На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1269; публикаций 1293; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
18/10"Такой американский Окуджава"

13 октября 2016 Нобелевская премия по литературе была присуждена Бобу Дилану — семидесятипятилетнему американцу, классику рок- и фолк-музыки. По просьбе «Медузы» лично знакомый с лауреатом Артемий Троицкий, который одним из первых писал о Дилане на русском, объяснил, в чем состоит историко-культурное значение Дилана и как он повлиял на российскую музыку и культуру.


Если бы Нобелевскую премию по литературе Дилану давал я, то формулировка была бы такая: «за прорыв в области использования высокого поэтического языка в контексте популярной культуры» (реальная формулировка — «за создание нового поэтического языка в великой американской песенной традиции» — прим. «Медузы»). Боб Дилан — в первую очередь поэт, а не музыкант. Он представитель бардовской школы США, такой американский Окуджава. Дилана можно назвать «поющим поэтом», как музыкант он ничего выдающегося не создал, да и крутым вокалистом никогда не прикидывался. Я бы не сказал, что музыка его вообще сильно интересовала. Он придерживается минималистичного подхода к ней, и его вкусы всегда были очень традиционными. Блюз и фолк — два стиля, которые процентов на 95 характеризуют все его творчество.

Дилан сломал, казалось бы, вечный стереотип поп-культуры — что популярная песня обязательно примитивна, что она не может быть интеллектуальной, философичной, нести в себе формы высокой поэзии. Он писал стихи в полный рост. Он взял всю эту высоколобую поэтическую традицию и забросил в словесное болото поп-культуры. Это было абсолютным шоком и произвело огромное впечатление на его современников, на того же Джона Леннона; многие объявили Дилана своим гуру и стали писать в его стиле. Это касалось и наших ребят — Бориса Гребенщикова, Майка Науменко, в меньшей степени — Андрея Макаревича.

В начале пути Дилан был типичным фолк-музыкантом, певцом протеста. У него были довольно простые песни на социальные, в первую очередь антивоенные и антирасистские, темы — «Blowin’ in the Wind», «A Hard Rain's a-Gonna Fall», «The Times They Are a-Changin’». С 1965 года он стал писать в рок-н-ролльном ключе: «Subterranean Homesick Blues», «Like a Rolling Stone», альбом «Blonde on Blonde». Это были песни об отчуждении, одиночестве — довольно мрачные, не всегда понятные, к ним часто нужно было подбирать шифры. Этот период сильнее всего повлиял на Майка и БГ.

Следующий период — альбом «Nashville Skyline» (1969) — это достаточно безмятежные, лирические песни, здесь его ненадолго занесло в кантри. Затем, в середине 70-х годов, случился рецидив 60-х — довольно горькие, злобные песни. После наступил религиозный период: был чисто христианский альбом «Slow Train Coming» (1979), где он пел, что можно служить дьяволу, можно — Богу, но кому-то обязательно нужно. Дальше начался период воспоминаний об иудаизме, песни на разные религиозно-философские темы. В последнее время Дилан играл традиционную блюзовую музыку, близкую к джазу и классическому Бродвею, с легкими ироничными текстами; он стал старым романтиком.

Дилан — в широком смысле человек поколения 60-х. На ранних фотографиях он часто щеголяет в черной водолазке и темных очках — это униформа битников. Пик его влияния пришелся на вторую половину 60-х — это время хиппи, для них он был крайне важным человеком. Все эти сюр и хмурь, свойственные текстам хипповой музыки, подпольного рока, психоделии, пошли от Боба Дилана и потом уже были подхвачены остальными — Pink Floyd, Led Zeppelin и так далее. Дилана можно назвать и битником, и хиппи.

Для американской культуры Дилан монументален и феноменален. Он живой бог. Может, в коммерческом отношении он не слишком привлекателен как весьма пожилой, утративший сексуальную харизму человек. Но для всех американцев он абсолютная величина и беспрекословный авторитет. Есть в Соединенных Штатах даже такие люди — диланологи. Они занимаются трактовкой песен Дилана, анализируют события его жизни с привязкой к песням. Причем они появились на удивление рано, Дилану еще не было тридцати, а у него уже были толкователи, как у пророка. Это явление и сейчас не исчезло, хотя, конечно, он не является уже таким актуальным автором. Начиная с 80-х годов он немного ушел в тень. Но очень широкий круг поклонников, причем абсолютно неистовых, сохранился и сегодня. Да и сам Дилан активно гастролирует, новые пластинки у него выходили все эти годы.

Сильное влияние Дилана распространилось на Ленинград-Петербург. В Москве Дилан никогда не был особо популярен, московские рок-группы в первую очередь прислушивались к музыке; о чем там на иностранном языке поют, они даже не догадывались. В Питере рок-фэны были более просвещенные, они песни Дилана понимали, переводили, и от этого пошли могучие волны его влияния. Два замечательных и значимых для нашей страны питерских автора — Боря Гребенщиков и умерший в 1991 году Майк Науменко — испытали на себе решающее влияние Боба Дилана. Многие ранние песни Гребенщикова и «Аквариума» фактически являются вольными переводами песен Дилана: «Стучаться в двери травы», «Уйдешь своим путем». Даже знаменитый перестроечный гимн «Поезд в огне», как мне Боря сам говорил, во многом навеян песней Дилана «This Wheel’s on Fire». У Майка эпическая 15-минутная песня «Уездный город N» — это продолжение или русская вариация на тему «Desolation Row». Что касается Макаревича, то на него Дилан повлиял скорее как музыкант — вот эта дилановская гнусавинка у Андрея Вадимовича непременно присутствует во всем творчестве.

Впервые Дилан приехал к нам в 1985 году, но эта гастроль прошла абсолютно незаметно — у него было единственное выступление на сборном концерте в «Лужниках». Я до сих пор страшно жалею, что мне не удалось тогда его познакомить с Гребенщиковым, Науменко и Макаревичем. Они этого очень ждали, но это был фестиваль молодежи и студентов, там был Евгений Евтушенко, какие-то комсомольцы, они его очень тщательно оберегали от внешних контактов. Я очень просил дать возможность прильнуть к Дилану, но Евтушенко ответил на это достаточно грубым отказом.

Сам я познакомился с Диланом несколькими годами позже, в Далласе, в Техасе. Это была наша единственная встреча. Я провел некоторое время за кулисами после концерта, но не могу сказать, что Дилан был особо приветлив. Бывает, что встречаешься со знаменитым артистом — и возникает взаимное притяжение, желание продолжить отношения, а бывает, что ты сам не чувствуешь острого интереса. У нас с Диланом скорее вторая история.

В России Дилан всегда был скорее музыкантом для музыкантов, а не для широкой публики. Музыка у него слишком неброская, главенствующую роль играет текст, а английский язык в России далеко не всем знаком. Я бы сказал, что имя Боба Дилана у нас гораздо популярнее, чем он сам и его творчество. В Россию он еще раз приезжал в 2000-х, но аншлагов на его концертах не было. Более того, многие люди с них уходили, потому что думали, что сейчас будет рок, какой-нибудь «пинк-флойд», а слышали задумчивые песни.

Я думаю, что Дилан мог бы получить и Нобелевскую премию мира. Во-первых, он сочинил множество ярких антивоенных песен, во-вторых, всегда достаточно активно участвовал в гуманитарных акциях. В отличие от других рок-артистов, он не был политическим активистом, но когда его просили возвысить голос за благое дело, он, как правило, не отказывался. Я вообще считаю, что было бы неплохо давать премию мира не только за деяния на дипломатической ниве, но и за сочинение антивоенных песен и стихов. Ее точно заслуживал Джон Леннон; из «поющих поэтов» — покойные француз Жак Брель и американец Джим Моррисон, из здравствующих — канадец Леонард Коэн. Он, кстати, на Нобелевскую премию когда-то номинировался, поскольку является профессиональным поэтом — и поэтические сборники у него выходили еще до его первых пластинок. Я думаю, что присуждение премии Дилану огорчило Коэна, потому что жить ему осталось не слишком долго и трудно ожидать, что Нобелевскую премию получат подряд два великих поющих поэта. И мне лично Коэн ближе — но статус у Дилана, конечно, куда более величественный.


Источник: Meduza


Просмотров 2499




Последние новости















 
 
Новости

Развлечение с поучением
 

"Мировая серия" Чеховского фестиваля 2025 года включает 13 спектаклей — всего на два меньше, чем было на предыдущем, прошедшем в 2023 году. Однако различия существенны: нынешний фестиваль сделал отчетливый акцент на экзотике. 

Южноафриканское шоу

Форум завершен: подводим итоги и делимся впечатлениями!
 

Впервые курорт Красная поляна, Сочи 960 с 20 по 26 июня стал городом танца для 2000 участников, местом коммуникации танцующих детей, их родителей, педагогов, хореографов, звезд танцевальной индустрии. Масштабный проект при поддержке Президентского фонда культурных инициатив объединил представителей различных танцевальных направлений и поразил своей насыщенной программой.

20 июня состоялся Гала- концерт

В Большом театре мировая премьера балета "Дягилев"
 

На Новой сцене Большого театра 24 и 25 июня мировая премьера балета "Дягилев". Согласно пресс-службе ГАБТа, зрителей ожидает переплетение современной хореографии и исторического сюжета, где музыка, танец и сценография идут вслед за причудливыми перипетиями историй — истории любви, балета и искусства.

На Новой сцене Большого

Чистосердечное китайское признание
 

На сцене Кремлевского дворца состоялось открытие XVII Чеховского фестиваля: китайская Группа восточных исполнительских искусств представила спектакль "Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа", созерцательная красота которого убаюкала Татьяну Кузнецову.

Путешествие легендарного пейзажа

Весна патриарха
 

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) состоялся трехчастный гала-концерт в честь 50-летия первого танцовщика, народного артиста России Георги Смилевски, в котором вместе с героем вечера танцевали его дети и все ведущие артисты театра. "Третьей молодости" премьера-юбиляра не перестает удивляться Татьяна Кузнецова.

Танцовщик Георги Смилевски

ПолянаАртФест
 

С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.

Конференции, мастер-классы ...

Урал Опера Балет
 

В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.

Сказки Перро

"ПолянаАртФест
 

Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.

Старт приема заявок

Мулен Руж
 

Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела. 

 
 
 
Публикации

Балет на Байкале
 

IV международный фестиваль «Балет на Байкале. Бурятия-2025» стал поистине грандиозным событием этого лета. В течение двух дней, 18 и 19 июля, на живописном берегу Байкала царила неповторимая атмосфера, где высокое искусство гармонично сочеталось с природной красотой священного озера. Свидетелями этого действа стали порядка 3 тысяч человек.

Международный фестиваль

Ваше тело врет?
 

Бачата как детектор лжи: Как танец вскрывает подавленные эмоции за 1 вечер (и что с ними делать)? Как телесно-ориентированный психолог, я вижу то, что скрыто годами в человеке. И да, это может случиться с вами на первом же занятии.

18 лет преподаю танцы, 13 из них бачату!

До старта Форума осталось 30 дней
 

Через месяц площадка курорта Красная поляна, Сочи 960 превратится в город танца, станет местом коммуникации танцующих детей, их родителей, звезд танцевальной индустрии. С 20 по 26 июня 2025 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, при информационной поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Краснодарского края, пройдет Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест".

На форуме ожидается около 2000 человек

Движение развивает мозг
 

"Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента. Занятия танцами помогают не только приятно провести досуг, но и способствуют физическому и эмоциональному развитию.

Физическое развитие

Инклюзивные балы в России
 

Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.

К новым высотам

Творец должен быть недоволен собой
 

Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...

Владимир Васильев встретил свое 85-летие

Тамара Карсавина
 

Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.  

Таточка стала действительно одной из нас

Про шоу
 

Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.

Состовляющие шоу

Приморье переживает массовое увлечение балетом
 

- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео