На сайте всего: анкет коллективов 687; имен 786; новостей 1215; публикаций 1212; фоторепортажей 804; объявлений на форуме 1381; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
26/02Хореографические "мгновения" Джона Ноймайера

Выдающийся балетмейстер современности недавно отметил свое 70-летие. Впечатления от работ мастера стали камертоном восприятия танцевального искусства. Искусство хореографии не стоит на месте, однако для иных балетных деятелей сочинение нового - не что иное, как тиражирование давно известных движений и комбинаций из классического багажа, подаваемых в несколько измененных сочетаниях и последовательности. Подлинных, от Бога, хореографов всегда было немного, и если говорить о наших днях, то в числе первых нужно назвать Джона Ноймайера.

Счастливые встречи
Мне посчастливилось видеть Ноймайера еще в амплуа танцовщика. Это было в начале 1990-х годов в гала-концерте мастеров европейского балета на сцене Варшавской Большой оперы. Вместе со знаменитой Марсией Хайде он танцевал специально поставленный на него Морисом Бежаром балет "Стулья" по Ионеско на музыку Вагнера из "Тристана и Изольды". С Ноймайером-хореографом довелось впервые познакомиться в 1991 году во время московских гастролей балетной труппы парижского театра "Гранд Опера", показавшей его двухактный балет "Сон в летнюю ночь". Это современный вариант традиционного классического балета, в котором шекспировские персонажи пребывают то в реальном мире, то в мире грез и сновидений. Классическая хореография сочетается в нем с танцем модерн и с острохарактерной пантомимой.

Посчастливилось и непосредственно прикоснуться к богатому внутреннему миру мастера, ощутить его необыкновенное личное обаяние. Это произошло в 1994 году, когда Ноймайер вместе с легендарными мэтрами современного балета Кевином МакКензи, Джиджи Качулеану и Филиппом Андерсеном был в составе жюри I Международного конкурса Майи Плисецкой в Санкт-Петербурге, а затем на фестивале "Звезды белых ночей" 2003 года, посвященном 300-летию Санкт-Петербурга, участником которого был Гамбургский балет Джона Ноймайера.

Вот некоторые из высказываний, записанных на встречах с мастером.

"Укол" - и создается "нечто"
"Я поставил более сотни балетов и все равно еще не все знаю о самом себе. Я был бы величайшим поэтом, если бы с помощью слов мог выразить то, что выражает мой танец. Думаю, овладеть в школе искусством хореографа невозможно: там можно усвоить лишь отдельные положения, касающиеся танцев. Чтобы стать хореографом, нужно иметь призвание и непрерывно учиться, расширяя кругозор и заложенные в тебе индивидуальные возможности. Не обойтись без глубокого знания классического и народного танца, а также современных танцевальных систем, зачастую противоположных классике.

Балетмейстер и хореограф - это совсем не одно и то же. Зная классику, балетмейстер-педагог, репетитор может сочинить просто какую-то комбинацию движений. Хореограф же создает нечто такое, чего до этого мгновения не существовало вообще. Этот процесс начинается, когда раскрывается его душа, когда ощущается действие какой-то высшей силы. Откуда берется вдохновение, не знаю. Творчество включает все художественные впечатления. Я не переношу их напрямую на процесс сочинения танца. Просто иногда приходит какое-то озарение, ощущаешь "укол" - и создается "нечто". Всеобъемлющего определения вдохновения, на мой взгляд, нет".

"Нижинский – это легенда, тайна"
"Если вспомнить великого Фокина, то, кроме "Сильфид", он больше не создал чистого танца. Его хореография основана на жесте, он был большим специалистом в танцевальных стилях. А вот у Нижинского балеты построены на динамике, движении. Он был первым, кто создал абсолютно нетрадиционный балетный спектакль. Это "Весна священная", где сплошной танцевальный поток. Думая о Нижинском, понимаю, что это легенда, тайна. У него было все: и высокий прыжок, и прекрасные пируэты. Ему было бы проще оставаться танцовщиком, но, следуя какому-то внутреннему порыву, он пошел дальше того, чего требовала публика, стал делать даже то, что не отвечало ее вкусам. Из современных хореографов могу отметить Бориса Эйфмана, очень серьезного художника, идущего непроторенными путями".

"Работа над танцем - диалог с исполнителем"
"Моя основная цель - создание театра, единого "оркестрового" коллектива. Именно такая труппа у меня сейчас в Гамбурге. Главное в работе - взаимопонимание. Для меня совершенно неважно, сколько у кого медалей и наград: каждая из них - свидетельство победы в определенный момент в прошлом. Нужно продолжать работать, танцевать предлагаемую хореографию. Моя работа над танцем - это диалог с конкретным исполнителем. Если исполнитель меняется, видоизменяется и мой замысел, интерпретация. Но сам по себе текст партии должен сохраняться. Я смотрю каждый спектакль моей труппы и всегда стараюсь делать это как в первый раз. Хореография "дышит", и я вправе изменить ее для того или иного исполнителя.

В моем Гамбургском балете я создаю постановки в разных стилях. Есть моя версия "Лебединого озера", но классический второй акт сохранен в точности. Есть "Спящая красавица" - это тоже мой взгляд, но и здесь основной текст Петипа сохранен. Наряду с этим мы ставим современные симфонические и драматические балеты. Очень важно, чтобы публика все время удивлялась.

Я не считаю симфонические балеты абстрактными. Это балеты о людях, а человек не может быть абстрактной субстанцией. Вопрос в том, как это выразить пластически. И мне кажется, то, что я могу сказать посредством симфонического балета, невозможно выразить словесно. Так, в аннотации к одному из своих бессюжетных балетов я призвал зрителей не пытаться понять этот балет, потому что в нем нет истории, которую я могу рассказать. Его объектом являются сами зрители, их воспоминания, чувства, которые они испытывают, слушая звучащую в балете музыку. Для меня это новый уровень балетной драматургии. В том, что касается выбора музыки, я всегда следую своей интуиции".

В основе – исконная классика
На фестивале "Звезды белых ночей" - 2003 довелось увидеть три лучшие балета Ноймайера: "Нижинский", "Дама с камелиями" и "Чайка".

Сама по себе личность Нижинского является для Ноймайера культовой, олицетворяющей балетное искусство. Достаточно сказать, что одноименный балет создавался в течение нескольких десятилетий и явился попыткой хореографа постичь тайну личности этого "бога танца", воплотить противоречивые представления об артисте его современников. Нижинский предстает в своих лучших ролях в "Шехерезаде", "Фавне" и "Призраке розы". Сценография и костюмы балета выполнены по эскизам Бакста и Бенуа, в них атмосфера Дягилевских сезонов, эпохи Нижинского.

"Дама с камелиями" поставлена на музыку Шопена, которая звучит в живом исполнении пианиста. В главных партиях Маргариты Готье и Армана с блеском выступили окончившая в свое время Вагановское училище Анна Поликарпова и воспитанник американской школы во Флориде Ллойд Риггинс. Ноймайер сумел добиться от артистов редкостной естественности выражения переживаний их персонажей, которую далеко не всегда увидишь на драматической и в особенности на оперной сцене – в той же "Травиате", где даже при удовлетворительном пении нечасто удается избежать пресловутой сценической вампуки.
В основе хореографической лексики Ноймайера исконная классика. Он далек от модного contemporary dance, питающегося, как правило, некими наитиями, внутренними "шорохами", которые рождаются в подсознании авторов. У Ноймайера все ясно и логично. И тем не менее, его хореография отнюдь не старомодна. В ней присутствует и некий излом, и особая моторность упругих темпоритмов, и многое другое из того, что привнесли в танец мастера-хореографы ХХ века, и в первую очередь великий Джордж Баланчин.

Хореография Ноймайера лишена абстрактной красивости и обладает огромным эмоциональным посылом. Буквально все движения, позы имеют определенный психологический подтекст, каждое соло, ансамбль – это развернутые картины душевных переживаний персонажей. Именно таким в идеале представляется жанр современного драмбалета. Еще одна отличительная особенность балетов Нормайера – непрерывная кантилена танца, движения. По существу в них нет деления на отдельные номера. При этом все идеально ложится на музыку, не вызывает зрительского дискомфорта, связанного с формальной оттанцовкой музыкальных тактов.

Самарская ретроспектива
"Чайка" создана хореографом спустя четверть столетия после "Дамы с камелиями". В этом балете звучит музыка русских композиторов - Шостаковича, Чайковского и Скрябина. По существу это балет о балете. В нем писатель Тригорин превращен в известного балетмейстера и педагога, Аркадина – прима-балерина, Нина Заречная – начинающая артистка балета, а Константин Треплев – молодой хореограф, мучительно ищущий новые формы в балетном искусстве, о чем, по мысли Ноймайера, должен свидетельствовать его балет "Душа чайки", поставленный в деревне на берегу озера. Герои "Чайки" несчастливы. В их душах не наступает умиротворения. В финале деревянный помост, где когда-то исполнялся первый балет Треплева, затягивает его, подобно омуту, в свои недра.

Случилось так, что ноймайеровская "Чайка" стала для меня продолжением приобщения к чеховской теме в хореографии: не прошло и месяца со дня премьеры в Самарском академическом театре оперы и балета "Дамы с собачкой" на музыку Родиона Щедрина. Интересен сам по себе этот факт тематической переклички событий в столь не похожих одна на другую точках мирового культурного пространства.

Балеты Джона Ноймайера свидетельствуют о жизнеспособности классического балета, в контекст которого органично вплетаются достижения хореографического искусства ХХ века.  

СПРАВКА: Джон Ноймайер, балетмейстер. Родился в городе Милуоки, США. Балетное образование получил у себя на родине, в Копенгагене, а позже в Лондоне, в школе Королевского балета. В 1963 году приглашен Джоном Кранко на положение ведущего танцовщика в труппу Штутгартского балета, где начал свои первые хореографические опыты. С 1969 по 1973 год являлся директором Франкфуртского балета, где поставил свои редакции классических спектаклей. В течение четырех последних десятилетий является директором и художественным руководителем Гамбургского балета, превратив его в одну из ведущих мировых балетных трупп. В 1978 открыл балетную школу при труппе театра. Балеты Ноймайера идут на многих сценах мира: в Парижской Опере, Американском театре балета, Токийском балете, Лондонском Королевском балете, в Мариинском театре, в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В 1992 году Ноймайер стал первым лауреатом "Бенуа де ла Данс". Он удостоен множества почетных званий и наград, в числе которых орден Дружбы, который получил к 70-летнему юбилею из рук Президента РФ Владимира Путина.



Автор: Валерий ИВАНОВ


Просмотров 3569




Последние новости















 
 
Новости

XXV-й Кубок мира - праздник двойной!
 

Кубок мира - это всегда праздник танца, а с юбилеем - двойной! 30 октября 2021 года организатор Кубка мира заслуженный деятель искусств России, почетный вице-президент WDC, президент РТС Станислав Попов проводит свой традиционный турнир.

30 октября 2021

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА ХОРЕОГРАФАМ: АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО и ИМПРОВИЗАЦИЯ для ТАНЦОРОВ
 

ХОТИТЕ ЧТОБЫ ВАШИМ ТАНЦОРАМ ВЕРИЛИ? Ждем вас на семинар, который поможет сделать актером каждого, кто будет использовать полученные на нем знания.

15 – 16 октября

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ 300 000
 

Друзья!!! Грядет событие которое не оставит равнодушным никого в мире искусства!!! Впервые в России пройдет фестивальный спектакль! Мир творчества такого еще не видел. Мы отправляем это письмо именно Вам, так как по нашему мнению, Ваш коллектив сможет украсить наше мероприятие!

22 мая 2021 г.

ВСЕ ЗВЕЗДЫ российской tap-dance сцены – в одном красочном танцевальном шоу
 

24 апреля 2021 года, на сцене культурного центра "Вдохновение" пройдёт конкурсная шоу-программа "Звезды Степа 2021". В схватке за танцевальное превосходство сойдутся представители ведущих тэп-студий и школ России.

Звезды Степа 2021

ЧТОБЫ РАДОВАТЬ ОБИТАТЕЛЕЙ РАЯ
 

Ушел из жизни Заслуженный артист РФ, профессор РАТИ (ГИТИС), актер, всемирно известный мастер чечетки, автор книг и многих танцевальных проектов, педагог и артист от Бога, признанный талант - Владимир Иванович Кирсанов. Сегодня 20 марта 2021 года наш мир стал тише и беднее, его сердце остановилось.

Светлая памят

ЗОЛУШКА-ПАРИЖАНКА
 

В Киноцентре "Октябрь" смотрите балет "Золушка" в постановке Рудольфа Нуреева со сцены Парижской национальной оперы. После показа обсуждение с писателем, историком балета Ириной Дешковой и художественным руководителем балетной труппы МАМТ Лораном Илером.

Балетная "Золушка"

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА ХОРЕОГРАФАМ. РАБОТА С ДЕТЬМИ: творческий процесс от А до Я
 

Невероятная новость для тех, кто работает с детскими творческими и танцевальными коллективами. Методико-эстетический центр поддержки хореографии "Танцевальный клондайк" приглашает посетить семинар и поучиться у прекрасных спикеров.

9 – 10 апреля 2021

ТВОЙ ТАНЕЦ. ТВОЕ ПРОСТРАНСТВО
 

Долгожданная радость! После длительной изоляции конкурс DANCE SPACE выходит на танцевальный просторы. 17 апреля 2021 года Всероссийский фестиваль-конкурс детского танца DANCE SPACE приглашает всех желающих.

Конкурс выходного дня

БОЛЬШЕ ТАНЦЕВ. Больше моря. Больше танцевальных деревень!
 

Самоизоляция отступает, танцевальные деревни наступают. Проект "Танцевальная деревня" и культовый пансионат DANCING VILLAGE дружили давно и от дружбы этой выигрывали. На наших заездах в этом году ждите новые конкурсные программы. 

 
 
 
Публикации

Олег Ивенко: "Не добиться результата для меня - это стыд"
 

"Благодаря закалке и характеру я сейчас там, где я есть", — признается Олег Ивенко. Сегодня известный танцовщик, премьер Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля — звезда не только сцены, но и кино.

Да! Один раз мне предложили сыграть солдата.

Ушёл на танцы
 

Хореограф, участник танцевальных проектов на федеральных каналах рассказал о том, как оказался на телевизионных шоу и для чего он приезжает в самый яблочный город Башкирии.

— Здесь есть люди, которые хотят продвигать танцевальную культуру.

Куда идти и что смотреть на фестивале балета Dance Open 2021
 

Акрам Хан, Александр Экман, странные танцы, фламенко и "Балетная азбука": XX cезон фестиваля Dance Open встречает новую реальность. 

В постановках Национального балета природная страсть

Не стать выжатой тряпкой
 

Как чувствовать себя бодрым в течение всей недели.

Ну и важной составляющей хорошего самочувствия является режим жизни

"Французское кино в чистом виде". Каким был Жан-Поль Бельмондо
 

На 89-м году умер Жан-Поль Бельмондо. За свою карьеру актер снялся более чем в 80 фильмах, а всемирную славу ему принесла роль Мишеля Пуакара в дебютном фильме отца французской "новой волны" Жана-Люка Годара. Бельмондо работал с лучшими французскими режиссерами и, по словам Франсуа Трюффо, был "самым совершенным европейским актером".

Когда молодой человек сообщил о решении стать актером

"Зумба – это легко, весело и эффективно"
 

Фитнес-инструктор о занятиях с пенсионерами и инклюзивных уроках.

К нашей группе в любой момент могут присоединиться новенькие

Полноценный дуэт
 

Как Дмитрий и Кристина Кумченко из Белгорода нашли себя в танцах.

— Что вы больше всего цените друг в друге?

ДЕРЖИМ СВОЮ МАРКУ!
 

Творческое объединение «Созвездие ПЛЮС», Клуб развития детей и руководителей творческих коллективов «ОРЕХ», при поддержке проекта «Танцевальный клондайк», Института Искусств Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, приглашают в г. Пушкино.

17 – 19 декабря 2021

"Back to life": интервью с балериной Аделией Камалиевой
 

Волга Ньюс побеседовал с ведущей солисткой Самарского академического театра оперы и балета Аделией Камалиевой, исполнившей главную роль в премьере "Back to Life" в постановке Юрия Смекалова. Аделия рассказала о своей роли и онлайн-репетициях, о работе с Юрием Смекаловым и о том, что значит для нее фраза "back to life".

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео