На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 2992; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
09/12Вишнева в трех измерениях

Фестиваль Дианы Вишневой «Context» прокатился по трем площадкам Москвы —Электротеатр, Гоголь-центр, театр им. Моссовета — и поговорил о прошлом, настоящем и будущем танца.

Будущее: молодые хореографы

В жюри – голландский классик Ханс ван Манен, самый яркий из сегодняшних российских хореографов Вячеслав Самодуров и сама Диана Вишнева. На сцене – шесть работ, поставленных молодыми авторами специально для этого конкурса. Заявок, говорят, было полсотни – отбирала финалистов Анастасия Яценко, ныне репетитор Большого, в прошлом – одна из очень немногих его танцовщиц, с увлечением занимавшихся неклассической хореографией. Хореографы представляют маленькие спектакли; жюри выбирает лучшего – он получит приз, стажировку во Франции у хореографа Каролин Карлсон. На дистанции всем примерно лет по тридцать. И никто не зафиксирует ничьей. 

Самая архаическая работа — у москвички Екатерины Лещенко. Она пересказывает в танце «Станционного смотрителя»: спящий на лавке мужик, рыдающая натуральными слезами девушка, и бегающие по сцене еще три девчонки – помладше, еще помладше и совсем кроха. Наш народ догадывается, что это воспоминания станционного смотрителя о счастливых годах, когда дочь была ребенком; не знакомые с сюжетом иностранцы начинают нервно оглядываться, когда мужик обнимает самую мелкую из девиц. Никаких поисков лексики; такую работу можно было бы увидеть на выпускных в ГИТИСе где-нибудь в году 65-м; ну, за исключением музыки Владимира Мартынова.

Работа победителя – «Забытые приношения» Константина Семенова. Понятно, почему жюри выбрало именно его: из всех представленных сочинений оно наиболее «балетное» и наиболее музыкальное – без кавычек. Танцовщик московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко взял раннюю работу Оливье Мессиана, которую сам композитор определял как «медитацию для оркестра», и сочинил композицию для пяти танцовщиков, в которой пластика напоминала об усвоенных уроках Иржи Килиана и Мориса Бежара. Коллеги Семенова из Большого театра, привлеченные им к работе, вполне убедительно изображали религиозный экстаз и духовные поиски; Мессиан использовался с пониманием того, что это за музыка. Грамотно, но не слишком увлекательно. Удачи на стажировке.

Самая запоминающаяся же работа – «Танец пены морской» петербурженки Елизаветы Некрасовой, выпускницы магистерской программы Академии русского балета (первое образование – высшая математика, Университет информационных технологий, механики и оптики). Пена морская – то, во что, как известно, превратилась андерсеновская Русалочка; это спектакль о ней. О ней – уже ушедшей; все уже произошло, у пены – смутные воспоминания с краткими «болевыми точками».

Первая же сцена бьет зрителя под дых: никаких балетных сентиментальностей, ничего «изящного». Ухоженная девушка стоит в двух шагах от зрителей и разделывает рыбу — настоящую, не бутафорскую. И не мороженую, а кажущуюся еще живой. Резиновые перчатки, деловито работающий нож. Очевидно, что девушка — та, кому достался Принц после всей этой истории с Русалочкой. (Герой, меж тем, на заднем плане наливает себе бокал – опохмеляется, что ли, после свадьбы шампанским?) И вот эта деловитость – очевидный знак того, как Принцесса обошлась с Русалочкой и со сказкой: глупости все это, надо готовить жизнь и готовить ужин.

"СССР начал строить новую империю — и для империи был нужен классический балет, а некоторые последовательницы Дункан оказались в лагерях".

А дальше спектакль рассыпается на краткие рваные куски, где отсутствие ног у Русалочки проговорено слишком прямолинейно (танцовщица мучительно ползет на животе, ноги подняты вверх), где в движениях смута, где не слишком четко просматривается сюжет – но раздражать это может только того зрителя, который забыл название спектакля. У пены уже не осталось связной памяти; какие-то моменты понятны ей самой, какие-то совсем рассыпались; зато ощущение мучительности движения еще осталось (память о сильной физической боли) – и пластика, придуманная для выражения этой боли, работает на все сто процентов. Одноактовка Елизаветы Некрасовой, безусловно, не идеальна, но имя этого хореографа стоит запомнить и следить, где она появится в будущем. (Может быть, в той же танцкомпании «Например», чьи артисты – Полина Тябут, Андрей Кенцис, Дарья Васина – танцевали эту историю?)

Прошлое: Марта Грэм

Фестиваль «Context» устроил первую московскую гастроль труппы Марты Грэм; их дебют в России состоялся всего несколькими днями раньше – в Петербурге на фестивале «Дягилев. P.S.». Первая эта гастроль – отметим – произошла через девяносто лет после того, как Марта Грэм начала сочинять танцы. Американским модернисткам и модернистам вообще не везло в нашей стране: вся история танца модерн прошла мимо СССР. Россия жила классикой; на сломе эпох двери чуть приоткрылись, в них впрыгнула Айседора Дункан – и они тут же захлопнулись. СССР начал строить новую империю — и для империи был нужен классический балет, а некоторые последовательницы Дункан оказались в лагерях. Дальше в Америке модерн расцветал, совершенствовался, закаменевал, после войны превратился почти в музей, возникло новое бунтующее поколение contemporary, - а у нас даже на гастроли никто не приезжал, не то чтобы театры брали что-то в репертуар. Поэтому во многих хореографических училищах до сих пор официально называют «модерном» все, что не укладывается в стереотип классического балета – все в диапазоне от Баланчина до контактной импровизации. Меж тем модерн – вот он, чистейшая его представительница наконец в Москве. Не сама, конечно же – ей был бы 121 год, она умерла в 96, но труппа, что хранит ее наследие.

 

И все можно рассмотреть как на ладони: фантастическую экспрессию фиксированных поз (замереть – дать публике разглядеть человека как скульптуру – двинуться дальше), обращение к Древней Греции как к идеалу танца — на деле, понятно, никто не знает точно, как там танцевали в Элладе, но американским модернисткам представлялось, что так; они простраивали историю свободного танца от тех же древних греков, что и отцы-основатели США – историю и правовые основы государства. И те же представления о правильном строении труппы (и общества): в Martha Graham dance company танцовщики так разнятся меж собой, что из них никак не создашь унифицированную толпу. Народ со всех концов света – киевлянка и уроженка Тайпея, гречанка, бельгийка и француженка; парни из Великобритании и Кот д’Ивуара. Разная подготовка – от парижской консерватории и бежаровской «Рудры» до упражнений в хип-хопе. Это «разбивает взгляд», что было бы страшным недостатком для классического кордебалета, но работает на концепцию свободного танца. Который есть часть общей истории, утверждает эта гастроль. И «Хроники» 1936 года, которые Грэм создала как спектакль-предчувствие большой войны, и «Весна священная» 1984 года, которой она будто передавала привет началу ХХ века и началу своей карьеры, впервые привезенные в Москву – именно жест восстановления целостности истории искусства.

Сегодня: Диана Вишнева

 

Основательница и идеолог фестиваля за пять дней появилась лишь в одном маленьком балете (зато повторив его дважды, на открытии и на закрытии феста). Одноактовка Ханса ван Манена «Live», сотворенная им тридцать с лишним лет назад, стала одним из первых в Европе опытов скрещивания танца с видео. В этой одноактовке три действующих лица: балерина, танцовщик (Артур Шестериков, премьер Национального балета Нидерландов) и безымянный видеооператор. На заднике – то, что этот оператор снимает в данную секунду. Балерина медленно движется на сцене; вокруг нее описывает круги человек с камерой, обращая наше внимание то на изгиб кисти, то на выточенную стопу Вишневой.

"В финале балерина в фойе выходит на улицу и удаляется от театра; и самые дотошные зрители после спектакля начинают искать на заснеженной тротуарной плитке характерные следы пуантов".

Из кулисы выходит, спускается в зал и уходит в фойе танцовщик; балерина следует за ним, оператор ее сопровождает. Вся дальнейшая напряженная история – дуэт, в котором есть очевидная провокация, очевидное сопротивление, очевидный конфликт (доходящий до пощечины, что героиня собирается залепить партнеру – но рука перехвачена) мы видим лишь «в кино». Правда или неправда? Вот что они там сейчас в фойе делают, пока мы тут сидим – он правда швыряет ее к стенке, жестко прижимая руки, или все это давно снято на видео, а они сидят где-нибудь в креслах и мирно болтают? Игра с достоверностью театра, легкая насмешка над зрителем, что непременно хочет знать подробности закулисья, - вот что такое «Live». В финале балерина в фойе выходит на улицу и удаляется от театра; и самые дотошные зрители после спектакля начинают искать на заснеженной тротуарной плитке характерные следы пуантов.

След «Контекста» безусловно останется – в биографии молодых хореографов, в истории искусства, в биографии Дианы Вишневой и в биографии зрителей, что больше узнают о танце. Следующий «Context» - через год.


Автор: Анна Гордеева
Источник: Театралл


Просмотров 2696




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео