На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 3336; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
26/02Хореографические "мгновения" Джона Ноймайера

Выдающийся балетмейстер современности недавно отметил свое 70-летие. Впечатления от работ мастера стали камертоном восприятия танцевального искусства. Искусство хореографии не стоит на месте, однако для иных балетных деятелей сочинение нового - не что иное, как тиражирование давно известных движений и комбинаций из классического багажа, подаваемых в несколько измененных сочетаниях и последовательности. Подлинных, от Бога, хореографов всегда было немного, и если говорить о наших днях, то в числе первых нужно назвать Джона Ноймайера.

Счастливые встречи
Мне посчастливилось видеть Ноймайера еще в амплуа танцовщика. Это было в начале 1990-х годов в гала-концерте мастеров европейского балета на сцене Варшавской Большой оперы. Вместе со знаменитой Марсией Хайде он танцевал специально поставленный на него Морисом Бежаром балет "Стулья" по Ионеско на музыку Вагнера из "Тристана и Изольды". С Ноймайером-хореографом довелось впервые познакомиться в 1991 году во время московских гастролей балетной труппы парижского театра "Гранд Опера", показавшей его двухактный балет "Сон в летнюю ночь". Это современный вариант традиционного классического балета, в котором шекспировские персонажи пребывают то в реальном мире, то в мире грез и сновидений. Классическая хореография сочетается в нем с танцем модерн и с острохарактерной пантомимой.

Посчастливилось и непосредственно прикоснуться к богатому внутреннему миру мастера, ощутить его необыкновенное личное обаяние. Это произошло в 1994 году, когда Ноймайер вместе с легендарными мэтрами современного балета Кевином МакКензи, Джиджи Качулеану и Филиппом Андерсеном был в составе жюри I Международного конкурса Майи Плисецкой в Санкт-Петербурге, а затем на фестивале "Звезды белых ночей" 2003 года, посвященном 300-летию Санкт-Петербурга, участником которого был Гамбургский балет Джона Ноймайера.

Вот некоторые из высказываний, записанных на встречах с мастером.

"Укол" - и создается "нечто"
"Я поставил более сотни балетов и все равно еще не все знаю о самом себе. Я был бы величайшим поэтом, если бы с помощью слов мог выразить то, что выражает мой танец. Думаю, овладеть в школе искусством хореографа невозможно: там можно усвоить лишь отдельные положения, касающиеся танцев. Чтобы стать хореографом, нужно иметь призвание и непрерывно учиться, расширяя кругозор и заложенные в тебе индивидуальные возможности. Не обойтись без глубокого знания классического и народного танца, а также современных танцевальных систем, зачастую противоположных классике.

Балетмейстер и хореограф - это совсем не одно и то же. Зная классику, балетмейстер-педагог, репетитор может сочинить просто какую-то комбинацию движений. Хореограф же создает нечто такое, чего до этого мгновения не существовало вообще. Этот процесс начинается, когда раскрывается его душа, когда ощущается действие какой-то высшей силы. Откуда берется вдохновение, не знаю. Творчество включает все художественные впечатления. Я не переношу их напрямую на процесс сочинения танца. Просто иногда приходит какое-то озарение, ощущаешь "укол" - и создается "нечто". Всеобъемлющего определения вдохновения, на мой взгляд, нет".

"Нижинский – это легенда, тайна"
"Если вспомнить великого Фокина, то, кроме "Сильфид", он больше не создал чистого танца. Его хореография основана на жесте, он был большим специалистом в танцевальных стилях. А вот у Нижинского балеты построены на динамике, движении. Он был первым, кто создал абсолютно нетрадиционный балетный спектакль. Это "Весна священная", где сплошной танцевальный поток. Думая о Нижинском, понимаю, что это легенда, тайна. У него было все: и высокий прыжок, и прекрасные пируэты. Ему было бы проще оставаться танцовщиком, но, следуя какому-то внутреннему порыву, он пошел дальше того, чего требовала публика, стал делать даже то, что не отвечало ее вкусам. Из современных хореографов могу отметить Бориса Эйфмана, очень серьезного художника, идущего непроторенными путями".

"Работа над танцем - диалог с исполнителем"
"Моя основная цель - создание театра, единого "оркестрового" коллектива. Именно такая труппа у меня сейчас в Гамбурге. Главное в работе - взаимопонимание. Для меня совершенно неважно, сколько у кого медалей и наград: каждая из них - свидетельство победы в определенный момент в прошлом. Нужно продолжать работать, танцевать предлагаемую хореографию. Моя работа над танцем - это диалог с конкретным исполнителем. Если исполнитель меняется, видоизменяется и мой замысел, интерпретация. Но сам по себе текст партии должен сохраняться. Я смотрю каждый спектакль моей труппы и всегда стараюсь делать это как в первый раз. Хореография "дышит", и я вправе изменить ее для того или иного исполнителя.

В моем Гамбургском балете я создаю постановки в разных стилях. Есть моя версия "Лебединого озера", но классический второй акт сохранен в точности. Есть "Спящая красавица" - это тоже мой взгляд, но и здесь основной текст Петипа сохранен. Наряду с этим мы ставим современные симфонические и драматические балеты. Очень важно, чтобы публика все время удивлялась.

Я не считаю симфонические балеты абстрактными. Это балеты о людях, а человек не может быть абстрактной субстанцией. Вопрос в том, как это выразить пластически. И мне кажется, то, что я могу сказать посредством симфонического балета, невозможно выразить словесно. Так, в аннотации к одному из своих бессюжетных балетов я призвал зрителей не пытаться понять этот балет, потому что в нем нет истории, которую я могу рассказать. Его объектом являются сами зрители, их воспоминания, чувства, которые они испытывают, слушая звучащую в балете музыку. Для меня это новый уровень балетной драматургии. В том, что касается выбора музыки, я всегда следую своей интуиции".

В основе – исконная классика
На фестивале "Звезды белых ночей" - 2003 довелось увидеть три лучшие балета Ноймайера: "Нижинский", "Дама с камелиями" и "Чайка".

Сама по себе личность Нижинского является для Ноймайера культовой, олицетворяющей балетное искусство. Достаточно сказать, что одноименный балет создавался в течение нескольких десятилетий и явился попыткой хореографа постичь тайну личности этого "бога танца", воплотить противоречивые представления об артисте его современников. Нижинский предстает в своих лучших ролях в "Шехерезаде", "Фавне" и "Призраке розы". Сценография и костюмы балета выполнены по эскизам Бакста и Бенуа, в них атмосфера Дягилевских сезонов, эпохи Нижинского.

"Дама с камелиями" поставлена на музыку Шопена, которая звучит в живом исполнении пианиста. В главных партиях Маргариты Готье и Армана с блеском выступили окончившая в свое время Вагановское училище Анна Поликарпова и воспитанник американской школы во Флориде Ллойд Риггинс. Ноймайер сумел добиться от артистов редкостной естественности выражения переживаний их персонажей, которую далеко не всегда увидишь на драматической и в особенности на оперной сцене – в той же "Травиате", где даже при удовлетворительном пении нечасто удается избежать пресловутой сценической вампуки.
В основе хореографической лексики Ноймайера исконная классика. Он далек от модного contemporary dance, питающегося, как правило, некими наитиями, внутренними "шорохами", которые рождаются в подсознании авторов. У Ноймайера все ясно и логично. И тем не менее, его хореография отнюдь не старомодна. В ней присутствует и некий излом, и особая моторность упругих темпоритмов, и многое другое из того, что привнесли в танец мастера-хореографы ХХ века, и в первую очередь великий Джордж Баланчин.

Хореография Ноймайера лишена абстрактной красивости и обладает огромным эмоциональным посылом. Буквально все движения, позы имеют определенный психологический подтекст, каждое соло, ансамбль – это развернутые картины душевных переживаний персонажей. Именно таким в идеале представляется жанр современного драмбалета. Еще одна отличительная особенность балетов Нормайера – непрерывная кантилена танца, движения. По существу в них нет деления на отдельные номера. При этом все идеально ложится на музыку, не вызывает зрительского дискомфорта, связанного с формальной оттанцовкой музыкальных тактов.

Самарская ретроспектива
"Чайка" создана хореографом спустя четверть столетия после "Дамы с камелиями". В этом балете звучит музыка русских композиторов - Шостаковича, Чайковского и Скрябина. По существу это балет о балете. В нем писатель Тригорин превращен в известного балетмейстера и педагога, Аркадина – прима-балерина, Нина Заречная – начинающая артистка балета, а Константин Треплев – молодой хореограф, мучительно ищущий новые формы в балетном искусстве, о чем, по мысли Ноймайера, должен свидетельствовать его балет "Душа чайки", поставленный в деревне на берегу озера. Герои "Чайки" несчастливы. В их душах не наступает умиротворения. В финале деревянный помост, где когда-то исполнялся первый балет Треплева, затягивает его, подобно омуту, в свои недра.

Случилось так, что ноймайеровская "Чайка" стала для меня продолжением приобщения к чеховской теме в хореографии: не прошло и месяца со дня премьеры в Самарском академическом театре оперы и балета "Дамы с собачкой" на музыку Родиона Щедрина. Интересен сам по себе этот факт тематической переклички событий в столь не похожих одна на другую точках мирового культурного пространства.

Балеты Джона Ноймайера свидетельствуют о жизнеспособности классического балета, в контекст которого органично вплетаются достижения хореографического искусства ХХ века.  

СПРАВКА: Джон Ноймайер, балетмейстер. Родился в городе Милуоки, США. Балетное образование получил у себя на родине, в Копенгагене, а позже в Лондоне, в школе Королевского балета. В 1963 году приглашен Джоном Кранко на положение ведущего танцовщика в труппу Штутгартского балета, где начал свои первые хореографические опыты. С 1969 по 1973 год являлся директором Франкфуртского балета, где поставил свои редакции классических спектаклей. В течение четырех последних десятилетий является директором и художественным руководителем Гамбургского балета, превратив его в одну из ведущих мировых балетных трупп. В 1978 открыл балетную школу при труппе театра. Балеты Ноймайера идут на многих сценах мира: в Парижской Опере, Американском театре балета, Токийском балете, Лондонском Королевском балете, в Мариинском театре, в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В 1992 году Ноймайер стал первым лауреатом "Бенуа де ла Данс". Он удостоен множества почетных званий и наград, в числе которых орден Дружбы, который получил к 70-летнему юбилею из рук Президента РФ Владимира Путина.



Автор: Валерий ИВАНОВ


Просмотров 5105




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео