На сайте всего: анкет коллективов 687; имен 787; новостей 1216; публикаций 1221; фоторепортажей 804; объявлений на форуме 1382; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
26/11Здесь танцуют доярка со сварщиком

Небольшую деревеньку Котчино Мостовского района, что в ста километрах от Гродно и в 235 от Минска, можно назвать столицей белорусской кадрили.

"Танцевали ее еще, когда я подростком была, - вспоминает Галина Шелестович, несколько десятков лет проработавшая заведующей клуба. - Всю ночь, бывало, плясали. В двенадцать пар, без устали. На улице и в сельской хате - на деревянном полу. Зимой и летом. В деревне вы и сейчас не найдете ни одного старожила, ноги которого не помнят этот танец. Правда, силы у них уже не те". И сегодня в Котчино и соседних Больших Озерках, куда "переехал" клуб, едва ли не каждый вечер собираются любители кадрили. Репортеры "СОЮЗа", заглянув туда "на огонек", сами не сдержались, чтобы не пуститься в пляс.

...Агрогородок Большие Озерки оживает ближе к полуночи, когда в клуб - небольшое, но уютное одноэтажное здание - начинают стягиваться люди.

- Собрать всех вместе в другое время невозможно, - сетует заведующая сельским клубом "Озерки" Ирина Шелестович. - Ансамбль у нас непрофессиональный. Большинство танцоров - труженики местного СПК "Озеранский", работающие от рассвета до заката. Сергей Тарасов - тракторист. Дмитрий Ткаченко - тоже. Его партнерша Людмила Павловна - бригадир. Регина Дягель - кладовщик, Инна Житкевич - продавец в соседней деревне, Сергей Ломако раньше в клубе библиотекарем был. Лена Чудиловская - доярка. Танцует в паре со сварщиком Виталием Грабуном. И только с ним...

Со школьниками - а их в основном составе двое - другая проблема. Ровно в десять вечера для них наступает "комендантский час". А значит, без сопровождения взрослых появляться на улице им категорически запрещено. "На репетициях мы частенько задерживаемся, - говорит заведующая клубом. - Детей домой порой приводим ближе к полуночи - едва ли не за ручку. Хотя наши девятиклассники уже выглядят внушительнее меня"... Кадриль "по-котчински", не так давно внесенная в перечень нематериальных культурных ценностей Беларуси, здесь танцуют и млад, и стар. Фактически семьями. Именно танцевальные движения в этой местности и есть то наследие, которое до сих пор передается от бабушек и дедушек, к мамам-папам, внукам и внучкам.

В общем, из поколения в поколение. И ярчайшее тому доказательство - сам танец.

- Сначала солирует основной состав: возраст его участников - от 29 до 48 лет, - объясняет последовательность в танце Ирина Шелестович. - На восьмой минуте вступают старшеклассники. А в сентябре я набрала группу маленьких деток - третий-пятый классы. Им настолько нравится, что, только завидев меня, бегут навстречу: "Ирина Николаевна, когда "кадрильку" танцевать пойдем?"

Вообще-то, осовремененную рекомендациями культурологов "котчинскую кадриль" нынче танцуют в двенадцать "колен", то есть в шесть пар. Участники ансамбля, бойко сплясав под вспышки фотоаппарата, расходятся. Начинается урок хореографии для корреспондента "СОЮЗа". Моя партнерша Ирина Шелестович успокаивает: местная особенность танца в том, что каждая пара по очереди повторяет движения предыдущей пары.

- Вы за Димой Ткаченко следите. Без него танцевать не можем даже мы. Он у нас самый настоящий солист. Лучше всех слышит музыку, обозначает движения, делает ногой - "оп" - и мы знаем, что пошла другая танцевальная фигура. Когда его нет, бывает, и путаемся: руки-ноги-голова, кто в лес, а кто по дрова. Ну и я вам подсказывать буду.

Аккомпаниатор Галина Шелестович откладывает в сторону баян и сама становится в круг. Ее задача - обучить азам танца еще одного новичка - начальника районного отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Сергея Дейкало. Привычная мелодия раздается уже из колонок... Поехали!

Поначалу тушуюсь. Ноги отказываются топать в такт, движения со стороны наверняка кажутся нелепыми. Это притом что культурологи гродненскую региональную особенность кадрили описали так: исполняется она, в отличие от темпераментной кадрили Витебщины и живой кадрили Гродненщины, сдержанно. Шаг - наиболее простой. Никаких перекатов с каблучка на ступню, шаркающего скользящего шага, бега с подскоками. Словно художники и их подмастерья, вместе с партнерами рисуем танцевальные фигуры. Сходимся и расходимся, кружим в парах, меняем партнеров, играем "в веревочку". Устраиваем небольшую запланированную танцем передышку, во время которой Дмитрий и Людмила Павловна танцуют польку.

- Ручки на пояс, смотрим красиво друг на друга! - слышу первую подсказку.

- Не забывай приветствовать своего партнера! - вслед за ней приходит вторая.

- Дмитрий, улыбайся! Еще три минуты!

Ага, попробуй тут улыбнись, когда дыхание сбилось, по лицу градом течет пот, а в голове - лишь мысли о том, что на первый раз, наверное, хватит. Опытные солисты снисходительно посматривают: вообще-то в классическом варианте котчинской кадрили двенадцать элементов. Это сейчас принято танцевать укороченную версию:

- Фитнес отдыхает! Девчонки к нам приходят: ой, я поправилась. Танцы быстро приведут в нужную форму. А вообще, все это нытье: посмотрите, какими дородными раньше были наши женщины. А танцевали не семь минут и даже не пятнадцать...

О том, как было, лучше всего расскажут видеозаписи, фотографии и газетные вырезки. Ирина и Галина Шелестовичи листают фотоальбом - альманах, в котором запечатлена история котчинской кадрили. Она гласит: впервые ее вспомнили 55 лет назад на крестинах дочери одного из местных жителей. Уже в 1969 году благодаря тогдашней заведующей местного клуба танец начал жить заново и был показан на фольклорном смотре. А в 1971 году описание кадрили было помещено в книге "Белорусские танцы".

- Кадриль в то время танцевали только в Котчино, а вот в Озерках, до которых рукой подать - нет. Почему? Уже, наверное, и не узнаешь... Возможно, люди хотели, чтобы этот танец был "изюминкой" только их деревни. А может, в Озерках того времени просто такого заводилы, как в Котчино, не нашлось, - вспоминает солистка Людмила Василевская.

Фотографии семидесятых и снимки современные - из разряда "найди десять отличий". Одно, впрочем, бросается в глаза сразу - костюмы. На сайте нематериального культурного наследия Беларуси их описанию посвящены отдельные две страницы текста. До деталей расписываются элементы, декор, цвета...

- Раньше они действительно были другими, - говорят участники ансамбля. - В тех, которые мы надели сегодня, выступаем всего второй раз. В Гродно нам говорили: костюмы должны быть самобытными, самоткаными. Только они дорогие. Пока таких денег ни у клуба, ни у районной культуры нет. Впрочем, надеемся, что и этот вопрос решится...

- Сколько людей сейчас смогли бы выйти и станцевать котчинскую кадриль? - спрашиваю напоследок.

- Местных вместе с теми, кто по стране разъехался, человек шестьдесят - семьдесят наберется, - отвечает Галина Шелестович. - У нас на селе это не только традиция, но и одно из немногих развлечений. Поэтому на кадриль идут с охотой. А кто придет - тот останется, в этом мы не сомневаемся.

И еще: 

В числе танцев, включенных в список нематериальных культурных ценностей Беларуси, помимо котчинской кадрили есть и споровская полька. Ее характерная особенность - ноги во время танца фактически не отрываются от пола.


Автор: Дмитрий Умпирович
Источник: RG


Просмотров 1923




Последние новости















 
 
Новости

DANCE SPACE - ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ
 

Конкурс выходного дня DANCE SPACE объявляет о начале приема заявок на 27-28 ноября 2021 года. Место проведения: Московская обл, Пушкинский р-он, ART-REZiDENЦИЯ - ПАНСИОНАТ "САЛЮТ".

Мастер-классы от членов жюри, проживание, сувениры, выбор дня для выступления.

XXV-й Кубок мира - праздник двойной!
 

Кубок мира - это всегда праздник танца, а с юбилеем - двойной! 30 октября 2021 года организатор Кубка мира заслуженный деятель искусств России, почетный вице-президент WDC, президент РТС Станислав Попов проводит свой традиционный турнир.

30 октября 2021

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА ХОРЕОГРАФАМ: АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО и ИМПРОВИЗАЦИЯ для ТАНЦОРОВ
 

ХОТИТЕ ЧТОБЫ ВАШИМ ТАНЦОРАМ ВЕРИЛИ? Ждем вас на семинар, который поможет сделать актером каждого, кто будет использовать полученные на нем знания.

15 – 16 октября

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ 300 000
 

Друзья!!! Грядет событие которое не оставит равнодушным никого в мире искусства!!! Впервые в России пройдет фестивальный спектакль! Мир творчества такого еще не видел. Мы отправляем это письмо именно Вам, так как по нашему мнению, Ваш коллектив сможет украсить наше мероприятие!

22 мая 2021 г.

ВСЕ ЗВЕЗДЫ российской tap-dance сцены – в одном красочном танцевальном шоу
 

24 апреля 2021 года, на сцене культурного центра "Вдохновение" пройдёт конкурсная шоу-программа "Звезды Степа 2021". В схватке за танцевальное превосходство сойдутся представители ведущих тэп-студий и школ России.

Звезды Степа 2021

ЧТОБЫ РАДОВАТЬ ОБИТАТЕЛЕЙ РАЯ
 

Ушел из жизни Заслуженный артист РФ, профессор РАТИ (ГИТИС), актер, всемирно известный мастер чечетки, автор книг и многих танцевальных проектов, педагог и артист от Бога, признанный талант - Владимир Иванович Кирсанов. Сегодня 20 марта 2021 года наш мир стал тише и беднее, его сердце остановилось.

Светлая памят

ЗОЛУШКА-ПАРИЖАНКА
 

В Киноцентре "Октябрь" смотрите балет "Золушка" в постановке Рудольфа Нуреева со сцены Парижской национальной оперы. После показа обсуждение с писателем, историком балета Ириной Дешковой и художественным руководителем балетной труппы МАМТ Лораном Илером.

Балетная "Золушка"

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА ХОРЕОГРАФАМ. РАБОТА С ДЕТЬМИ: творческий процесс от А до Я
 

Невероятная новость для тех, кто работает с детскими творческими и танцевальными коллективами. Методико-эстетический центр поддержки хореографии "Танцевальный клондайк" приглашает посетить семинар и поучиться у прекрасных спикеров.

9 – 10 апреля 2021

ТВОЙ ТАНЕЦ. ТВОЕ ПРОСТРАНСТВО
 

Долгожданная радость! После длительной изоляции конкурс DANCE SPACE выходит на танцевальный просторы. 17 апреля 2021 года Всероссийский фестиваль-конкурс детского танца DANCE SPACE приглашает всех желающих.

 
 
 
Публикации

Испанский хореограф Ольмо: в России всегда приятно работать
 

Директор Национального балета Испании рассказал о гастролях в России.

Ольмо признался, что труппе не просто дается

Танец: опыт понимания
 

Издательство "Бослен" совместно с издательством Европейского университета в Санкт-Петербурге выпустили книгу историка культуры Ирины Сироткиной "Танец: опыт понимания". Мы публикуем отрывок из неё.

Смотреть танец или спортивное соревнование еще интереснее

Душа в каждом движении
 

С чего начинаются занятия хореографией? Правда ли, что в танце нет простых движений? Почему в глубинке ценится творчество? Об этом рассказала бессменный руководитель коллектива Наталья Лошманова.

Я нисколько не разочарована в профессии

На фестивале Context представили необычный балет, в котором задействовали зрителей
 

Хореографический фестиваль Дианы Вишневой Context преподнес яркий подарок публике. Зрители, пришедшие на спектакль "Эго", неожиданно стали его участниками. И все это под аккомпанемент живой этнической музыки и дополненной реальности. Автор постановки известный танцовщик Нурбек Батулла таким образом предлагает отправиться в путешествие по внутреннему миру.

И уже непонятно, это театр или ночной клуб

"Когда танцуешь фламенко, как будто связываешься с Богом"
 

У искусства нет границ – в этом абсолютно убеждена Марина Яковлева, которая знакомит краснодарцев с культурой испанского народа.

Счастье тому, кто хоть раз видел, как танцует

Ставил спектакли с Малковичем: интервью с режиссером оперы "Дон Жуан" — гвоздя фестиваля Хворостовского
 

Михаэль Штурмингер — австрийский режиссер и сценарист. Занимается постановкой кинофильмов, оперных и драматических спектаклей. Его постановки шли на многих сценах Европы. В Красноярск приехал для постановки оперы "Дон Жуан".

Эта опера Моцарта больше ориентирована на самого человека

Танцы с огнем: секреты работы фаерщиков
 

Человек покорил огонь много тысяч лет назад. Сначала он догадался о его прикладной ценности: приготовить пищу, согреться зимой, напугать и уничтожить врага. Но со временем человек увидел в огне красоту и научился творить настоящие чудеса.

Огненные пои делаются из кевлара

Анна Тарасенко о том, как...
 

Анна Тарасенко о том, как пандемия изменила жизнь танцовщиков, а видео преобразили творческий процесс.

Мы можем давать классы не онлайн и не заниматься

"В современном балете стало больше спорта и меньше — души"
 

Спектакли должны быть понятными, иначе зритель не сочувствует происходящему на сцене, считает хореограф Наталия Касаткина.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео