Над новым спектаклем Мурманского областного драматического театра работает балетмейстер из Москвы Вера Лесничая. В последней премьере 77-го театрального сезона - спектакле «Игроки» по пьесе Николая Гоголя - будет много пластики, движения и танцев. Поэтому на репетициях и актерам, и балетмейстеру приходится выкладываться по полной: вновь и вновь повторять непростые па, оттачивать жесты.
- Я видела много «Игроков», но должна сказать - таких, какими их увидит Мурманск, еще не было, - сказала Вера Владимировна. - Спектакль обещает быть очень интересным, он весь насыщен хореографией. Режиссер-постановщик мурманских «Игроков» Людмила Исмайлова - талантливый мастер, так что, думаю, зрителей ждет настоящий театральный праздник. Ну а моя задача - помочь артистам найти способ существования на сцене именно за счет пластики, помочь им выразить себя в движении.
С театром Вера Лесничая связана давно, еще совсем молодой она начала как хореограф сотрудничать с Орловским государственным академическим театром драмы им. Тургенева. В послужном списке - театры Уфы, Казани, Москвы. Одна из последних работ, о которой вспоминает с удовольствием, - спектакль «Неугомонный дух», поставленный актером и режиссером Александром Стриженовым, действительно яркое и искрометное действо.
За долгие годы работать пришлось с большим числом как российских, так и зарубежных режиссеров, ставивших спектакли в нашей стране, - из Великобритании, Испании, США.
- По опыту могу сказать - так, как относятся к театру в России, больше не относятся ни в одной стране мира, - говорит Вера Лесничая. - Лучше наших режиссеров нет. Да и актеры наши - люди особые, способные очень многое дать режиссеру.
Но поначалу профессия Веры Владимировны была связана совсем не с театром, а со спортом: в течение долгих лет она работала главным хореографом сборной страны по спортивной акробатике. Как сама признается, работа нравилась, наши спортсмены без наград не оставались. Однако ей не хватало творчества, хотелось большего артистизма, которого зачастую спортсменам недоставало.
Она довольно долго пыталась совмещать и спорт, и сцену, что, конечно, было непросто. Муж - известный актер Виктор Супрун, которого публика помнит по множеству фильмов, сериалов - например, «Ликвидации», ругался - сколько можно рвать себя на части.
- В какой-то момент мы уехали в Москву, и я случайно оказалась на «Мосфильме», - вспоминает Вера Владимировна. - Там увидел меня известный режиссер Александр Митта, поинтересовался, не актриса ли я. Я ответила: хуже, балетмейстер. Он обрадовался и сказал, что ему как раз нужен такой человек. Так в моей жизни появилось кино.
Работала с Александром Миттой, Павлом Лунгиным, Александром Карпиловским. По поводу последнего кинопроекта особенно переживает - это детский фильм «Честное пионерское-2», поставленный режиссером Карпиловским. Отличное детское кино, которое, к огромной боли Веры Владимировны, вряд ли дойдет до зрителя и до экранов кинотеатров. Его можно было увидеть в фестивальных программах - вот и все, пожалуй.
А ведь детское кино - весьма затратное производство, зачастую эти деньги режиссерам приходится собирать, как говорится, с миру по нитке. Попробуй-ка одеть, накормить, вывезти на место съемки несколько десятков ребятишек да пойди найди еще нетронутый цивилизацией бывший пионерлагерь советских времен - такой, к примеру, был нужен для съемок «Честного пионерского-2».
- Когда весь этот огромный труд затем остается невостребованным, ужасно горько и обидно, - говорит Вера Лесничая. - Кроме слова «саботаж», другого на ум не приходит... Кинотеатры у нас в основном принадлежат иностранным инвесторам, поэтому попасть нашим детским фильмам туда почти невозможно. А ведь есть очень мудрая пословица: хочешь отомстить врагу - воспитай его детей. У нас, по-моему, уже так и получается.
Уже второй год подряд Вера Владимировна отправляет свой вопрос о судьбе детского кино в России на прямую линию с президентом России Владимиром Путиным. В этот раз надеялась услышать его в эфире, но не дождалась. Так что если у вас есть дети, поищите «Честное пионерское-2» в Сети, посмотрите вместе - не пожалеете.
Применение своему профессиональному мастерству балетмейстер находит везде. В частности, Вера Владимировна работала с современными российскими модельерами на Неделе моды в Москве несколько лет назад.
Модельеры нынче заинтересованы в том, чтобы их показ был не просто маршем по подиуму, а обладал некоей концепцией, сюжетом, был полноценным действом.
Коллекция, с которой работала Вера Владимировна, была с говорящим названием - «Разрывая стереотипы». Темы города, многоэтажек использовались в ней очень активно. Поэтому придумали такой ход - модели выходили на подиум, разрывая бумажные стены…
Театр же продолжает оставаться большой любовью Веры Лесничей.
- Театр дорог мне по-особенному, - улыбается Лесничая. - Такой простор для творчества! Актер ведь где не дотанцует, там доиграет, вытянет за счет актерского мастерства. Он может сделать всего пять движений, но так, что весь зал поверит в то, что ему легко будет отработать сольный концерт! В советское время танцы в театре не были востребованы. Хоть это и входило всегда в понятие профессионального мастерства, этому учат, однако реально танцевать приходилось редко. А танцы - это не велосипед, где раз научился и уже век не забудешь. Тут нужна постоянная практика. Поэтому частенько старшее поколение актеров у нас редко танцует. Сейчас ситуация совсем другая. Темп жизни ускорился, зритель живет быстро и хочет скорости и движения в том числе и в искусстве, в развлечениях, на театральной сцене.
Ускоряется и темп репетиций мурманских «Игроков» - к началу июня спектакль будет готов предстать перед публикой. Ждем сюрпризов!
Автор: Юлия Макшеева, фото автора
Просмотров 3329