На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 3291; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
19/02Мира Кольцова: "Березка" — патриот, и лично я — тоже"

Народная артистка СССР и Украины, художественный руководитель и главный балетмейстер Государственного академического хореографического ансамбля «Березка» имени Н.С. Надеждиной, профессор, председатель жюри множества конкурсов Мира Кольцова 21 декабря 2013 отметила 75-летний юбилей.

культура: Ваш личный праздник окружен еще двумя важными датами, правда?
Кольцова: Мне приятно внимание вашей газеты к нашему коллективу, к нашей истории. Действительно, для нас год оказался богат на славные даты: 65 лет «Березке» и 105 лет со дня рождения Надежды Сергеевны Надеждиной — ее основательницы.

культура: Как все начиналось?
Кольцова: С военных лет, когда характерная солистка Большого театра Надежда Надеждина, воспитанная Вагановским училищем, нашла себя как балетмейстер в военных коллективах. А в 1948 году в городе Калинин для самодеятельных артистов она поставила хоровод «Березка». С тех пор шесть с половиной десятилетий каждый концерт мы открываем этим танцем. Калининских девушек пригласили в театр «Эрмитаж», на сборный концерт, в котором участвовали Шульженко, Гаркави, Миронова и Менакер. Когда на сцену выплыли барышни в красных сарафанах, зал замер. Молчание длилось и после поклонов, а затем — гром аплодисментов. Вся Москва заговорила о чудо-хороводе. Почти сразу Надеждину вызвали в Министерство культуры и предложили создать коллектив, название для которого уже было — «Березка».

Хоровод "Березка"

культура: То есть, фирменный плывущий шаг родился с первым танцем? C тех пор его и пытаются повторить?
Кольцова: И делают это ошибочно. Эх, были бы вы не из газеты, а с телевидения — я бы показала. Но попробую объяснить словами. Дело не в шаге, а в образе. Он у Надеждиной рождался еще до постановки и определялся внутренним сюжетом. На мастер-классах, которые мне приходится вести, я начинаю с состояния и настроения — именно они позволяют «нести себя», словно плыть по сцене. Уловив эту повадку, можно как бы оторвать верх корпуса от земли. Ноги становятся свободными, а корпус — статный, высокий, стройный. За счет постановки корпуса у нас в ансамбле барышни вырастают…

культура: …на пару сантиметров?
Кольцова: Гораздо больше. На пять, а то и все десять. Надеждинская постановка корпуса вытягивает позвоночник, девушки, прямо по-мюнхгаузенски, поднимают себя за волосы — и невольно взлетают брови, открываются глаза, вытягивается шея. Попробуйте!

культура: «Березка» ассоциируется с нежной и доброй русской женщиной, но ведь женских типов гораздо больше…
Кольцова: Конечно, их много. Мы говорим «пушкинские женщины», но куда денешь «сватью бабу Бабариху»? А некрасовские женщины, которым не страшны ни скачущие кони, ни горящие избы? Есть еще верные, немного аморфные тургеневские барышни, чеховские «дамы с собачкой» и «чайки», страстная шолоховская Аксинья и его же лихая Лушка. Все эти, да и многие другие образы, вдохновляли Надеждину. Она, гений, мастер короткого рассказа, умела в танце представить разное. В «Весеннем хороводе» пристукивание каблучком — как стрекот цикад в просыпающемся после зимы поле. Хоровод боярышень времен Ивана Грозного, скованных и строгих: как тяжелое, темное серебро, а стук каблуков — как биение сердца. В руках нежных молодиц играет красками платок, становится то красным, то зеленым, то синим, но это же не фокус иллюзиониста, цвет передает состояние. Для Надеждиной, как и для меня, главное в танце — музыка. Великая балерина Ольга Лепешинская говорила: «Мира, нас с Вами связывает музыка». Мелодия диктует пластику, жесты, взгляды.

