлением достичь особого состояния, то есть наглядно продемонстрировать, что есть общее и важное для установления контакта. Различные формы контактного взаимодействия всегда основаны на глубокой мотивации сторон и значительной заинтересованности.
Далее обычно начинается процесс формирования объединяющего интереса, основным итогом которого должно быть установление контакта. Эти этапы являются, по сути дела, подготовительными, создающими необходимую базу для основного этапа – периода взаимоотношений.
Для данного периода характерно проявление эмпатии, так называемого «вчувствования» – постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека. Такое поведение тесно связано с индивидуальными представлениями о совместимости и совместной деятельности, а период взаимоотношений характеризуется выработкой такой формы собственного поведения, которая становится применимой к данным взаимоотношениям, приемлемой для партнера (и окружающих) и обеспечивает успешную работу с ним и другими. Эмпатия является профессионально необходимым качеством для будущего педагога танцевальной терапии.
Помимо выше перечисленных качеств, будущий педагог должен обладать еще и актерскими способностями, он должен быть заразителен и убедителен во всем том, что требует от учеников. Необходимо совершенное владение всеми упражнениями предмета; во многих из них надо осмысленно и выразительно действовать, что недоступно человеку, лишенному актерских данных, знаний и практического опыта. Если упражнение требует показа, то показ должен быть совершенен по форме.
Будущий педагог танцевальной терапии должен иметь хотя бы начальное музыкальное образование: как минимум нужно знать музыкальную грамоту, уметь хотя бы примитивно анализировать музыкальное произведение и быть абсолютно ритмичным. Желательно, чтобы педагог владел каким-нибудь музыкальным инструментом или пел. Bсe это позволит ему верно общаться не только с концертмейстером на уроках, но и вести работу тренировочного, репетиционного и постановочного типа. Педагог танцевальной терапии должен быть образцом поведения с точки зрения внешней культуры. Костюм, прическа, обувь, осанка, походка, жесты и чистота речи, ее лаконизм – все это имеет большое значение.
В основе педагогического успеха лежит умение быть искренним, правдивым и доброжелательным с учеником (что не мешает быть строгим), общаться с ним не только на уроках, но и в жизни. Надо уметь быть старшим товарищем и добрым советником. Будущий педагог обязан вести научную работу по специальности, ибо только наука укрепляет практику и опыт и создает возможности предвидений; она обогащает предмет новыми открытиями. Хорошая научная подготовленность обеспечивает кругозор, умение наблюдать и обобщать явления, позволяет верно, научно и методически развивать учебный процесс.
Данные теоретические выводы послужили основой для разработки и реализации комплексной экспериментальной работы, направленной на совершенствование профессионально-личностных качеств хореографа. Экспериментальная работа осуществляется в процессе подготовки будущих специалистов и педагогов специальностей «Педагогика балета» и «Искусство хореографа» на кафедре хореографии Академии культуры и искусств Тамбовского Государственного Университета имени Г.Р. Державина. Она направлена, прежде всего, на выработку навыков и умений самостоятельного контроля и регулирования психофизиологического состояния с целью повышения эффективности действий будущих хореографов, совершаемых поступков, особенно в напряженных ситуациях.

Литература:
 Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998. 168 с.
 Гренлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб., 2004. 288 с.
 Красовская В.М. История русского балета. СПб., 2010 . 312 с.


Автор: Александр Николаевич ЧУКСИН, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности ГОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»


Просмотров 5851




Последние новости















 
 
Новости

В Большом театре мировая премьера балета "Дягилев"
 

На Новой сцене Большого театра 24 и 25 июня мировая премьера балета "Дягилев". Согласно пресс-службе ГАБТа, зрителей ожидает переплетение современной хореографии и исторического сюжета, где музыка, танец и сценография идут вслед за причудливыми перипетиями историй — истории любви, балета и искусства.

На Новой сцене Большого

Чистосердечное китайское признание
 

На сцене Кремлевского дворца состоялось открытие XVII Чеховского фестиваля: китайская Группа восточных исполнительских искусств представила спектакль "Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа", созерцательная красота которого убаюкала Татьяну Кузнецову.

Путешествие легендарного пейзажа

Весна патриарха
 

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) состоялся трехчастный гала-концерт в честь 50-летия первого танцовщика, народного артиста России Георги Смилевски, в котором вместе с героем вечера танцевали его дети и все ведущие артисты театра. "Третьей молодости" премьера-юбиляра не перестает удивляться Татьяна Кузнецова.

Танцовщик Георги Смилевски

ПолянаАртФест
 

С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.

Конференции, мастер-классы ...

Урал Опера Балет
 

В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.

Сказки Перро

"ПолянаАртФест
 

Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.

Старт приема заявок

Мулен Руж
 

Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела. 

Скончалась балетмейстер Джанет Фараон

Артисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь"
 

Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.

И это прекрасно!

Балетный спектакль "Две Анны"
 

В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.

 
 
 
Публикации

До старта Форума осталось 30 дней
 

Через месяц площадка курорта Красная поляна, Сочи 960 превратится в город танца, станет местом коммуникации танцующих детей, их родителей, звезд танцевальной индустрии. С 20 по 26 июня 2025 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, при информационной поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Краснодарского края, пройдет Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест".

На форуме ожидается около 2000 человек

Движение развивает мозг
 

"Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента. Занятия танцами помогают не только приятно провести досуг, но и способствуют физическому и эмоциональному развитию.

Физическое развитие

Инклюзивные балы в России
 

Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.

К новым высотам

Творец должен быть недоволен собой
 

Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...

Владимир Васильев встретил свое 85-летие

Тамара Карсавина
 

Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.  

Таточка стала действительно одной из нас

Про шоу
 

Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.

Состовляющие шоу

Приморье переживает массовое увлечение балетом
 

- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.

Почему в Приморье?

Что такое классический русский балет?
 

Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позд­ней­шие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы раз­гля­деть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть

8 вещей, которые важно знать

Танцы Африки: ритм и истоки
 

При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео