В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве готовится последняя в этом сезоне балетная премьера. 10 июля 2015 публика увидит спектакли Джерома Роббинса – выдающегося американского хореографа, который оставил заметный след не только в балете. Он получил «Оскара» за танцы в киномюзикле «Вестсайдская история» и пять премий «Тони» за постановки на Бродвее. Роббинс – один из основоположников джаз-танца и создатель неоклассических балетных шедевров. Три из них теперь появятся и на московской сцене.
Творчество выдающегося американского хореографа Джерома Роббинса является важной вехой в истории балетного театра второй половины XX века. Из его богатого наследия, в которое входит не только классическая хореография, но и работы в бродвейских мюзиклах и на киноэкране, мы выбрали три одноактных балета на музыку Фредерика Шопена.
«В ночи» – это поэтические зарисовки, вдохновленные ноктюрнами Шопена. «Другие танцы» представляют дополнительный интерес для российской публики благодаря тому обстоятельству, что были созданы для наших выдающихся соотечественников – Натальи Макаровой и Михаила Барышникова. «Концерт» – серия комических скетчей из жизни любителей музыки. Все три балета входят в репертуар ведущих мировых театров, однако на московской сцене будут поставлены впервые
Джером Роббинс обладал отменным чувством юмора, это позволяло ему ставить очень веселые балеты. Балерины на пуантах в его постановках постоянно сталкиваются лбами, спотыкаются, падают, словно доказывая, балет можно танцевать весело.
На балеринах – жемчуга, шляпы с полями. Забыта балетная походка. На «Концерте» герои Роббинса флиртуют, закатывают сцены ревности, не особо церемонясь друг с другом.
В очках и спортивной шапке Маша Тюрина превращается в дрянную девчонку, всем недовольную, с реакцией, достойной боксерского ринга. «В основном, конечно, я отхожу от хореографии и добавляю что-то свое», –рассказывает солистка балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Мария Тюрина.
Во время учебы амплуа комедийного танцора многому научило Роббинса. «Концерт», поставленный в 1956 году, расправился с балетными стереотипами. Сильфиды и феи превратились в земных женщин и мужчин. Никогда еще балерины так не радовались своим ошибкам, танцуя невпопад. Оказалось, быть смешными на сцене – искусство. Особенно – в «Вальсе ошибок».
На вопрос, что же было сложно в работе, при такой легкости и комичности, солистка балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Оксана Кардаш отвечает так: «Сами легкость и комичность, потому что мы не привыкли быть милашками неземными».
Зато у танцовщиков развязаны руки, редкий балет, где не надо думать об изяществе поддержек, красоте движений. «Все просто, не нужно классических поз», – объясняет солист балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Дьячков.
На постановку приехали танцовщики из Нью-Йорк Сити балет – Бен Хьюз и Киплинг Хьюстон. Оба работали с Роббинсом. Киплинг за тридцать лет станцевал все партии в «Концерте». При кажущейся легкости знает – балет не простой.
«Это больше комедия, чем балет. Здесь все выверено до последнего движения. Выдержан четкий баланс между шуткой и реакцией на нее, – объясняет хореограф-постановщик Киплинг Хьюстон. – Как в драматическом театре –один говорит, другой реагирует».
Все три балета – на музыку Шопена. А потому Анна Малышева весь вечер на сцене. Казалось бы, солидный сольный концерт, если бы в финале не пришлось с сачком гоняться за бабочками. «Не могу сказать, что мне очень нравится ловить бабочек под музыку Шопена, лучше бы под Штрауса, меня здесь не все устраивает», – признается старший концертмейстер балетной труппы Анна Малышева.
Балеты «В ночи» и «Другие танцы» уравновешивают эту трилогию, в которой рядом смешное и грустное, гротеск и романтика. Все то, за что мы любим балет.
Просмотров 3311