В Надеждиной жила великая требовательность к себе. Хотите смешной случай? Она долго мучилась, ставя свой знаменитый танец «Прялица». Пришла расстроенная домой после репетиции, и ее домработница Паша — простая, деревенская — спросила: «Что, Сергевна, такая грустная?» Надеждина отвечает: «Паш, я талант потеряла». Паша, не задумываясь, отвечает: «Ой, я не брала».

У Надеждиной были обострены интуиция и чувства — почти по Станиславскому, что в сочетании дано немногим. Какие краски она находила! Например, в танце «Лебедушка» два плана: танцовщицы — лебеди, и костюмы у них с особым рукавом. Но они же превращаются в девушек, которые плывут хороводом по полюшку, и взгляд уже другой — живой, открытый, девичий.

"Тройка"

культура: Сначала в «Березке» был только женский состав. Зачем и когда появились мужчины? С этим связаны веселые истории — например, такая: опасно было отпускать за границу столько красивых танцовщиц...
Кольцова: Десять лет «Березка» была женской. Женщина без мужчины — это предчувствие любви, такой романтический флер. Лирические рамки надо было раздвигать, Надеждина это чувствовала. Первый номер с участием мужчин — «Тройка», который сначала танцевали три артистки, и я в том числе. Тяжелейший танец — ой, какой трудный физически. После выхода по кругу и двух диагоналей уже не остается дыхания, а впереди еще целых четыре минуты. Образ-то прекрасный — летящая птица-тройка. Когда в «Тройку» вошли юноши, он зазвучал по-новому.

Сегодня мужчины занимают достойное место в ансамбле, у них достаточно сольных номеров, таких как «Балагуры» или «Ямщики». Уже невозможно представить «Березку» без сильной половины рода человеческого. А тогда, в конце 50-х, если бы Вы знали, как Надеждину ругали, сколько нападок она выдерживала.

Я была тогда первой солисткой и застала последний год «женского периода». Надежда Сергеевна отправила меня в Министерство культуры на заседание. В первой части досталось многим руководителям творческих коллективов, а в перерыве министр культуры Екатерина Фурцева, проходя мимо (она меня знала по сольным выступлениям) сказала: «Будете говорить первой». Я вышла на трибуну, и сорок минут рассказывала о том, какая это сила — мужчина в русском танце. Меня не прервали, хотя по регламенту останавливали всех. «Разве возможно показать состоявшуюся любовь без мужчины? А любую жанровую, кадрильную сцену?» — увлекала я. Приводила примеры сказок, былин, спрашивала, как нам изобразить исторические события, Илью Муромца или Алешу Поповича без мужчин? Да и хороводы на Руси всегда начинали мужчины. В завершении сказала почти сплошь мужскому залу: «Почему же Вы так ополчились на то, что закономерно в русском искусстве?» Последовали аплодисменты. Вечером позвонила Надеждина c вопросом: «Миракль, во что же ты была одета, раз тебе так долго дали говорить и даже слушали?» Она называла меня Миракль, то есть чудо...

культура: Можно ли считать «Березку» коллективом фольклорным?
Кольцова: Наш коллектив не фольклорный, «Березка» — русское явление, созданное автором. Недавно я открывала вечер памяти великого хореографа Хора имени Пятницкого Татьяны Устиновой в Храме Христа Спасителя (кстати, я была ее ученицей в Школе Большого театра). Устинова перенесла народный танец на сцену, а Надеждина опоэтизировала русские образы, рассказала о них сама, своими движениями и словами, которые хоть и рождались у нее на основе фольклора, но были оригинальными, авторскими.

культура: Непростой вопрос: в Надеждиной не было русской крови, в конце жизни ей пришлось пережить несправедливые нападки — мол, такой русский ансамбль нельзя считать истинно русским...
Кольцова: Надежда Сергеевна была дочерью известной писательницы Александры Бруштейн. И для матери, и для дочери Россия была родной и святой землей, они ее чувствовали тонко. Слышали бы Вы, как Надеждина рассказывала о вечерах на Каме, где семья проводила летние месяцы. Родители ее были высокообразованными людьми. Автобиографическую трилогию «Дорога уходит в даль...» Александры Бруштейн мы читали взахлеб, как и ее великолепные переводы Шекспира. Надежда Сергеевна всегда советовалась с мамой, та была в курсе всех ее мыслей. Я-то застала Александру Яковлевну, когда она уже плохо видела, но к «Березке» и к русскому танцу относилась по-прежнему очень внимательно. Чудесный человек!

М.Кольцова в вальсе "Березка"

культура: Как Вы попали в народный ансамбль после Школы Большого с пачками и пуантами?
Кольцова: За несколько месяцев до окончания хореографического училища мы с мамой пришли к Надеждиной. В ансамбле шла постановочная работа, шум, гам. Я была воспитанной, но отнюдь не зажатой — привыкшей к сцене девочкой. Надеждина строго посмотрела на меня, велела пройтись, потом спросила: «Вы поете?» Я села за рояль и затянула с выражением: «Как боится седина моя твоего локона…» Точно так же, как пела дома, в девятиметровой комнате, где стоял огромный инструмент, взятый напрокат. Чудесные соседи терпели мой возраст любви... Выслушав, Надежда Сергеевна пригласила нас с мамой в кабинет: «Я вашу девочку беру». Тут мама, которая так боялась, что меня, такую высокую, трудно будет трудоустроить, вдруг сказала: «Я ее не отдам, ей еще учиться полгода». Надеждина успокоила: «Не волнуйтесь, она закончит училище. Пусть по утрам учится, а потом — ко мне в ансамбль». И через месяц я, будучи ученицей, уехала с «Березкой» в Париж на первые в своей жизни гастроли.

культура: Говорят, распространенное выражение «Худая корова — еще не газель» принадлежит Надеждиной?
Кольцова: Так она говорила девушкам, которые были в хорошей форме, но не могли создать образ. Из ее афоризмов в адрес юношей: «Что вы танцуете с физиономиями цареубийц?» Надеждина отличалась строгостью, умела быть грозной и властной. Надо мной же она раскрыла свои крылья, я всегда была под ее защитой. Она ревниво относилась к актерам, которые ее устраивали, и крепко держала их рядом. Когда я закончила театроведческий факультет ГИТИСа и получила рекомендацию в аспирантуру, Надеждина сказала: «Но-но-но, я — твоя кандидатская, и я же — твоя докторская». Теперь понимаю — она была абсолютно права.

культура: Вас ведь и Сергей Герасимов приглашал на свой курс во ВГИК после фильма «Девичья весна»?
Кольцова: Я вообще-то человек с комплексами, что для актера, думаю, неплохо, не удивляйтесь. Мне не нравилась моя внешность, не нравилось, как я танцевала, у меня дрожали губы и увлажнялись глаза, когда я выходила на сцену, и это давало какую-то романтическую краску. Сейчас-то я играю сильную уверенную женщину, а тогда старалась прятаться от фотографов, от поклонников.

Когда мы отправились на гастроли в Америку, с нами летел Анастас Микоян. Он-то и предложил снять о «Березке» такой фильм, какой видел про американских красавиц, гуляющих по берегам Гудзона. Меня привезли на пробы и утвердили на роль в «Девичьей весне». Рядом профессиональные актеры: Лев Барашков, Владимир Лепко, Георгий Тусузов, Эмма Трейвас, Люсенька Овчинникова, Игорь Кириллов. С нами на съемки поехал Сергей Аполлинариевич Герасимов, который курировал режиссеров этого дипломного фильма Вениамина Дормана и Генриха Оганесяна. Роль моя сначала была малюсенькая. В салоне корабля, где мы снимались, стоял рояль, и Герасимов услышал, как я пою французский шансон «Опавшие листья». «Ба, девка-то какая, надо ей роль прибавить», — сказал Герасимов. И родилась сцена, где я пою заграничную мелодию, за что потом мою героиню осуждают. По окончании съемок Герасимов предложил мне влиться в его четвертый актерский курс. Было приятно, но обдумать предложение я не успела, Надеждина сказала: «Нет».

культура: Каким должен быть танцовщик ансамбля «Березка»?
Кольцова: Я никогда не говорю танцор, только — актер. Мы с директором ансамбля всем молодым советуем учиться в институтах, потому что образование дает другие возможности для работы. Уже не на уровне батман тандю, жете, фраппе, а на анализе состояний, аллегорий, ассоциаций. Профессионализм, конечно, необходим, так же как интеллект и внутренняя культура. Бывает, от природы человек чуткий, умеющий делать добро людям и оттого радоваться. А сейчас люди грубеют, легко рвут связи, если они не приносят выгоды.

культура: Важна ли красота вашему актеру?
Кольцова: Да, конечно, внешность — выразительная и славянская — нужна для «Березки». Хотя красота на сцене, как и в жизни, — понятие условное. Вот в женщине с совершенно асимметричными чертами лица, с курносым носиком и улыбкой до ушей — вдруг столько обаяния. Наши актеры должны уметь говорить мимикой, улыбкой, глазами. Плюс ко всему — особым языком лица и кистей рук. В русском женском костюме — сарафане в пол с закрытыми рукавами блузки и кокошником на голове — открыты ведь только мордашка и кисти рук. Но многое в русском танце можно сказать даже кончиками пальцев.

культура: Бытует мнение, что хороводы водить несложно.
Кольцова: Даже небыстрый лирический хоровод исполнять ох как трудно, выходишь со сцены весь мокрый. Потому что за кулисами ты берешь глубокое дыхание и настраиваешься по состоянию, и только после поклона можешь отпустить себя и вздохнуть свободно. Танец надо не только проплясать, но включить душу.

Есть танцы, где нужна отрешенность, а есть такие, где надо увидеть публику, выбрать объект внимания. Тогда я говорю девочкам: «Найдите и поклонитесь в зале — лысому или кудрявому».

культура: «Березку» называют президентским коллективом...
Кольцова: Сказать так, по меньшей мере, нескромно. «Березка» — русский коллектив и представляет Россию. Сегодня есть люди, которых пугает слово «патриот». Нас — нет. «Березка» — патриот. И я лично — тоже. И Надеждина была великим патриотом — в делах, мыслях и помыслах. Так что это слово для нас святое.

Мы безумно благодарны Владимиру Владимировичу Путину за то, что «Березке» подарили старинное здание в Леонтьевском переулке. Во время перестройки нас выгнали из Высоко-Петровского монастыря, где ансамбль обитал долго. 16 лет скитались — взывали о помощи, писали множество писем. До сих пор удивляюсь, как удалось сохранить коллектив.

культура: Что самое главное для Вас сегодня?
Кольцова: Я уже более тридцати лет счастлива нести тяжелейший груз руководства «Березкой» и считаю, что должна сохранить ансамбль на будущие века. Но не как музей, а как развивающийся живой организм. «Березка» ведет серьезную просветительскую работу. Мы, конечно, не единственные, кто озабочен сохранением русской культуры. Сколько делает Российский Дом народного творчества во главе с Тамарой Валентиновной Пуртовой, сумевшей собрать вокруг себя людей, влюбленных в русское искусство.

культура: У Вас есть недоброжелатели?
Кольцова: Надеждина говорила: «Только если ты бездарь, у тебя нет врагов»... Я люблю афоризм Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Познавать новое мне помогают наши актеры, я их безумно люблю и очень им благодарна. Моя семья — гордость и радость. Муж, Леонид Смирнов, дирижер «Березки», сын Филипп — композитор, невестка Наташа — филолог, внук заканчивает консерваторию. У них я учусь сегодняшнему дню, чтобы не отстать от времени. А в тяжелые минуты помогает молитва.


Автор: Елена Федоренко


Просмотров 9340




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео