На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1269; публикаций 1293; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
30/10Танцор не бывает без секрета, а секрет - без науки.

У каждого журналиста есть мечта: когда-нибудь написать книгу воспоминаний о своей работе и посвятить всем тем, с кем ему повезло встречаться. Ведь среди людей, так или иначе вызывающих журналистский интерес есть не просто интересные личности, но и те, деятельность которых удивила и продолжает удивлять мир…

 

Одно из этих имен – хореограф и балетмейстер Игорь Есаулов. Молодой студент ГИТИСА в 1965 году для показа на Всесоюзном хореографическом конкурсе поставил номер «Солдат и смерть» на музыку С.Прокофьева. Конкурс проходил в Москве, в зале Чайковского. Для выступления Есаулов выбрал учащихся хореографического училища Петра Корогодского и Агнессу Балиеву. Молодые танцоры стали лауреатами первой премии, а начинающий балетмейстер начал свою большую творческую карьеру.

 

Не оставляйте стараний, маэстро!

Игорь Есаулов родился в Сестрорецке Ленинградской области. В войну всю блокаду прожил в Ленинграде. Потом с семьей переехал в Пермь, где в 1948 году поступил в хореографическое училище, в котором преподавала его тетя Ксения Есаулова, одна из любимых учениц знаменитой в балетном мире Агриппины Вагановой. После окончания стал солистом балета казанского оперного театра. Его дальнейшая артистическая жизнь проходила в Перми, Кишиневе, Куйбышеве, Сыктывкаре.

Однако душа всегда рвалась в столицу, в центр балетного искусства. И в 1963 году Игорь стал студентом Государственного института театрального искусства им.А.В.Луначарского в классе профессора, народного артиста СССР Леонида Лавровского. А еще чуть позже был принят педагогом - репетитором и постановщиком в Большой театр под руководством Юрия Григоровича. Практиковался Есаулов и во вновь созданном “Классическом ансамбле СССР” у Игоря Моисеева, ездил неоднократно на стажировки в Ленинград к известным мэтрам балета Константину Сергееву, Леониду Якобсону, Борису Шаврову. После ГИТИСа работал главным балетмейстером в оперных театрах Новосибирска, Горького. В эти же годы глубоко изучал фольклор, преподавал в хореографических училищах. Создал много оригинальных постановок, в том числе балеты “Щелкунчик” П.Чайковского, “Сюимбике – птица счастья” Ф.Яруллина, “Коппелия” Л.Делиба, “Авиценна” Р.Вильданова, множество танцев в драматических и оперных спектаклях, а также отдельных номеров и постановок в ансамблях, театрах, на эстраде. Стал трижды лауреатом балетмейстерских конкурсов.

 

Балет – это не только искусство…

Сейчас Игорь Есаулов живет и работает в Ижевске. Удмуртия как родина П.И.Чайковского в разные годы привлекала и привлекает к себе внимание многих известных людей, желающих осуществить здесь свои творческие замыслы. Есаулов стал не только одним из главных основателей Государственного театра оперы и балета в республике, но и реализовал свои мечты по созданию печатных трудов в области хореографии.

Следует сказать, что имеющийся (сегодня, к сожалению, мало издаваемый и почти не переизданный) книжный репертуар о балете представлен в основном мемуарной литературой, среди которой можно прочесть разве что истории из жизни столичных театров и воспоминания известных танцовщиков. Вы почти не найдете более или менее серьезных учебников и методических пособий, обобщающих многогранный опыт русской и советской хореографической школы. Целая плеяда мастеров танца, представляющая различные направления и имеющая свои секреты в технике и приемах балетного искусства, практически не оставила после себя даже каких-либо заметок. А из той немногочисленной литературы, которая дошла до нас, трудно уяснить стиль и направления работы мастеров прошлого.

Единственными фундаментальными произведениями в области хореографии можно назвать книги «Основы классического танца» А.Вагановой(1936, 1963 гг) и «Классический танец» Н.Тарасова (1971, 1981 гг.). Эти труды для хореографии неоценимы. В них впервые поставлена ясная задача – что надо делать и по каким правилам. Что же касается мировоззренческой литературы, то здесь долгое время существовал огромный пробел, который остро ощущали профессионалы. Известный ленинградский балетмейстер Олег Виноградов говорил: «…Мы не имеем ни критериев, ни понятий, ни теории. В противном случае все, что мы делаем – самодеятельность …». Игорь Есаулов считает, что самодеятельность в балете является результатом отсутствия научных знаний. А ключ к знаниям может дать только хореонаука. Именно это подтолкнуло его к написанию материалов, объясняющих балетное искусство на основании научных законов.

 

Я знаю, как думает тело

Это не был каприз отдельного человека, позиционирующего на собственную исключительность. Четыре века существования балета позволили выделить в нем самое важное. Но много ли нашлось людей, которые были готовы посвятить свое время обобщению этого бесценного материала, основанного еще и на личном опыте? Проработав всю свою жизнь в балете, Игорь Есаулов не только разработал, но и описал в своих книгах апробированную и запатентованную методику четырехлетнего обучения артиста вместо принятой восьмилетней системы. Он доказал, что все секреты, имеющиеся в арсенале высокопрофессионального танцора или балетмейстера, это не что иное, как приемы и методики, основанные на научном знании анатомии, биомеханики, психологии, лингвистике, эстетике и других науках. Что творчество, которое является важнейшим фактором балетного искусства и хореографии так или иначе есть результат действия Закона «Третьей сигнальной системы» человека». И как вывод - знание первопричин даст возможность хореографии сделать огромный рывок в ее развитии. Это сегодня объясняет Игорь Есаулов через свои профессиональные издания.

Он регулярно проводит семинары для преподавателей хореографических училищ, вузов, педагогов и артистов театров Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми, Казани. Много работает в Ижевске. Преподавательская практика и общение с профессионалами показали, что далеко не все, даже очень опытные хореографы могут пояснить такую простую вещь как, например, должна правильно лежать рука на станке. И что нужно сделать, чтобы спина танцора была всегда прямая, но подвижная. Не держать же все время карандаш между лопатками, как это советуют некоторые «специалисты». Сам Есаулов утверждает, что уже в первые минуты движения танцора он может сказать об исполнителе многое, в том числе решить, как сделать корректировку. В принципе, этому могут научиться сегодня все желающие. Достаточно изучить книги, написанные Игорем Есауловым.

Сегодня им написаны уже девять книг о балетной науке. Эксклюзивность литературы не подлежит сомнению. Остается только сожалеть, что с книгами знакомы еще далеко не все, кто заинтересован в подобного рода профессиональной литературе. Радует тот факт, что Министерство культуры РФ совсем недавно выпустило письмо, рекомендующее использование книг и учебников Есаулова в хореографических училищах страны. Издания полезны и необходимы не только учащимся, но и практикующим балетмейстерам, преподавателям-репетиторам, артистам. Всем, кто посвятил себя танцу.

 

Пуантовых дел мастер

Профессор, президент, действительный член-корреспондент Международной славянской Академии наук, образования, искусств и культуры Игорь Есаулов известен не только как ученый, но и как специалист во многих областях, так или иначе связанных с хореографией. Например, как …изобретатель балетной обуви.

Можно подумать, что же здесь такого. А вы сами когда-нибудь держали в руках балетные туфельки? Это замысловатое «сооружение» по виду напоминает маленькую ладью с плоским, изогнутым по форме стопы дном и заканчивающееся «пятачком». Ходят легенды о том, как инженеры пробовали усовершенствовать балетную обувь, чтобы облегчить труд балерины. На самом деле, балет – это серьезное испытание не только для танцовщицы, но и .для балетных туфелек. Они изнашиваются настолько быстро, что за один спектакль балерина может сменить не одну пару пуант. И каждая пара должна быть проверена и разношена так, чтобы не намозолить ноги исполнительницы. Вот и начинается над ними колдовство. Представляете девушку, вооруженную молотком и тщательно отстукивающую им по носку пуант, чтобы сделать подошву сгибающейся? Современники вспоминают, как знаменитая балерина Ольга Лепешинская разминала пуанты, зажимая их в дверном проеме.

Поэтому нет ничего удивительного, что балетмейстер Игорь Есаулов задумался о балетной обуви. Ему, как никому другому известно, как обувь может влиять на работу артиста, танцующего по нескольку часов в сутки. Его ноу-хау по реконструкции подошвы пуантовых туфель, выполненной из толстой кожи и имеющей эффект сгиба в соответствии с изменениям стопы балерины уже запатентовано. Несколько пар новинок имеют счастливые обладательницы, которые уже знают, что такие пуанты будут служить им не один спектакль, а несколько лет. Остается заинтересоваться уникальными пуантовыми туфлями тем, кто готовит и производит в массовом порядке такие важные для балета вещи.

 

 

Хореодраматург в своей деятельности должен

опираться сначала на законы,

а уже потом на интуицию, талант, ремесло.

И.Есаулов

 

 

 

Ирина Соловьева

Спец.корр.




Просмотров 5548




Последние новости















 
 
Новости

Развлечение с поучением
 

"Мировая серия" Чеховского фестиваля 2025 года включает 13 спектаклей — всего на два меньше, чем было на предыдущем, прошедшем в 2023 году. Однако различия существенны: нынешний фестиваль сделал отчетливый акцент на экзотике. 

Южноафриканское шоу

Форум завершен: подводим итоги и делимся впечатлениями!
 

Впервые курорт Красная поляна, Сочи 960 с 20 по 26 июня стал городом танца для 2000 участников, местом коммуникации танцующих детей, их родителей, педагогов, хореографов, звезд танцевальной индустрии. Масштабный проект при поддержке Президентского фонда культурных инициатив объединил представителей различных танцевальных направлений и поразил своей насыщенной программой.

20 июня состоялся Гала- концерт

В Большом театре мировая премьера балета "Дягилев"
 

На Новой сцене Большого театра 24 и 25 июня мировая премьера балета "Дягилев". Согласно пресс-службе ГАБТа, зрителей ожидает переплетение современной хореографии и исторического сюжета, где музыка, танец и сценография идут вслед за причудливыми перипетиями историй — истории любви, балета и искусства.

На Новой сцене Большого

Чистосердечное китайское признание
 

На сцене Кремлевского дворца состоялось открытие XVII Чеховского фестиваля: китайская Группа восточных исполнительских искусств представила спектакль "Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа", созерцательная красота которого убаюкала Татьяну Кузнецову.

Путешествие легендарного пейзажа

Весна патриарха
 

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) состоялся трехчастный гала-концерт в честь 50-летия первого танцовщика, народного артиста России Георги Смилевски, в котором вместе с героем вечера танцевали его дети и все ведущие артисты театра. "Третьей молодости" премьера-юбиляра не перестает удивляться Татьяна Кузнецова.

Танцовщик Георги Смилевски

ПолянаАртФест
 

С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.

Конференции, мастер-классы ...

Урал Опера Балет
 

В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.

Сказки Перро

"ПолянаАртФест
 

Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.

Старт приема заявок

Мулен Руж
 

Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела. 

 
 
 
Публикации

Балет на Байкале
 

IV международный фестиваль «Балет на Байкале. Бурятия-2025» стал поистине грандиозным событием этого лета. В течение двух дней, 18 и 19 июля, на живописном берегу Байкала царила неповторимая атмосфера, где высокое искусство гармонично сочеталось с природной красотой священного озера. Свидетелями этого действа стали порядка 3 тысяч человек.

Международный фестиваль

Ваше тело врет?
 

Бачата как детектор лжи: Как танец вскрывает подавленные эмоции за 1 вечер (и что с ними делать)? Как телесно-ориентированный психолог, я вижу то, что скрыто годами в человеке. И да, это может случиться с вами на первом же занятии.

18 лет преподаю танцы, 13 из них бачату!

До старта Форума осталось 30 дней
 

Через месяц площадка курорта Красная поляна, Сочи 960 превратится в город танца, станет местом коммуникации танцующих детей, их родителей, звезд танцевальной индустрии. С 20 по 26 июня 2025 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, при информационной поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Краснодарского края, пройдет Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест".

На форуме ожидается около 2000 человек

Движение развивает мозг
 

"Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента. Занятия танцами помогают не только приятно провести досуг, но и способствуют физическому и эмоциональному развитию.

Физическое развитие

Инклюзивные балы в России
 

Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.

К новым высотам

Творец должен быть недоволен собой
 

Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...

Владимир Васильев встретил свое 85-летие

Тамара Карсавина
 

Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.  

Таточка стала действительно одной из нас

Про шоу
 

Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.

Состовляющие шоу

Приморье переживает массовое увлечение балетом
 

- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео