На сайте всего: анкет коллективов 687; имен 787; новостей 1216; публикаций 1221; фоторепортажей 804; объявлений на форуме 1382; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
09/12Вишнева в трех измерениях

Фестиваль Дианы Вишневой «Context» прокатился по трем площадкам Москвы —Электротеатр, Гоголь-центр, театр им. Моссовета — и поговорил о прошлом, настоящем и будущем танца.

Будущее: молодые хореографы

В жюри – голландский классик Ханс ван Манен, самый яркий из сегодняшних российских хореографов Вячеслав Самодуров и сама Диана Вишнева. На сцене – шесть работ, поставленных молодыми авторами специально для этого конкурса. Заявок, говорят, было полсотни – отбирала финалистов Анастасия Яценко, ныне репетитор Большого, в прошлом – одна из очень немногих его танцовщиц, с увлечением занимавшихся неклассической хореографией. Хореографы представляют маленькие спектакли; жюри выбирает лучшего – он получит приз, стажировку во Франции у хореографа Каролин Карлсон. На дистанции всем примерно лет по тридцать. И никто не зафиксирует ничьей. 

Самая архаическая работа — у москвички Екатерины Лещенко. Она пересказывает в танце «Станционного смотрителя»: спящий на лавке мужик, рыдающая натуральными слезами девушка, и бегающие по сцене еще три девчонки – помладше, еще помладше и совсем кроха. Наш народ догадывается, что это воспоминания станционного смотрителя о счастливых годах, когда дочь была ребенком; не знакомые с сюжетом иностранцы начинают нервно оглядываться, когда мужик обнимает самую мелкую из девиц. Никаких поисков лексики; такую работу можно было бы увидеть на выпускных в ГИТИСе где-нибудь в году 65-м; ну, за исключением музыки Владимира Мартынова.

Работа победителя – «Забытые приношения» Константина Семенова. Понятно, почему жюри выбрало именно его: из всех представленных сочинений оно наиболее «балетное» и наиболее музыкальное – без кавычек. Танцовщик московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко взял раннюю работу Оливье Мессиана, которую сам композитор определял как «медитацию для оркестра», и сочинил композицию для пяти танцовщиков, в которой пластика напоминала об усвоенных уроках Иржи Килиана и Мориса Бежара. Коллеги Семенова из Большого театра, привлеченные им к работе, вполне убедительно изображали религиозный экстаз и духовные поиски; Мессиан использовался с пониманием того, что это за музыка. Грамотно, но не слишком увлекательно. Удачи на стажировке.

Самая запоминающаяся же работа – «Танец пены морской» петербурженки Елизаветы Некрасовой, выпускницы магистерской программы Академии русского балета (первое образование – высшая математика, Университет информационных технологий, механики и оптики). Пена морская – то, во что, как известно, превратилась андерсеновская Русалочка; это спектакль о ней. О ней – уже ушедшей; все уже произошло, у пены – смутные воспоминания с краткими «болевыми точками».

Первая же сцена бьет зрителя под дых: никаких балетных сентиментальностей, ничего «изящного». Ухоженная девушка стоит в двух шагах от зрителей и разделывает рыбу — настоящую, не бутафорскую. И не мороженую, а кажущуюся еще живой. Резиновые перчатки, деловито работающий нож. Очевидно, что девушка — та, кому достался Принц после всей этой истории с Русалочкой. (Герой, меж тем, на заднем плане наливает себе бокал – опохмеляется, что ли, после свадьбы шампанским?) И вот эта деловитость – очевидный знак того, как Принцесса обошлась с Русалочкой и со сказкой: глупости все это, надо готовить жизнь и готовить ужин.

"СССР начал строить новую империю — и для империи был нужен классический балет, а некоторые последовательницы Дункан оказались в лагерях".

А дальше спектакль рассыпается на краткие рваные куски, где отсутствие ног у Русалочки проговорено слишком прямолинейно (танцовщица мучительно ползет на животе, ноги подняты вверх), где в движениях смута, где не слишком четко просматривается сюжет – но раздражать это может только того зрителя, который забыл название спектакля. У пены уже не осталось связной памяти; какие-то моменты понятны ей самой, какие-то совсем рассыпались; зато ощущение мучительности движения еще осталось (память о сильной физической боли) – и пластика, придуманная для выражения этой боли, работает на все сто процентов. Одноактовка Елизаветы Некрасовой, безусловно, не идеальна, но имя этого хореографа стоит запомнить и следить, где она появится в будущем. (Может быть, в той же танцкомпании «Например», чьи артисты – Полина Тябут, Андрей Кенцис, Дарья Васина – танцевали эту историю?)

Прошлое: Марта Грэм

Фестиваль «Context» устроил первую московскую гастроль труппы Марты Грэм; их дебют в России состоялся всего несколькими днями раньше – в Петербурге на фестивале «Дягилев. P.S.». Первая эта гастроль – отметим – произошла через девяносто лет после того, как Марта Грэм начала сочинять танцы. Американским модернисткам и модернистам вообще не везло в нашей стране: вся история танца модерн прошла мимо СССР. Россия жила классикой; на сломе эпох двери чуть приоткрылись, в них впрыгнула Айседора Дункан – и они тут же захлопнулись. СССР начал строить новую империю — и для империи был нужен классический балет, а некоторые последовательницы Дункан оказались в лагерях. Дальше в Америке модерн расцветал, совершенствовался, закаменевал, после войны превратился почти в музей, возникло новое бунтующее поколение contemporary, - а у нас даже на гастроли никто не приезжал, не то чтобы театры брали что-то в репертуар. Поэтому во многих хореографических училищах до сих пор официально называют «модерном» все, что не укладывается в стереотип классического балета – все в диапазоне от Баланчина до контактной импровизации. Меж тем модерн – вот он, чистейшая его представительница наконец в Москве. Не сама, конечно же – ей был бы 121 год, она умерла в 96, но труппа, что хранит ее наследие.

 

И все можно рассмотреть как на ладони: фантастическую экспрессию фиксированных поз (замереть – дать публике разглядеть человека как скульптуру – двинуться дальше), обращение к Древней Греции как к идеалу танца — на деле, понятно, никто не знает точно, как там танцевали в Элладе, но американским модернисткам представлялось, что так; они простраивали историю свободного танца от тех же древних греков, что и отцы-основатели США – историю и правовые основы государства. И те же представления о правильном строении труппы (и общества): в Martha Graham dance company танцовщики так разнятся меж собой, что из них никак не создашь унифицированную толпу. Народ со всех концов света – киевлянка и уроженка Тайпея, гречанка, бельгийка и француженка; парни из Великобритании и Кот д’Ивуара. Разная подготовка – от парижской консерватории и бежаровской «Рудры» до упражнений в хип-хопе. Это «разбивает взгляд», что было бы страшным недостатком для классического кордебалета, но работает на концепцию свободного танца. Который есть часть общей истории, утверждает эта гастроль. И «Хроники» 1936 года, которые Грэм создала как спектакль-предчувствие большой войны, и «Весна священная» 1984 года, которой она будто передавала привет началу ХХ века и началу своей карьеры, впервые привезенные в Москву – именно жест восстановления целостности истории искусства.

Сегодня: Диана Вишнева

 

Основательница и идеолог фестиваля за пять дней появилась лишь в одном маленьком балете (зато повторив его дважды, на открытии и на закрытии феста). Одноактовка Ханса ван Манена «Live», сотворенная им тридцать с лишним лет назад, стала одним из первых в Европе опытов скрещивания танца с видео. В этой одноактовке три действующих лица: балерина, танцовщик (Артур Шестериков, премьер Национального балета Нидерландов) и безымянный видеооператор. На заднике – то, что этот оператор снимает в данную секунду. Балерина медленно движется на сцене; вокруг нее описывает круги человек с камерой, обращая наше внимание то на изгиб кисти, то на выточенную стопу Вишневой.

"В финале балерина в фойе выходит на улицу и удаляется от театра; и самые дотошные зрители после спектакля начинают искать на заснеженной тротуарной плитке характерные следы пуантов".

Из кулисы выходит, спускается в зал и уходит в фойе танцовщик; балерина следует за ним, оператор ее сопровождает. Вся дальнейшая напряженная история – дуэт, в котором есть очевидная провокация, очевидное сопротивление, очевидный конфликт (доходящий до пощечины, что героиня собирается залепить партнеру – но рука перехвачена) мы видим лишь «в кино». Правда или неправда? Вот что они там сейчас в фойе делают, пока мы тут сидим – он правда швыряет ее к стенке, жестко прижимая руки, или все это давно снято на видео, а они сидят где-нибудь в креслах и мирно болтают? Игра с достоверностью театра, легкая насмешка над зрителем, что непременно хочет знать подробности закулисья, - вот что такое «Live». В финале балерина в фойе выходит на улицу и удаляется от театра; и самые дотошные зрители после спектакля начинают искать на заснеженной тротуарной плитке характерные следы пуантов.

След «Контекста» безусловно останется – в биографии молодых хореографов, в истории искусства, в биографии Дианы Вишневой и в биографии зрителей, что больше узнают о танце. Следующий «Context» - через год.


Автор: Анна Гордеева
Источник: Театралл


Просмотров 2057




Последние новости















 
 
Новости

DANCE SPACE - ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ
 

Конкурс выходного дня DANCE SPACE объявляет о начале приема заявок на 27-28 ноября 2021 года. Место проведения: Московская обл, Пушкинский р-он, ART-REZiDENЦИЯ - ПАНСИОНАТ "САЛЮТ".

Мастер-классы от членов жюри, проживание, сувениры, выбор дня для выступления.

XXV-й Кубок мира - праздник двойной!
 

Кубок мира - это всегда праздник танца, а с юбилеем - двойной! 30 октября 2021 года организатор Кубка мира заслуженный деятель искусств России, почетный вице-президент WDC, президент РТС Станислав Попов проводит свой традиционный турнир.

30 октября 2021

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА ХОРЕОГРАФАМ: АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО и ИМПРОВИЗАЦИЯ для ТАНЦОРОВ
 

ХОТИТЕ ЧТОБЫ ВАШИМ ТАНЦОРАМ ВЕРИЛИ? Ждем вас на семинар, который поможет сделать актером каждого, кто будет использовать полученные на нем знания.

15 – 16 октября

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ 300 000
 

Друзья!!! Грядет событие которое не оставит равнодушным никого в мире искусства!!! Впервые в России пройдет фестивальный спектакль! Мир творчества такого еще не видел. Мы отправляем это письмо именно Вам, так как по нашему мнению, Ваш коллектив сможет украсить наше мероприятие!

22 мая 2021 г.

ВСЕ ЗВЕЗДЫ российской tap-dance сцены – в одном красочном танцевальном шоу
 

24 апреля 2021 года, на сцене культурного центра "Вдохновение" пройдёт конкурсная шоу-программа "Звезды Степа 2021". В схватке за танцевальное превосходство сойдутся представители ведущих тэп-студий и школ России.

Звезды Степа 2021

ЧТОБЫ РАДОВАТЬ ОБИТАТЕЛЕЙ РАЯ
 

Ушел из жизни Заслуженный артист РФ, профессор РАТИ (ГИТИС), актер, всемирно известный мастер чечетки, автор книг и многих танцевальных проектов, педагог и артист от Бога, признанный талант - Владимир Иванович Кирсанов. Сегодня 20 марта 2021 года наш мир стал тише и беднее, его сердце остановилось.

Светлая памят

ЗОЛУШКА-ПАРИЖАНКА
 

В Киноцентре "Октябрь" смотрите балет "Золушка" в постановке Рудольфа Нуреева со сцены Парижской национальной оперы. После показа обсуждение с писателем, историком балета Ириной Дешковой и художественным руководителем балетной труппы МАМТ Лораном Илером.

Балетная "Золушка"

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА ХОРЕОГРАФАМ. РАБОТА С ДЕТЬМИ: творческий процесс от А до Я
 

Невероятная новость для тех, кто работает с детскими творческими и танцевальными коллективами. Методико-эстетический центр поддержки хореографии "Танцевальный клондайк" приглашает посетить семинар и поучиться у прекрасных спикеров.

9 – 10 апреля 2021

ТВОЙ ТАНЕЦ. ТВОЕ ПРОСТРАНСТВО
 

Долгожданная радость! После длительной изоляции конкурс DANCE SPACE выходит на танцевальный просторы. 17 апреля 2021 года Всероссийский фестиваль-конкурс детского танца DANCE SPACE приглашает всех желающих.

 
 
 
Публикации

Испанский хореограф Ольмо: в России всегда приятно работать
 

Директор Национального балета Испании рассказал о гастролях в России.

Ольмо признался, что труппе не просто дается

Танец: опыт понимания
 

Издательство "Бослен" совместно с издательством Европейского университета в Санкт-Петербурге выпустили книгу историка культуры Ирины Сироткиной "Танец: опыт понимания". Мы публикуем отрывок из неё.

Смотреть танец или спортивное соревнование еще интереснее

Душа в каждом движении
 

С чего начинаются занятия хореографией? Правда ли, что в танце нет простых движений? Почему в глубинке ценится творчество? Об этом рассказала бессменный руководитель коллектива Наталья Лошманова.

Я нисколько не разочарована в профессии

На фестивале Context представили необычный балет, в котором задействовали зрителей
 

Хореографический фестиваль Дианы Вишневой Context преподнес яркий подарок публике. Зрители, пришедшие на спектакль "Эго", неожиданно стали его участниками. И все это под аккомпанемент живой этнической музыки и дополненной реальности. Автор постановки известный танцовщик Нурбек Батулла таким образом предлагает отправиться в путешествие по внутреннему миру.

И уже непонятно, это театр или ночной клуб

"Когда танцуешь фламенко, как будто связываешься с Богом"
 

У искусства нет границ – в этом абсолютно убеждена Марина Яковлева, которая знакомит краснодарцев с культурой испанского народа.

Счастье тому, кто хоть раз видел, как танцует

Ставил спектакли с Малковичем: интервью с режиссером оперы "Дон Жуан" — гвоздя фестиваля Хворостовского
 

Михаэль Штурмингер — австрийский режиссер и сценарист. Занимается постановкой кинофильмов, оперных и драматических спектаклей. Его постановки шли на многих сценах Европы. В Красноярск приехал для постановки оперы "Дон Жуан".

Эта опера Моцарта больше ориентирована на самого человека

Танцы с огнем: секреты работы фаерщиков
 

Человек покорил огонь много тысяч лет назад. Сначала он догадался о его прикладной ценности: приготовить пищу, согреться зимой, напугать и уничтожить врага. Но со временем человек увидел в огне красоту и научился творить настоящие чудеса.

Огненные пои делаются из кевлара

Анна Тарасенко о том, как...
 

Анна Тарасенко о том, как пандемия изменила жизнь танцовщиков, а видео преобразили творческий процесс.

Мы можем давать классы не онлайн и не заниматься

"В современном балете стало больше спорта и меньше — души"
 

Спектакли должны быть понятными, иначе зритель не сочувствует происходящему на сцене, считает хореограф Наталия Касаткина.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео