Интервью с дипломированным и ведущим специалистом языка движения Гага, танцовщицей “Batsheva Dance Company”( 1997 - 2009), хореографом Ноа Зук.
Интервью проведено в школе танца “Vortex” 9 апреля 2014 года, в 16.00
- Ноа, благодарю, что согласились ответить на мои вопросы. Я учусь в Российской АкадемииТеатрального Искусства (ГИТИс), на Кафедре Современной хореографии и сценического танца. Сейчас я пишу магистерскую диссертацию и мне интересно поговорить с Вами о роли языка Гага в современном танце.
Могли бы Вы охарактеризовать этот язык танца и рассказать о цели его создания?
- Охад Нахарин создал язык Гага для того, чтобы найти новый способ коммуникации со своими танцовщиками. Он искал возможность получить нужное ему качество существования тела от своих исполнителей. Язык Гага предназначен, в первую очередь, для развития внутреннего слуха, координации, скорости, текстур тела, а также для поддержания связей с базовыми вещами, со страстью в движении, с танцем идущим изнутри, а не с его формой.
- Расскажите пожалуйста о Вашем сотрудничестве с Охадом Нахариным: был ли приход в компанию “Batsheva” осознанным?
- Я рано начала танцевать, и всегда понимала, что это единственное, чем хочу заниматься. Я брала огромное количество классов, которые только возможно было посетить. В 16 лет я увидела постановку "Batsheva Dance Company", к тому моменту Охад Нахарин был уже год руководителем этой компании. После этого события моим стремлением стало попасть в компанию “Batsheva”. Мне потребовалось три года чтобы доучиться в школе “Kibbutz”, после этого я пошла на audition(просмотр) в "BDC" и меня взяли. Три года я проработала в молодежном ансамбле и девять лет в основной компании.
- Ноа, а как Вы строите класс Гаги? От чего отталкиваетесь в своем уроке?
- Я никогда ничего не планирую. Я прихожу в класс и начинаю с себя. Затем я вижу людей вокруг и продолжаю работать с ними в направлении постоянного наслоения задач. Главное - это открытость, способность воспринять то, чего хочу я и то, что нужно самим этим людям. Нельзя говорить исполнителям - “Делай вот так”, если сам не чувствуешь куда это направлено. Для меня преподавать Гагу - это, в первую очередь, момент активного внимания, постоянно, особенно если я вижу, что люди в зале не совсем понимают то, что я хочу до них донести.
- В 1976г. американский философ Томас Ханна вводит термин "соматика" (somatics), чтобы описать вид дисциплин, которые относятся к объединению разума и тела. Можно ли сказать, что Гага относится к соматическим дисциплинам?
- Да, конечно, Гага предназначена в том числе и для этих целей.
- Какие классы, кроме Гаги, Вы используете в своей работе?
- Я всю жизнь танцевала. В “BDC” параллельно шло несколько классов, по классике и по Гаге, и мы могли выбирать. Свое предпочтение я всегда отдавала Гаге, так как в ней, на мой взгляд, есть куда расти. Другие классы мне сейчас уже не интересны.
- В какой момент Вы почувствовали желание ставить? Способствовал ли язык Гага становлению Вас как хореографа?
- Да, конечно! Каждый может использовать Гагу как для себя, так и для многих других вещей. Я называю ее “подарком для всех”. 12 лет протанцевав в “Batsheva”, понимаешь, что это очень специфическая, занимающая много времени работа. 120 спектаклей в сезон, 3 месячные гастроли, выходные - это очень редко и долгожданно. И ты танцуешь, там ты исполнитель. Но каждый сезон у нас был вечер постановок, которые делали сами танцовщики компании. Мы создавали и представляли перед зрителем свои работы. Это проросло внутри меня и я стала развиваться. Пришел момент, когда я переключилась только на собственные постановки.
- Как можно охарактеризовать Ваш стиль постановки?
- Я танцую так, как живу. Главное для меня быть открытым бесконечности, но и быть здесь и сейчас.
- Что Вы хотите сказать в своих постановках? Чем поделиться?
- У меня есть желание скорее поделиться не идеей, а ощущением - чтобы люди почувствовали мою работу, ощутили движение, когда на него смотрят. Я хочу чтобы они смогли воспринять по-разному то, что нельзя выразить словами, и чтобы они через что-то прошли, что-то пережили.
- Пина Бауш говорила: “Мне не интересно как люди двигаются, мне интересно,что ими движет”. Ноа, что для Вас самое важное в танце?
- Для меня самое важное - люди и взаимоотношения с ними. Мне интересно не только как они слушают меня, и как они слушают друг друга, но и как они слушают и испытывают себя, как они отдаются движению на сцене, как идут в не комфортную для себя зону, туда где им сложно. Главное - это всегда о людях, а моя хореография очень скучная.
- Считаете ли Вы, что будущее современного танца за языком Гага?
- Не только за языком Гага, но в том числе и за ним.
- Как Вы чувствуете русский менталитет и как его особенности можно применять в хореографии, в языке Гага?
- Я чувствую амбициозность в людях и это хорошо. Это хороший источник энергии, но нельзя становиться жертвами своих амбиций, нужно чувствовать связь со своей слабостью и уязвимостью, не прятаться за придуманной себе картинкой, так как это блокирует душу. Мне бы хотелось снять все эти слои. В Израиле современный танец существует уже 46 лет и, конечно, есть разница с тем, что происходит здесь в России, но я чувствую большое желание танцовщиков учиться. Удивительно наблюдать как они меняются на моих глазах, если только они этого хотят.
- Как Вы считаете, есть ли разница восприятия языка Гага между мужчинами и женщинами?
- Я чувствую, в первую очередь, что-то личное, каждый по-разному воспринимает язык и это не зависит от того мужчина он или женщина. В Израиле много учителей по Гаге и можно почувствовать разницу каждого стиля преподавания, но это зависит в первую очередь только от личности.
- Каково физиотерапевтическое влияние языка Гага на мышечные и костные ткани? Были ли у Вас травмы?
- Когда я работала в “Batsheva”, конечно, получала травмы. Это было неизбежно, так как в компании очень насыщенный рабочий процесс. Наш физиотерапевт, практиковал и в других труппах, в Голландии в том числе. Он говорил, что в “Batsheva” гораздо меньше травм и связано это, в первую очередь, с языком движения Гага. Гага позволяет изучить возможности своего тела - научиться его слышать, работать вместе с ним, а не против, развивать умение получать простое удовольствие от того, что ты делаешь, тем самым Гага дает надежную защиту от травм. Обычно травмы связаны с ментальностью, а Гага помогает правильно течь энергии, гармонизирует.
- Расскажите о сотрудничестве с российскими танцовщиками, сколько раз Вы были в России и есть ли дальнейшие планы?
- Я второй раз в России, первый раз мы приезжали со спектаклем, второй раз сейчас - я провожу мастер-классы. Мне очень нравится преподавать здесь, и я с нетерпением жду дальнейших предложений.
Вопрос: Ноа, спасибо за интересное интервью!
Ноа Зук начала танцевать в ансамбле “Batsheva” в 1997 году. В 2000 году она присоединилась к танцевальной компании “Batsheva”, где работала до 2009 года. Благодаря развитию в компании, Ноа начала заниматься собственными постановками.
Среди ее ранних работ: OMS, Droom Come Tree и трио Boxerman, которые были осуществлены танцовщиками ансамбля “Batsheva” в Нью-Йорке. Работа One More Song (OMS) была представлена в Израиле и за рубежом.
В 2010 году Ноа Зук была награждена Фондом Фустермана Исполнительской Стипендией и провела три месяца в резиденции Университета штата Огайо в США.
В 2012 году ее новое творение для Балета Берн, в Швейцарии, было выбрано для представления на 5 Международном хореографическом конкурсе в Копенгагене.
Автор: Беседовала: Екатерина СТЕГНЕЙ, Переводчик: Вера ЩЕЛКИНА
Просмотров 7686