На сайте всего: анкет коллективов 687; имен 786; новостей 1215; публикаций 1212; фоторепортажей 804; объявлений на форуме 1381; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
14/07Символ сибирского балета

В Новосибирском театре оперы и балета этой весной чествовали выдающуюся балерину Лидию Крупенину.


Легенда сибирской сцены, в прошлом самая блистательная балерина НГАТОиБ, а ныне выдающийся педагог-репетитор Лидия Крупенина отметила 85-летний юбилей на родных подмостках. 20 февраля в честь народной артистки СССР «Сибирский Колизей» представил спектакль «Дон Кихот», в котором когда-то блистала виновница торжества, а 3 марта вновь созданный клуб театральных зрителей приветствовал Лидию Ивановну в концертном зале на творческой встрече. «Я благодарна всем, кто сегодня находится в зрительном зале и всем, кто пришел поздравить меня, — приветствовала гостей звезда советской сцены. — Балет — это моя жизнь, трудная, но прекрасная. Дали бы начать снова — пошла бы в балет. Я люблю жить и люблю танцевать!»

Лидия Крупенина не просто прославленная балерина. Она — великая. Лицо и гордость сибирского балета, обладательница почетных званий и объект поклонения миллионов зрительских сердец. «В искусстве нет предела совершенству. Возможно, что завтра сама Крупенина исполнит это еще лучше. Но сегодня красота ее движений, виртуозность и поэтичность танца — удивительны», — писал о Крупениной корреспондент одной из венгерских газет. «Лидия Ивановна обладает счастливым сочетанием замечательных свойств: обаянием, подлинной дансантностью каждого движения и тем спокойствием техники, которое дает возможность наблюдать становление музыкально-хореографического образа без страха: «А вдруг не выйдет!» Все выходит!» — восхищался талантом балерины ленинградский критик Л. Энтелис. «Да, Крупенина настоящая балерина. Она обладает бриллиантовой техникой, спрятанной внутри интеллекта прекрасной актрисы, и никогда не позволит аудитории или партнеру выскользнуть из силы ее притяжения», — живописал представитель австралийской The Sydney Morning Herald.

Л. Крупенина - Раймонда

Родом из столицы, выпускница Московского хореографического училища, Лидия Крупенина отказалась от работы в Большом театре и уехала в Новосибирск, в недавно открывшийся театр оперы и балета, красоту и масштаб которого вдохновенно описали юной танцовщице ее будущие работодатели: «Такой театр! Такой красавец! Самая большая сцена — другой такой нет». В августе 1947 года Лидия Ивановна была принята в труппу «Сибирского Колизея», уже в сентябре с блеском дебютировала в сольной партии спектакля «Лебединое озеро» П. Чайковского и вскоре заняла положение солистки и ведущей балерины театра.

Л. Крупенина - Эсмеральда

«Я готова была танцевать и репетировать круглые сутки, невзирая на усталость, выходные. Танцевала даже больная — у сцены есть удивительное свойство притуплять боль. Я не замечала усталости. Если плохо танцевала — не спала. Если хорошо танцевала — не спала. Все время находилась под впечатлением. Я вообще по натуре очень живой и активный человек. А балет, театр для меня все», — делится воспоминаниями Лидия Крупенина.

Своей первой сцене балерина оставалась верна всю жизнь: «Для меня Новосибирск и вообще этот театр — это святое! У меня здесь все сложилось — и артистическая карьера, и семейная жизнь. Сколько спектаклей было! Ни в одном театре столько не было спектаклей — сколько у нас здесь». 33 года народная артистка СССР прослужила примой новосибирской труппы (с 1947 по 1980) и 34 года (с 1980 по сегодняшний день) отдала педагогической деятельности, став ведущим педагогом-репетитором балета. В творческом багаже легендарной артистки 70 партий, из которых 40 — ведущие, и сотрудничество с ведущими хореографами страны (П. Гусев, В. Вайнонен, В. Чабукиани, М. Сатуновский, Ю. Григорович, К. Сергеев, В. Васильев). А в учительском портфолио — плеяда выдающихся учеников, которые с успехом выступали и выступают на сцене Новосибирского театра оперы и балета, — Лариса Матюхина, Татьяна Кладничкина, Любовь Гершунова, Анастасия Данилова, Анна Жарова, Елена Лыткина, Мария Кузьмина и другие. «Как приятно, когда твои ученики — звездочки, наверху», — уверяет Крупенина, и коллеги с удовольствием подтверждают искренность ее слов.

«Лидия Ивановна всегда была прекрасным, чистым, честным человеком, что очень важно и, к сожалению, редко бывает в театральной среде, — акцентирует директор Новосибирского хореографического колледжа, преподавателем и художественным руководителем которого балерина была в разные годы, Александр Василевский. — Сейчас она передает опыт молодежи театра, учит искусству балета, профессиональному мастерству, хорошей добротной школе (она выпускница одной из самых знаменитых балетных школ страны — Московского хореографического училища при Большом театре). Лидия Ивановна всегда честно относилась к своей актерской профессии, и за это мы ее всегда любили. Не только за свой недосягаемый профессионализм, а также за кристальные человеческие качества она пользовалась таким уважением в труппе театра, в городских кругах, у новосибирцев — почитателей балетного искусства. Ее имя — символ сибирского балета».

«Лидия Ивановна — один из тех уникальных педагогов-репетиторов, которые учат нас видеть во всем самое лучшее, светлое и доброе, — рассказывает ученица Крупениной, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», прима-балерина новосибирского оперного Анна Жарова. — Ее умение найти слова поддержки в любой трудный ситуации, будь то неудачи в работе или в личной жизни, всегда поражало меня. Она учит нас самому главному — любви ко всему, что нас окружает: к танцу, к театру, к людям, к событиям, к обстоятельствам, к каждому моменту нашей жизни. После недавно перенесенной ею операции я пришла к Лидии Ивановне в гости. Мне очень хотелось поддержать ее, но на тот момент мое собственное состояние было далеко от оптимистического. И вдруг на меня обрушилась такая волна радости, счастья и позитива, что я даже не поняла, кому из нас нездоровится. Лидия Ивановна с огромным воодушевлением рассказывала о том, как она лежала в больнице, и об операции, как об одном из самых чудесных приключений в ее жизни. О том, каких прекрасных людей ей посчастливилось встретить, как к ней внимательно все относились и как здорово все сложилось. Как же много в этой маленькой, нежной, хрупкой женщине силы духа, веры, желания жить и никогда не сдаваться! Один этот разговор навсегда изменил мое отношение ко многим вещам. Я бесконечно благодарна ей за тот огромный балетный и жизненный опыт, которым она бескорыстно делится со своими учениками».

Первые сезоны работы в НГАТОиБ балерина Крупенина участвовала в массовых танцах практически всех балетов и опер, выступала в небольших сольных номерах и, конечно, осваивала ведущие партии, в скором времени ставшие визитной карточкой выдающейся артистки: Эсмеральда в балете Ц. Пуни, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере» П. Чайковского, Аврора в «Спящей красавице» П. Чайковского, Жизель в одноименном балете Адана etc. «Пленительное искусство Крупениной — слава нашего театра, слава и гордость сибирского балета. Полетность прыжка, поющая мягкость линий, блистательные фуэте, виртуозная легкость, поэтичность танца — все это делает ее неповторимой Одеттой, Китри, Авророй, Жизелью. Прекрасная исполнительница классических партий, она чутко откликается на поиски нового, современного хореографического языка, новых средств выразительности. Почетное месте в списке ее работ занимают Золушка, Джульетта, Ширин, хозяйка Медной горы», — писала «Советская Сибирь».

Отдельной строкой в творчестве Лидии Ивановны стоит партия Китри в балете Минкуса «Дон Кихот». В этой партии Крупенина танцевала на новосибирской премьере балета 30 апреля 1954 года и восхищала публику во второй редакции «Дон Кихота» в апреле 1969 года. «Народная артистка республики Лидия Крупенина в партии Китерии, без преувеличения, близка к идеалу, — писал И. Боровский. — Четко и отточенно она исполняет любые движения, а ведь сложность их столь велика, что далеко не каждый ведущий солист справится с ними, она же танцует с замечательной легкостью и изяществом. Л. Крупенина удивительно музыкальна. Вот уж воистину можно сказать о ее танце — «зримая музыка».

Блистательным исполнением партии Китри Лидия Крупенина прославила «Сибирский Колизей» во время первых столичных гастролей в Москве и дебютного зарубежного тура по Китаю. «В 1955 году — первые гастроли сибирского новосибирского театра в Москве. Первое признание молодого балета Сибири и его примы-балерины Л. Крупениной. После спектакля «Дон Кихот» мнения любителей балета и профессионалов совпали. Крупениной восторгались, говорили о чертиках в ее ногах: в таком быстром темпе вариации Китри еще не танцевали на сцене Большого театра. У Л. И. Крупениной не бывает слабых спектаклей. В ее танце сочетаются высокое мастерство, виртуозность, темперамент, легкость движений. Сценические образы артистки глубоко эмоциональны, насыщены тонкой психологической нюансировкой», — подводил итоги образцово-показательного вояжа «Вечерний Новосибирск» — издание, сопровождавшее творческую судьбу великой сибирской танцовщицы и педагога вплоть до середины нулевых.

Сегодня имя легендарной балерины вновь украшает страницы новосибирских газет, да и почитателей таланта Лидии Ивановны не убавляется. На встрече с клубом новосибирских зрителей народную артистку засыпали вопросами, большая часть которых касалась жизни в профессии — о педагогах и педагогике, об учебе в Московском хореографическом училище, о первых шагах на сцене, любимых партиях, гастролях по миру, поклонниках, балетном репертуаре прошлом и настоящем. «Сейчас такой период — люди хотят устроить свою судьбу. Кто-то уезжает в Москву, кто-то — за границу. А я уезжала из Москвы с легким сердцем, — делится воспоминаниями Лидия Крупенина. — Я понимала, что в Большом театре труппу собирают из «своих». Я же хотела работать, танцевать, а не стоять в сторонке и ждать своей очереди. Так и приехала в Новосибирск. Ни разу не пожалела. Нам здесь давали все, что только артисту нужно. И сегодня в нашем театре очень хорошо относятся к молодежи. А еще в этом городе потрясающий зритель. Сибиряки — самая добрая и доброжелательная публика. И я теперь тоже сибирячка и очень счастливый человек. Я часто вспоминаю, как говорила маме: «Вот увидишь, я обязательно буду первой. Я буду ведущей балериной, буду заслуженной балериной». И все сбылось, потому что я всегда очень серьезно относилась к балету, любила свою профессию и любила жизнь. Я всегда с улыбкой шла и сейчас иду в театр. Я люблю детей. Люблю свой город, который постоянно растет. Люблю животных. Радоваться ясному небу, солнцу, не поддаваться унынию — вот правило, которое я не забываю никогда».


Автор: Марина Вержбицкая
Источник: НГАТОиБ


Просмотров 3326




Последние новости















 
 
Новости

XXV-й Кубок мира - праздник двойной!
 

Кубок мира - это всегда праздник танца, а с юбилеем - двойной! 30 октября 2021 года организатор Кубка мира заслуженный деятель искусств России, почетный вице-президент WDC, президент РТС Станислав Попов проводит свой традиционный турнир.

30 октября 2021

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА ХОРЕОГРАФАМ: АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО и ИМПРОВИЗАЦИЯ для ТАНЦОРОВ
 

ХОТИТЕ ЧТОБЫ ВАШИМ ТАНЦОРАМ ВЕРИЛИ? Ждем вас на семинар, который поможет сделать актером каждого, кто будет использовать полученные на нем знания.

15 – 16 октября

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ 300 000
 

Друзья!!! Грядет событие которое не оставит равнодушным никого в мире искусства!!! Впервые в России пройдет фестивальный спектакль! Мир творчества такого еще не видел. Мы отправляем это письмо именно Вам, так как по нашему мнению, Ваш коллектив сможет украсить наше мероприятие!

22 мая 2021 г.

ВСЕ ЗВЕЗДЫ российской tap-dance сцены – в одном красочном танцевальном шоу
 

24 апреля 2021 года, на сцене культурного центра "Вдохновение" пройдёт конкурсная шоу-программа "Звезды Степа 2021". В схватке за танцевальное превосходство сойдутся представители ведущих тэп-студий и школ России.

Звезды Степа 2021

ЧТОБЫ РАДОВАТЬ ОБИТАТЕЛЕЙ РАЯ
 

Ушел из жизни Заслуженный артист РФ, профессор РАТИ (ГИТИС), актер, всемирно известный мастер чечетки, автор книг и многих танцевальных проектов, педагог и артист от Бога, признанный талант - Владимир Иванович Кирсанов. Сегодня 20 марта 2021 года наш мир стал тише и беднее, его сердце остановилось.

Светлая памят

ЗОЛУШКА-ПАРИЖАНКА
 

В Киноцентре "Октябрь" смотрите балет "Золушка" в постановке Рудольфа Нуреева со сцены Парижской национальной оперы. После показа обсуждение с писателем, историком балета Ириной Дешковой и художественным руководителем балетной труппы МАМТ Лораном Илером.

Балетная "Золушка"

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА ХОРЕОГРАФАМ. РАБОТА С ДЕТЬМИ: творческий процесс от А до Я
 

Невероятная новость для тех, кто работает с детскими творческими и танцевальными коллективами. Методико-эстетический центр поддержки хореографии "Танцевальный клондайк" приглашает посетить семинар и поучиться у прекрасных спикеров.

9 – 10 апреля 2021

ТВОЙ ТАНЕЦ. ТВОЕ ПРОСТРАНСТВО
 

Долгожданная радость! После длительной изоляции конкурс DANCE SPACE выходит на танцевальный просторы. 17 апреля 2021 года Всероссийский фестиваль-конкурс детского танца DANCE SPACE приглашает всех желающих.

Конкурс выходного дня

БОЛЬШЕ ТАНЦЕВ. Больше моря. Больше танцевальных деревень!
 

Самоизоляция отступает, танцевальные деревни наступают. Проект "Танцевальная деревня" и культовый пансионат DANCING VILLAGE дружили давно и от дружбы этой выигрывали. На наших заездах в этом году ждите новые конкурсные программы. 

 
 
 
Публикации

Олег Ивенко: "Не добиться результата для меня - это стыд"
 

"Благодаря закалке и характеру я сейчас там, где я есть", — признается Олег Ивенко. Сегодня известный танцовщик, премьер Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля — звезда не только сцены, но и кино.

Да! Один раз мне предложили сыграть солдата.

Ушёл на танцы
 

Хореограф, участник танцевальных проектов на федеральных каналах рассказал о том, как оказался на телевизионных шоу и для чего он приезжает в самый яблочный город Башкирии.

— Здесь есть люди, которые хотят продвигать танцевальную культуру.

Куда идти и что смотреть на фестивале балета Dance Open 2021
 

Акрам Хан, Александр Экман, странные танцы, фламенко и "Балетная азбука": XX cезон фестиваля Dance Open встречает новую реальность. 

В постановках Национального балета природная страсть

Не стать выжатой тряпкой
 

Как чувствовать себя бодрым в течение всей недели.

Ну и важной составляющей хорошего самочувствия является режим жизни

"Французское кино в чистом виде". Каким был Жан-Поль Бельмондо
 

На 89-м году умер Жан-Поль Бельмондо. За свою карьеру актер снялся более чем в 80 фильмах, а всемирную славу ему принесла роль Мишеля Пуакара в дебютном фильме отца французской "новой волны" Жана-Люка Годара. Бельмондо работал с лучшими французскими режиссерами и, по словам Франсуа Трюффо, был "самым совершенным европейским актером".

Когда молодой человек сообщил о решении стать актером

"Зумба – это легко, весело и эффективно"
 

Фитнес-инструктор о занятиях с пенсионерами и инклюзивных уроках.

К нашей группе в любой момент могут присоединиться новенькие

Полноценный дуэт
 

Как Дмитрий и Кристина Кумченко из Белгорода нашли себя в танцах.

— Что вы больше всего цените друг в друге?

ДЕРЖИМ СВОЮ МАРКУ!
 

Творческое объединение «Созвездие ПЛЮС», Клуб развития детей и руководителей творческих коллективов «ОРЕХ», при поддержке проекта «Танцевальный клондайк», Института Искусств Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, приглашают в г. Пушкино.

17 – 19 декабря 2021

"Back to life": интервью с балериной Аделией Камалиевой
 

Волга Ньюс побеседовал с ведущей солисткой Самарского академического театра оперы и балета Аделией Камалиевой, исполнившей главную роль в премьере "Back to Life" в постановке Юрия Смекалова. Аделия рассказала о своей роли и онлайн-репетициях, о работе с Юрием Смекаловым и о том, что значит для нее фраза "back to life".

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео