На сайте всего: анкет коллективов 687; имен 787; новостей 1216; публикаций 1221; фоторепортажей 804; объявлений на форуме 1382; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
02/12PAS-DE-GRACE (падеграс) — история танца

Жизненный путь популярного по сей день русского бального танца "Падеграс" насчитывает уже больше века. В статье приведены сведения об авторе, и краткое описание основных ключевых вех в истории этого танца.

Рисунок исходного положения в паре из первого издания танца


В последнее десятилетие XIX в. Россию, как и всю Европу, охватила мода на новые социальные танцы. Кадрили, польки, мазурки и вальсы приелись публике, и требовалось что-то новое. На помощь пришли хореографы. Одним из них был Евгений Михайлович Иванов, в 1900 г. издавший несколько описаний танцев с нотами, в числе которых был и падеграс.

К сожалению, об авторе известно очень мало, все что у нас есть – сведения, напечатанные на первых изданиях его нотных тетрадей. Артист (солист) императорского театра, профессор Парижской академии, преподаватель в Императорской практической академии, Императорского коммерческого училища, 2 мужской гимназии, 11 мужской гимназии, Петропавловской мужской гимназии, гимназии им. Медведникова, реального училища Воскресенского. Так же Евгений Михайлович преподавал в женских гимназиях: Е. В. Винклер, О.А. Виноградской, В. Н. Фон Дервиз, Е.Н. Дюлу, Елизаветинской, Петропавловской, княгини Е. В. Енгалычевой, обучал слушательниц на курсах учительниц гимнастики и танцев при педагогических курсах.

Дом, в котором жил Е.М. Иванов в 1900 году

Известен адрес, по которому он проживал в Москве в 1900 году, и телефон: ул. Садовая-Каретная, д.2, Максимовой, второй дом от угла Малой Дмитровки (красный), кв.29, тел: 208-26. К 1903 г. автор изменил место жительства, о чем указывает в своих публикациях: Сухарева башня, Уланский пер., д. Кузнецова.

В этот период Е.М. Иванов давал балы в Российском Благородном Собрании в третий день Рождества и в четверг на Масленице, а так же в Охотничьем клубе на третий день Пасхи.

«Падеграс» подкупал своей простотой, законченностью и лаконичностью, однако (возможно, именно по причине своей простоты) танец не попал в большинство сборников того времени, и долгое время был доступен в сильно искаженном виде только в книге И.И. Иванова, однофамильца Евгения Михайловича, что породило путаницу. Однако эта же простота позволила танцу пережить революции и гражданскую войну. В 1937 г. танец входит в сборник, выпущенный методической группой танца отдела художественной самодеятельности Управления по делам искусства при Моссовете. Сборник был составлен «комиссией по редактированию бальных танцев Артистов ГАБТ», в составе А. М. Гаврилов, С.В. Чудинов, С.Я. Степанов. Возможно, именно это повлияло на то, что в 1939 году издательство «Музгиз» издает ряд брошюр с нотами и описаниями танцев, среди которых и «па де-грас», под музыку гавота Госсека. Характерной особенностью этой серии является отсутствие указаний на авторов танцев.

В 1950 году Управлением по делам искусств при совете министров СССР совместно со Всесоюзным Домом Творчества им. Крупской была проведена конференция по бальному танцу, на которой была сформулирована программа и разработана методика обучения общественным танцам. В список из 35 пунктов вошел и па де-грас. В этом же году печатается серия «Учись танцевать», в которой публикуется и этот танец, «восстановленный» Чудиновым, как указано на титульном листе. Интересно, что в самом сборнике последняя фигура танца заменена на «балансе-менуэт» с высокими руками, и быстрый поворот на 1 такт. Редактор, однако, обратил на это внимание, и в конце книжки приведен список исправления «опечаток», которые приводили танец к привычному виду (однако, на одной из картинок, прилагающихся к описанию, партнеры стоят в позиции «балансе-менуэт»).

После 1950 года описание танца регулярно печатается в периодических сборниках, книгах и методических пособиях, ему обучают в школах, пионерских лагерях и клубах. Положительным моментом явилась стандартизация, благодаря которой, танец до сих пор одинаково танцуют по всему пост-советскому пространству.

Музыка и исполнение танца.

Первое издание публикуется с нотами гавота Гербера, очевидно, именно эта мелодия послужила вдохновением для танца. В серии 1939 года в качестве музыкального сопровождения предлагается гавот Госсека, а в 1950-м году, в серии под редакцией Чудинова, вновь используется музыка Гербера. Все дальнейшие публикации используют произведения советских композиторов.

Схема танца, изложенная автором, очень проста. В методических руководствах СССР этим танцем рекомендовалось начинать обучение, в том числе — в школах и детских садах.

Исходное положение из описания 1950 года

Танец состоит из 8 тактов музыки в 4/4 и танцуется несколько быстрее чем шакон.
Исходное положение: Кавалер правой рукой берет левую руку дамы, становится рядом с ней. 1 такт: Кавалер и дама становятся в третью позицию, правая нога впереди. Раз — шаг в правую сторону с правой ноги. Два — приставляют левую ногу к правой (первоначальное положение). Три — снова делают шаг правой ногой вправо (отталкиваясь левой). Четыре — поднимают левую ногу впереди правой.
2 такт: Повторяют то же самое с левой ноги и в левую сторону.
3 и 4 такты: Те же шаги, но движение вперед.
5 и 6-й такты: Танцующие поворачиваются лицом друг к другу и выполняют движения первого такта, причем в 5-м такте идут в правые стороны, а в 6-м в левые, возвращаясь на прежние места.
7-й и 8-й такты: Кавалер и дама, подавая правые руки друг другу, совершают полный круг, исполняя движения третьего и четвертого такта. Затем кавалер берет правой рукой левую руку дамы и танец начинается сначала.
На протяжении всей истории «падеграса» его простота и лаконичность не давали покоя хореографам, и если общая схема была неизменной, то позиция партнеров в паре, положение рук и шаги незначительно менялись, чтобы выглядеть более «красиво»:

1. В серии «парные танцы», 1939 г. были добавлены «променадные руки» — партнеры берутся правыми руками, и левыми поверх них, добавляется маленькое плие во втором шаге каждого такта.

2. В серии «Учись танцевать» 1950 г. кавалер снова держит даму правой рукой, однако руки опущены (в отличии от w-образного положения у Е.М.Иванова).

3. В книге Л. Богатковой «Танцы», 1953 г., в последней фигуре появляются высокие, выше головы, руки.

4. М.В. Васильева-Рождественская, в книге «Историко-бытовой танец», 1963 г. добавляет повороты головы в каждом такте.

5. Р.Л. Череховская, в 1973 г. к поворотам головы и плие добавляет и повороты корпуса, положение рук аналогично версии Л. Богатковой.

6. Последним «народным» нововведением стала добавленная в конце 1990-х г. прогрессия в последнем такте, сделавшая танец переходным.

7. В современной традиции можно встретить самые различные формы падеграса. Добавляются движения руками, виляние бедрами, исполнение под очень быструю музыку и т.п. Некоторые хореографы при этом изменяют название танца, чтобы акцентировать измененную схему от классического падеграса. Наиболее популярны вариации "па де верон" и "па де шрек", авторства Анастасии Базаровой.



Положение рук в последней фигуре по книге Богатковой


Падеграс, па-де-грас, па-де-грасс, или па де грас?

Е.М. Иванов назвал свой танец Pas-de-grâce. В тетради с его описанием это название встречается в таком написании (латинскими буквами, между словами тире, знак «а» с циркумфлексом). Авторы танцевальных сборников того времени оставили нам свои собственные варианты транскрипции (орфография сохранена):
«Па-де-грассъ» - Отто, Полный практический самоучитель бальных танцев, 1902г., стр. 146
«Pas de grâce (Па де грасъ)» - Н.П. Петров, Опыты методики обучения танцам, 1903г., стр.204
«Падеграсъ» - И.И. Иванов, Новейший самоучитель бальных танцев, 1908г., стр.43

В советских учебниках название танца писалось по-разному. Ниже перечислены все обнаруженные варианты с указанием источников:
«Па де-грас» - серия «Парные танцы», 1939
«па де-грас», «па-де-грас» и «па де-грасс» - серия «Учись танцевать», 1950
«па-де-грас» - Богаткова, Танцы, 1953
«па де грас» - Резникова, Бальный танец, 1953
«падеграс» - Школьников, Шкрабов, Приглашаем танцевать, 1960

Эта путаница с одной стороны затрудняет поиск информации по танцу, с другой – порождает споры о правильности написания. В данном обзоре я старался использовать те названия, которые указаны в упоминаемых сборниках.


Автор: Стратилатов Борис


Просмотров 11029




Последние новости















 
 
Новости

DANCE SPACE - ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ
 

Конкурс выходного дня DANCE SPACE объявляет о начале приема заявок на 27-28 ноября 2021 года. Место проведения: Московская обл, Пушкинский р-он, ART-REZiDENЦИЯ - ПАНСИОНАТ "САЛЮТ".

Мастер-классы от членов жюри, проживание, сувениры, выбор дня для выступления.

XXV-й Кубок мира - праздник двойной!
 

Кубок мира - это всегда праздник танца, а с юбилеем - двойной! 30 октября 2021 года организатор Кубка мира заслуженный деятель искусств России, почетный вице-президент WDC, президент РТС Станислав Попов проводит свой традиционный турнир.

30 октября 2021

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА ХОРЕОГРАФАМ: АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО и ИМПРОВИЗАЦИЯ для ТАНЦОРОВ
 

ХОТИТЕ ЧТОБЫ ВАШИМ ТАНЦОРАМ ВЕРИЛИ? Ждем вас на семинар, который поможет сделать актером каждого, кто будет использовать полученные на нем знания.

15 – 16 октября

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ 300 000
 

Друзья!!! Грядет событие которое не оставит равнодушным никого в мире искусства!!! Впервые в России пройдет фестивальный спектакль! Мир творчества такого еще не видел. Мы отправляем это письмо именно Вам, так как по нашему мнению, Ваш коллектив сможет украсить наше мероприятие!

22 мая 2021 г.

ВСЕ ЗВЕЗДЫ российской tap-dance сцены – в одном красочном танцевальном шоу
 

24 апреля 2021 года, на сцене культурного центра "Вдохновение" пройдёт конкурсная шоу-программа "Звезды Степа 2021". В схватке за танцевальное превосходство сойдутся представители ведущих тэп-студий и школ России.

Звезды Степа 2021

ЧТОБЫ РАДОВАТЬ ОБИТАТЕЛЕЙ РАЯ
 

Ушел из жизни Заслуженный артист РФ, профессор РАТИ (ГИТИС), актер, всемирно известный мастер чечетки, автор книг и многих танцевальных проектов, педагог и артист от Бога, признанный талант - Владимир Иванович Кирсанов. Сегодня 20 марта 2021 года наш мир стал тише и беднее, его сердце остановилось.

Светлая памят

ЗОЛУШКА-ПАРИЖАНКА
 

В Киноцентре "Октябрь" смотрите балет "Золушка" в постановке Рудольфа Нуреева со сцены Парижской национальной оперы. После показа обсуждение с писателем, историком балета Ириной Дешковой и художественным руководителем балетной труппы МАМТ Лораном Илером.

Балетная "Золушка"

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА ХОРЕОГРАФАМ. РАБОТА С ДЕТЬМИ: творческий процесс от А до Я
 

Невероятная новость для тех, кто работает с детскими творческими и танцевальными коллективами. Методико-эстетический центр поддержки хореографии "Танцевальный клондайк" приглашает посетить семинар и поучиться у прекрасных спикеров.

9 – 10 апреля 2021

ТВОЙ ТАНЕЦ. ТВОЕ ПРОСТРАНСТВО
 

Долгожданная радость! После длительной изоляции конкурс DANCE SPACE выходит на танцевальный просторы. 17 апреля 2021 года Всероссийский фестиваль-конкурс детского танца DANCE SPACE приглашает всех желающих.

 
 
 
Публикации

Испанский хореограф Ольмо: в России всегда приятно работать
 

Директор Национального балета Испании рассказал о гастролях в России.

Ольмо признался, что труппе не просто дается

Танец: опыт понимания
 

Издательство "Бослен" совместно с издательством Европейского университета в Санкт-Петербурге выпустили книгу историка культуры Ирины Сироткиной "Танец: опыт понимания". Мы публикуем отрывок из неё.

Смотреть танец или спортивное соревнование еще интереснее

Душа в каждом движении
 

С чего начинаются занятия хореографией? Правда ли, что в танце нет простых движений? Почему в глубинке ценится творчество? Об этом рассказала бессменный руководитель коллектива Наталья Лошманова.

Я нисколько не разочарована в профессии

На фестивале Context представили необычный балет, в котором задействовали зрителей
 

Хореографический фестиваль Дианы Вишневой Context преподнес яркий подарок публике. Зрители, пришедшие на спектакль "Эго", неожиданно стали его участниками. И все это под аккомпанемент живой этнической музыки и дополненной реальности. Автор постановки известный танцовщик Нурбек Батулла таким образом предлагает отправиться в путешествие по внутреннему миру.

И уже непонятно, это театр или ночной клуб

"Когда танцуешь фламенко, как будто связываешься с Богом"
 

У искусства нет границ – в этом абсолютно убеждена Марина Яковлева, которая знакомит краснодарцев с культурой испанского народа.

Счастье тому, кто хоть раз видел, как танцует

Ставил спектакли с Малковичем: интервью с режиссером оперы "Дон Жуан" — гвоздя фестиваля Хворостовского
 

Михаэль Штурмингер — австрийский режиссер и сценарист. Занимается постановкой кинофильмов, оперных и драматических спектаклей. Его постановки шли на многих сценах Европы. В Красноярск приехал для постановки оперы "Дон Жуан".

Эта опера Моцарта больше ориентирована на самого человека

Танцы с огнем: секреты работы фаерщиков
 

Человек покорил огонь много тысяч лет назад. Сначала он догадался о его прикладной ценности: приготовить пищу, согреться зимой, напугать и уничтожить врага. Но со временем человек увидел в огне красоту и научился творить настоящие чудеса.

Огненные пои делаются из кевлара

Анна Тарасенко о том, как...
 

Анна Тарасенко о том, как пандемия изменила жизнь танцовщиков, а видео преобразили творческий процесс.

Мы можем давать классы не онлайн и не заниматься

"В современном балете стало больше спорта и меньше — души"
 

Спектакли должны быть понятными, иначе зритель не сочувствует происходящему на сцене, считает хореограф Наталия Касаткина.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео