На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 3404; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
27/07Школа Нуреева

Он словно взлетел на сцену школьного театра - и зал взорвался аплодисментами… Выдающийся танцор современности, народный артист России и СССР, лауреат всевозможных премий Владимир Васильев, болеющий за судьбу русского балета, не случайно именно здесь высматривает завтрашних звезд.

 

Присутствие мэтра в стенах Башкирского хореографического колледжа, где много лет назад учился Рудольф Нуреев, будущая мировая балетная звезда (в этом старинном здании начала XX века раньше располагалась средняя школа №2), само по себе символично. Атмосфера дома освещена его незримым присутствием. Звуки фортепиано, уносящиеся в высоту арочных потолков, па, батманы и арабески под аккомпанемент пуантов – словно подтверждение нуреевских слов: «в каждом, кто выходит на сцену, есть частичка меня».

- Мы в один год оканчивали хореографическое училище: я – в Москве, а он – в Ленинграде. С Рудиком увиделись в 1958 году на смотре балетных школ. Его головокружительные прыжки и вращения, мощные каскады сложных движений поражали. Если к этому добавить темперамент, то впечатление он производил потрясающее, - рассказал ребятам Владимир Викторович.- Самое значительное, что сделал ваш земляк, - разнес по всему миру славу русского искусства. Благодаря ему во многих странах заговорили языком классического танца. Он – ваше достояние, и об этом необходимо помнить.

Башкирская школа

Важно понимать, что появление балетного гения Нуреева, как и рождение башкирской школы, предопределили традиции народного танца, которые подхватил заявивший о себе еще в 40-е годы прошлого века ансамбль Файзи Гаскарова.

Уфа - город с давними театральными традициями. Здесь начинал свой путь к вершинам вокального искусства великий Шаляпин. Здесь пели Сергей Лемешев и Ирина Масленникова, которых слышал Рудольф. В 1934 году тут волею судеб оказался знаменитый хореограф Карл Матсон, преподавала артистка труппы Дягилева Анна Ивановна Удальцова, оказавшаяся в нужное время в нужном месте словно для того, чтобы оценить дар Рудольфа и заявить: «Ты должен обучаться классическому искусству». В середине 1930-х молодой балетмейстер, выпускник МХУ Файзи Гаскаров набрал группу детей с хорошими данными и повез их учиться в Ленинградское хореографическое училище, где по его инициативе была создана Башкирская студия. Ее выпускники и стали солистами балетной труппы в театре оперы и балета, открывшемся в 1938 году.

И кто знает, получил бы мир своего гения, если бы однажды маленький Рудольф не попал на первый национальный балет «Журавлиная песнь», где блистала начинающая свою карьеру Зайтуна Насретдинова. Будущая народная артистка СССР, обладательница премии «Золотая маска» в номинации «Честь и достоинство» произвела на семилетнего мальчика ошеломляющее впечатление. «Со мной что-то произошло, из своего одинокого мира я перенесся прямо на небеса. ...Я потерял дар речи», - позднее вспоминал Нуреев.
В то же время музыкальность, пластичность башкирского и татарского танцев не могли не повлиять на некоторые особенности таланта Нуреева: его эмоциональность, темперамент, экспрессию.
В 1953 году Рудольф из танцевального кружка при Доме пионеров на улице Карла Маркса поступает в балетную студию, открывшуюся тогда же при Уфимском оперном театре. Ему уже 17, и для учебы в хореографическом училище нет шансов. Но судьба благоволила к Нурееву. Выход был найден. Министерство культуры Башкирии при поддержке примы-балерины Зайтуны Насретдиновой ходатайствовало перед Москвой о направлении его в Ленинград. В порядке исключения уфимскому дарованию дают согласие на учебу, но с условием: необходима оценка возможностей ученика специалистами. 25 августа 1955 года на окончательном просмотре в Ленинградском хореографическом училище, который проводила славившаяся строгостью Вера Костровицкая, «лучшая из женщин-педагогов России», он получает ныне уже ставшее известным заключение: «Молодой человек, либо вы станете блестящим танцовщиком, либо потерпите полный крах. Скорее всего, полный крах!». Вердикт оказался пророческим в своей первой части. Так закончился уфимский период жизни Рудольфа Нуреева.

Наследники Нуреева

О триумфальном пути гения русского балета написано огромное количество статей и книг. Заметим только, что, когда в Уфе в 1986 году открылось хореографическое училище, его имя гремело по всему миру.
Первый директор элитного образовательного учреждения талантливый танцовщик, отдавший башкирской сцене много лет, Алик Бикчурин хорошо знал Нуреева. Они почти одновременно учились в Ленинграде и, как потом выяснилось, ходили даже в один уфимский детский сад. Во время короткой встречи с Рудольфом в 1989 году в Петербурге Алик Салихович пообещал, что училищу присвоят его имя, и свое слово сдержал.

Уже через шесть лет после открытия, в 1992 году, при поддержке своего знаменитого земляка воспитанники башкирской школы отправились с трехнедельными гастролями в Англию. Местная публика восторженно принимала юных артистов. Газета «Курьер Тудей» писала: «…Уфимское хореографическое училище имеет выдающуюся репутацию в России. Оно гордится своими исключительно национальными танцевальными традициями». В другой газете – лондонской «Таймс» – в развернутой статье «В Уфе подрастают Нуреевы» Майкл Банион также высоко оценил талант башкирских танцовщиков.

- В 50-60-е годы на Западе балет был на низком художественном уровне. Танцовщики двигали ногами, как деревянные куклы. О создании на сцене образа не было и речи, - говорит художественный руководитель балетной труппы театра и худрук Башкирского хореографического колледжа имени Нуреева, народная артистка России и Башкортостана Леонора Куватова. – Дух, эмоциональное состояние, которое трогает зрителя, - заслуга русской школы, традиции которой мы наследовали и продолжаем. Наши питерские педагоги говорили: «Не надо три пируэта, сделай два тура, но чисто». Конечно, в балете, особенно современном, спорт имеет место, но без поворота головы, взгляда, игры спины – нет танца. Можно иметь хорошие физические данные, школу, но если ты холоден – никогда не тронешь сердца. Если зритель не замечает, как танцовщик высоко прыгнул или сколько фуэте сделала балерина, а плачет или смеется – значит, он встретился с настоящим искусством. Все это подарил Западу наш Нуреев.

И сегодня будущих артистов балета готовят на основе русского классического танца. Причем, по признанию тех же питерских педагогов, в Уфе сохранилось то, что уже потеряно в столицах: например, постановка рук.

- Если убрать нашу школу, то через два-три года рухнет не только театр, но и лучшие хореографические ансамбли: имени Файзи Гаскарова и «Мирас» - подпитки не будет, - резюмирует Леонора Сафыевна. – Наши выпускники не только работают в этих коллективах, но и востребованы во многих российских театрах. Те, кто, например, оканчивает колледж в этом году, имеют по нескольку предложений из Казани, Самары, Екатеринбурга, Ростова, Астрахани. Востребованы и исполнители классического танца, и народного отделения. Но есть и проблемы. Из-за того что сегодня огромное количество театров и трупп, в том числе и за рубежом, многие наши ученики уезжают из родного города, не встав твердо на ноги. А начинать карьеру нужно с классического репертуара, который могут себе позволить не все театры.

Продолжая традиции ленинградской школы балета, нуреевцы рано выходят на сцену. Без практики танцевать не научишься. В спектакле соединяются классический танец, характерный, историко-бытовой танец, актерское мастерство, грим, костюмы, манера, стиль, эпоха.

Воспитанники школы никогда не забывают, что представляют на балетных сценах страны и мира единственное учебное заведение, носящее имя корифея танца. В декабре прошлого года они побывали с балетом «Лебединое озеро» на гастролях в Германии. Зрители Дрездена, Франкфурта-на-Майне, Берлина, Потсдама, Эрфурта встречали молодых башкирских артистов очень тепло. Когда на афише написано: «Академия Нуреева» – это не только заявка на успех, но и огромная ответственность. Во всех городах на спектаклях был полный аншлаг, юным танцовщикам довелось выступать даже в концертном зале на две тысячи мест, и в нем не нашлось ни одного свободного кресла.

Спектакль «Анюта» в постановке Владимира Васильева, представленный на нынешнем Нуреевском фестивале, стал дебютом для двух воспитанников колледжа Данилы Игнатьева и Искандара Абильгузина. На роли братьев главной героини их выбрал сам народный артист СССР Владимир Васильев.

Первоклассника Данилу воспитывает бабушка. Каждый день она сопровождает его на занятия. Танцевать, по рассказам Магнолии Талгатовны, он начал еще в детском саду. Увидев увлеченность внука, она привела его в четыре года в детскую школу искусств №3. Талантливого мальчишку заметили педагоги, и через несколько лет на конкурсе в Турции он получил первую премию. Когда узнал, рассказывает бабушка, что знакомые ребята поступили в колледж, а он опоздал, то плакал навзрыд. Но дело оказалось поправимым: мальчишку пригласили на просмотр в БХК и приняли. Сегодня Данила – ученик 1/5 класса:

Искандар Абильгузин учится классом выше, родом из поселка Красноусольский, танцевал в самодеятельном хореографическом ансамбле и был замечен педагогом колледжа.
- Меня удивило, что здесь учат играть на фортепиано и французскому языку. Поначалу я хотел танцевать народные танцы, но сейчас мне все больше нравится классика. После «Анюты» во мне многое изменилось, я понял, что балет – не только прыжки, но и настроение, эмоции.

Для непосвященных поясним, «нуреевцы» обучаются по стандартным для хореографического учебного заведения программам. В них есть дисциплины, позволяющие получить разносторонние знания по истории классического танца и теории музыки, истории театра и изобразительного искусства, мировой культуры.
- Рудольф Нуреев был не только великим танцовщиком, хореографом, но и тонким знатоком и поклонником искусства, - говорит преподаватель музыкальных дисциплин Зульфира Ахметзянова. - Оригинальность мышления, эстетизм, чувство стиля, вкус сделали Нуреева одной из самых ярких личностей в искусстве ХХ века.

Приобщение ребят к сокровищам мировой культуры не ограничивается только уроками. «Нуреевцы» – завсегдатаи концертов классической и современной музыки (благо, возможностей для этого в Уфе достаточно), балетных и оперных спектаклей в БГТОиБ, участники творческих встреч с выдающимися деятелями культуры и искусства.

...Утро ученика колледжа начинается с урока классики, или правильнее – экзерсиса. Это основа основ. Два спаренных академических часа, при необходимости дополнительные занятия. Непременный атрибут урока – полотенце, без него не обойтись. Его в прямом смысле этого слова после занятий хоть выжимай.

…Расписание построено так, что общеобразовательные предметы чередуются со специальными. После классики – русский язык или математика, на курсах (три последних класса) изучают даже философию и экономику.

- Иногда приходится переодеваться по нескольку раз, - откровенничают студенты, - и опаздывать нельзя – поблажек не делают никому.
Даже первоклашки умеют пришивать ленточки на балетные тапочки (на профессиональном языке – мягкие). А студенты – уже асы по «приготовлению» пуантов.
Завтрак, обед и ужин – по расписанию. Но и тут есть своя специфика. За каждый съеденный пирожок приходится расплачиваться. Природа порой непредсказуема: особенно для девочек. За лишний килограмм-два - низкая оценка на экзаменах по специальности (их сдают каждые полгода). Поэтому до последнего курса доходят не все. После отчисления вернуться в обычную школу сродни маленькой трагедии.
- Легкость в танце дается тяжелым трудом, - говорит педагог-репетитор Галина Сабирова. – Только превозмогая себя, перешагивая через боль, можно достичь результата.

В этом году у заслуженной артистки Таджикистана выпускной класс: в самостоятельную жизнь отправятся 14 девушек и семь юношей. А пока они сдают экзамены и готовятся к отчетному концерту.
- За руками следи, нос выше, смотри на зрителя, - Галина Георгиевна – преподаватель строгий, выпускница Московского хореографического училища, бывшая солистка Башкирского театра оперы и балета, знает цену успеха.

После трехчасовой репетиции можно перевести дыхание, принять душ и… снова в зал. Самые упорные исправляют замечания педагога уже самостоятельно.

Белла Оздоева, дипломант Всероссийского конкурса «Русский балет-2015», оттачивает движения перед зеркалом:
- Чтобы сегодня пробиться на большую сцену, надо много работать над собой, лениться нельзя. Каждый день я встаю в половине седьмого. Завтрак (в основном это каша, кусочек сыра, кофе). Сладкое позволить могу только утром. Потом бегу в зал – тело перед уроком надо разогреть – иначе можно получить травму. Мой «рабочий день» в основном заканчивается в девять вечера. Бывает, что сил нет даже раздеться, а надо приготовить вещи на завтра, книгу почитать. И друзья обижаются: почему ВКонтакте не отвечаешь?

Колледж готовит и артистов народного танца. Выпускники этого отделения работают в лучших хореографических ансамблях страны: от Гаскаровского до Моисеева. В этом учебном году студенты первого курса Сергей Боссерт и Ильяс Фазлиев на Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов в Москве представили номера «Башкирский танец» и «Матросский танец» и были удостоены бронзовой и серебряной медалей. Подготовил ребят преподаватель колледжа Ильнур Аюпов. Он выпускник БХК 2003 года. Восемь лет танцевал в ансамбле Гаскарова, сейчас - в «Мирасе».

- Когда ты сам еще выступаешь, то это подстегивает, потому что на тебя смотрят ученики. Надо постоянно держать себя в форме, подавать пример, чтобы потом требовать с них, - считает Ильнур Рафикович. – В нашей профессии 90 процентов - труд, остальное – талант.

Традиционно руководство училища приглашает для постановки номеров лучших российских балетмейстеров. В этом году в Уфу вновь приезжал профессор Московской государственной академии хореографии, художественный руководитель труппы Большого тетра в 2009-20011 годах Юрий Бурлака, один из ведущих специалистов по реставрации старых балетов. В прошлый визит он попросил показать «Журавлиную песнь», так как много слышал о легендарном башкирском балете. Ему показали адажио, так как в те дни спектакль не шел. Юрий Петрович был в восторге от увиденного и заметил, что только ради этого стоит посетить Уфу. Ему понравились и рисунок танца, и поддержки. По его словам, для 1940-х годов – это был настоящий прорыв, но и сейчас балет ничуть не устарел.

- Мы стремимся, чтобы наши дети участвовали во всех профессиональных конкурсах, - говорит директор колледжа Олия Вильданова. – Они не только набираются опыта, но обращают на себя внимание специалистов. В этом году первокурсницу Адель Музафарову, ставшую дипломантом Красноярского конкурса «Балет XXI века», пригласили в Московскую академию хореографии, немного раньше туда уехал Денис Захаров. Об уровне нашего училища говорит и тот факт, что оба учатся на той же параллели, что здесь.
- Главное, что ребята реализовали свою индивидуальность, - считает Олия Галеевна. – Рудольфу Нурееву это удалось в высшей мере.

Выпускники

Наталья Сологуб, выпускница 1995 года, лауреат российской национальной премии «Золотая маска», Международного конкурса артистов балета в Лозанне, солистка Мариинского театра и первая солистка Дрезденской труппы.

Андрей Меркурьев, выпускник 1996 года, лауреат «Золотой маски», заслуженный артист России, ведущий солист Большого театра.

Роман Рыкин, выпускник 1993 года, золотой призер Международного конкурса в Лозанне (Швейцария), бронзовый - Международного конкурса в Джексоне (США). После него приглашен в Английский национальный балет. Сейчас солист Бостонской балетной компании (США).

Гузель Сулейманова, выпускница 1997 года, заслуженная артистка России и народная артистка РБ, прима-балерина Башкирского театра оперы и балета.

Гульсина Мавлюкасова, выпускница 1999 года, народная артистка РБ, лауреат международных конкурсов, прима-балерина Башкирского театра оперы и балета.

Ильдар Маняпов, выпускник 2001 года, народный артист РБ, премьер Башкирского театра оперы и балета.


Автор: Светлана Янова
Источник: Уфа


Просмотров 4536




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео