На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1267; публикаций 1291; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
15/09Танец Это Искусство в Пространстве и Времени

26 июля прошло 5 лет со дня смерти Мерса Каннингема, ключевой фигуры в истории современного танца. В память о нем, мы публикуем перевод эссе "Пространство, Время и Танец", написанного Каннингемом в 1952 году.

Merce Cunningham in New York, 1965. Photograph: Herve Gloaguen/ Gamma-Rapho via Getty Images

Продолжая создавать прямую линейную перспективу эпохи Ренессанса на сцене, классический балет сохранял линейность пространства. Современный американский танец, возникший из немецкого экспрессионизма и личных переживаний различных пионеров танца в Америке, разорвал пространство на отдельные куски, скорее статичные возвышения, не имеющих никакой другой связи друг с другом, кроме одномоментного пребывания на сцене. Отдельные идеи относительно пространства, пришедшие из немецкого танца, расширили это понятие, оставив мимолетное ощущение связи с ним. Однако, чаще всего пространство оставалось недостаточно видимым, поскольку сами движения, требующие усилий, продолжали исполнятся как легковесные. Это было похоже на небо без земли, или на рай без ада.

К счастью, в танце пространство и время неотделимы, и каждый может увидеть и понять это. Тело, по-прежнему, может заполнить столько пространства и времени, сколько позволяет ему его движение в этом пространстве и времени. И, как результат, ни тело в движении, ни тело в покое не превалирует по важности, ну, разве что, когда танцор двигается, на него приятно смотреть. Однако, движение приобретает ясность и четкость, когда окружающие его пространство и время имеют прямо противоположный характер — когда они недвижимы. Помимо индивидуальных особенностей танцора и ясности исполняемых им движений, существуют определенные вещи, которые создают у зрителя понимание, что делает танцор.

В балете различные шаги имеют свое развитие в более широкие движения или определенные позы. В зависимости от последовательности и места включения их в спектакль, зритель получает четкое представление о том, что происходит на сцене, как в визуальном, так и в эмоциональном, смыслах, и к чему это все приходит. Это помогает определить ритм происходящего на сцене, по факту, чаще всего это и задает ритм. В современном же танце всегда существовала тенденция или желание избавиться от этих "ненужных и балетных" движений, при этом сохранив широту и мощь развития балетного действия. В результате, и зритель, и танцор обделены.

Но, с другой стороны, открытие, из которого современный танец извлек наибольшую пользу, стало действие гравитации в отношении тела. В противовес отрицанию действия гравитации в парящих движениях (таким образом, еще больше утверждающих это действие), тело под собственной тяжестью двигается вниз. Слово "тяжелый" может пониматься здесь не совсем верно: речь идет не о тяжелом мешке с цементом, падающем плашмя, хотя и это действие силы тяжести мы все тоже наблюдали, но о тяжести живого тела, которое, падая, неизменно поднимается. И это не фетиш, и не использование тяжести как противопоставление легковесности, это просто данность. По своей природы такие движение (неотрицающие действия силы тяжести) превратили бы пространство в серию разрозненных кусков, усугубив недостаток связующих движений в современном танце.

Как многие художники создают пространство, в котором может произойти все, что угодно, так могут ощущать пространство и танцоры. Как и природа создает пространство, в которое помещает огромное количество разных объектов, тяжелых и легких, маленьких и больших, никак друг с другом не связанных, но оказывающих влияние друг на друга.

Относительно формальных методов создания хореографии любопытно, что что формы 19-го века, проистекающие из более ранних доклассических форм, до сих пор рекомендуются, и более того, считаются единственно возможными. Одни обосновывают это тем, что необходим определенный способ коммуникации; другие — ощущением, что разум следует за чувствами, что означает подчинение формы содержанию; третьи — тем, что следование музыке видится наиболее логичным. В этом и заключается противоречие современного танца: создание нового или относительно нового движения по соответсвующим времени причинам, использование психологии как очень эластичного базиса создания содержания, желание "выразить" время (хотя, как можно выразить что-то другое), и при всем этом отсутствие потребности в ином базисе, и более того, утверждение, что старые формы достаточно хороши, или, вообще, единственно возможны. Эти старые формы в основном состоят из темы и вариаций, и всего связанного с этим инструментария — повторение, реверс, развитие и преобразовани. Также существует склонность к созданию кризисной ситуации и некоего выхода из нее. Теперь мне не кажется, что кризис означает кульминацию, только если мы не готовы признать, что каждое дуновение ветра имеет кульминацию (что лично я признаю), но тогда это стирает саму кульминацию, делая ее существование в такой ситуации излишней. И поскольку наши жизни, по природе своей и в соответствии с тем, что пишут газеты, настолько полны кризисных ситуаций, что их уже мало кто замечает, становится ясно, что жизнь идет своим чередом, и каждая вещь может существовать и существует отдельно от других, и подтверждение тому непрерывный поток газетных заголовков. Кульминация существует для тех, кто празднует Новый Год.

Более свободным использованием пространства, чем тема и манипуляция вниманием, стала бы формальная структура, базирующаяся на использовании времени. Но время может быть мучительным инструментом, если использовать его в виде обычного счета, если же основной структурой сделать пространство времени, в котором все что-угодно может произойти в любой последовательности движений, его составляющих, и любое количество времени движение может отсутствовать, то счет в такой структуре становится ключом к свободе, нежели муштрой, приводящей к механистичности. Использование временных структур также высвобождает и музыку в пространстве, делая взаимосвязь танца и музыки уникальной индивидуальной автономией, связанной через структурные вещи. В результате, танец свободен развиваться в соответствии со своими выборами, равно как и музыка. Музыка не обязана изворачиваться дабы подчеркнуть танец, и танец не должен опустошаться попыткой быть под стать музыке.

Мне кажется вполне достаточным, что танец является физической формой духовной практики, и то, что мы видим, это то, что существует на самом деле. И я не верю, что возможно быть "слишком простым". То, что делает танцор, — самая реалистичная вещь на свете. Различные придумки в отношении человека, стоящего на холме, о том, что он делает все, что угодно, кроме того, что просто стоит — это разрыв , разрыв с жизнью, с солнцем, встающим и садящимся, с облаками, закрывающими солнце, с дождем, который льется из туч и заставляет вас идти в кафе за чашкой кофе, с каждой вещью, сменяющей другую. Танец — это видимое течение жизни.


Источник: Room For


Просмотров 6377




Последние новости















 
 
Новости

В Большом театре мировая премьера балета "Дягилев"
 

На Новой сцене Большого театра 24 и 25 июня мировая премьера балета "Дягилев". Согласно пресс-службе ГАБТа, зрителей ожидает переплетение современной хореографии и исторического сюжета, где музыка, танец и сценография идут вслед за причудливыми перипетиями историй — истории любви, балета и искусства.

На Новой сцене Большого

Чистосердечное китайское признание
 

На сцене Кремлевского дворца состоялось открытие XVII Чеховского фестиваля: китайская Группа восточных исполнительских искусств представила спектакль "Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа", созерцательная красота которого убаюкала Татьяну Кузнецову.

Путешествие легендарного пейзажа

Весна патриарха
 

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) состоялся трехчастный гала-концерт в честь 50-летия первого танцовщика, народного артиста России Георги Смилевски, в котором вместе с героем вечера танцевали его дети и все ведущие артисты театра. "Третьей молодости" премьера-юбиляра не перестает удивляться Татьяна Кузнецова.

Танцовщик Георги Смилевски

ПолянаАртФест
 

С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.

Конференции, мастер-классы ...

Урал Опера Балет
 

В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.

Сказки Перро

"ПолянаАртФест
 

Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.

Старт приема заявок

Мулен Руж
 

Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела. 

Скончалась балетмейстер Джанет Фараон

Артисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь"
 

Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.

И это прекрасно!

Балетный спектакль "Две Анны"
 

В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.

 
 
 
Публикации

До старта Форума осталось 30 дней
 

Через месяц площадка курорта Красная поляна, Сочи 960 превратится в город танца, станет местом коммуникации танцующих детей, их родителей, звезд танцевальной индустрии. С 20 по 26 июня 2025 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, при информационной поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Краснодарского края, пройдет Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест".

На форуме ожидается около 2000 человек

Движение развивает мозг
 

"Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента. Занятия танцами помогают не только приятно провести досуг, но и способствуют физическому и эмоциональному развитию.

Физическое развитие

Инклюзивные балы в России
 

Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.

К новым высотам

Творец должен быть недоволен собой
 

Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...

Владимир Васильев встретил свое 85-летие

Тамара Карсавина
 

Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.  

Таточка стала действительно одной из нас

Про шоу
 

Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.

Состовляющие шоу

Приморье переживает массовое увлечение балетом
 

- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.

Почему в Приморье?

Что такое классический русский балет?
 

Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позд­ней­шие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы раз­гля­деть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть

8 вещей, которые важно знать

Танцы Африки: ритм и истоки
 

При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео