На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 3350; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
09/10Нейроэстетики выяснили, как люди воспринимают искусство и красоту

Глядя на произведение искусства, мы ощущаем связь с чем-то большим. Почему?

Если задуматься, убеждение, что в театре можно отлично провести время, во многом противоречит логике. Там мы окружены незнакомцами, на нас обрушиваются необычные образы, а зачастую и символический язык, не поддающийся словесному выражению. Но если вечер действительно удался, мы обычно смеемся, плачем или получаем больше удовольствия от живого выступления, чем от просмотра той же постановки дома и в записи. В театре мы можем полностью погрузиться в происходящее и ощутить связь с чем-то большим, чем мы сами. Как это происходит?

Ответы на многие загадки искусства можно найти с помощью науки. Считается, что искусство понимают сердцем, однако его путь начинается с мозга. Сложные внутренние системы сознания с поразительной скоростью воспринимают и интерпретируют эти тонкие материи. Представители новой науки — нейроэстетики — изучают отношения между искусством и мозгом.

Мы любим развлекаться в больших компаниях

Способность к социальному взаимодействию — одно из главных преимуществ нашего вида. Именно благодаря ему мы способны учиться на чужом примере. Мы стремимся внимательно считывать и анализировать эмоции и действия окружающих, поскольку эта особенность заложена в нашем мозге.

Если, например, вы когда-либо посещали экспериментальный перформанс, где присутствовало мало зрителей, и вы почувствовали себя немного выставленным на всеобщее обозрение, то вы понимаете почему. Нам необходимо общение с себе подобными. И сигналы, получаемые от других людей, помогают мозгу понять логику окружающей реальности. Этот процесс начинается сразу после того, как мы оказываемся в толпе.

Социальное взаимодействие — ключевая особенность мозга

Социальные связи помогают понять человеческое поведение, большая часть которого складывается из оценок действий и эмоций — как наших, так и чужих. Мозг любит делиться эмоциями с окружающими. Это лишь одна из причин, почему посещение живого выступления — концерта, пьесы, оперы — возбуждает наши нервы. Учитывая способность мозга к эмпатии, неудивительно, что даже в таких бессловесных формах искусства, как живопись или танец, мы можем начать видеть скрытый смысл — и целую историю.

Нам нравятся истории

Повествование — эффективный способ передать информацию. Мы можем косвенно получать новые знания, пользуясь чужим опытом. При этом мы в безопасности и не испытываем необходимости действовать самостоятельно. Именно поэтому рассказ так сильно влияет на нас.

Мы отправляемся в путешествие, маршрут которого уже придуман кем-то другим. Пример балета «Лебединое озеро» доказывает, что мы можем сопереживать главным героям, не испытывая при этом эмоций того же масштаба.

Невозможно сопротивляться движению

Основные участки нашего мозга в первую очередь координируют опорно-двигательную систему: отправляют мускулам команды, обеспечивающие движение и, соответственно, выживание. Мозг реагирует на язык тела, мимику, жесты — все движения, от которых может зависеть выживание или успех в социальной среде. Все они встречаются в «Лебедином озере».

Но мы воспринимаем чужие движения не только на визуальном уровне. Мы неким образом воспринимаем их всем своим телом.

Когда мы наблюдаем, как танцор стремительно пересекает сцену, мы зачастую тоже ощущаем внутреннюю дрожь. Согласно теории зеркальной нейронной системы, наш мозг автоматически повторяет воспринимаемые им чужие действия через двигательную зону своей коры.

Давайте разберем это утверждение на примере пошаговой последовательности движений. Когда танцор делает прыжок или поворачивается, мы можем сами испытать ощущение полета.

Многие ученые полагают, что мы анализируем поступки окружающих людей с помощью соматосенсорной системы: она обеспечивает передачу информации о полученных ощущениях от тела к мозгу и помогает нам ощущать эмоции другого как свои собственные.

Этот механизм позволяет нам воспринимать последовательность движений артиста как единый в психологическом плане фрагмент. Серия прыжков может стать выражением стремления, поскольку мы неосознанно воспринимаем скрытую за ними эмоцию.

Структура искусства активизирует нейроны в нашем мозге

Ученые, которые исследуют различные формы искусства, считают, что существуют некоторые компоненты, способные особенно воздействовать на мозговую активность. Нейробиолог Вилейанур Рамачандран разработал несколько универсальных законов искусства. Эти закономерности были выявлены в целом ряде произведений искусства, которые принадлежат к разным периодам и культурам.

Эти принципы активируют визуальные центры нашего мозга. Теоретически они воздействуют на усвоенные нами в процессе эволюции навыки, необходимые для выживания. В «Лебедином озере» прослеживаются следующие закономерности:

Изоляция

Выделение одного элемента помогает мозгу блокировать остальную сенсорную информацию и сконцентрироваться. Повышенный уровень внимания способствует усилению эмоциональной реакции, особенно когда сам элемент максимально упрощен. Одетта отделена от остальных исполнителей, а ее лебединая сущность передана всего несколькими жестами.

Контраст

Чем проще нашему мозгу воспринимать разделительные линии, тем быстрее он определяет границы — в особенности если речь идет о близлежащих объектах. Черно-белая цветовая схема «Лебединого озера» четко разделяет главных героев.

Метафора

Если зритель обнаруживает связь между абсолютно разными, как кажется поначалу, вещами, то откликается эмоциональнее и активнее, появляется эмпатия. Наш мозг проводит параллель между «лебединой» партией Одетты и ее психологическим состоянием, и эта аналогия углубляет наше восприятие ее боли.

Разные движения порождают разные эмоции

Нейробиолог Джулия Ф. Кристенсен и ее коллеги из Лондонского университета попросили участников своего исследования оценить эмоции от просмотра коротких беззвучных видео с выступлениями танцоров балета. Так на их восприятие не могла повлиять ни музыка, ни выражения лиц исполнителей.

Позитивный отклик вызывали мягкие движения с круговой амплитудой — как, например, в сцене полета Одетты,которая состоит из плавных движений и па. Угловатые позы провоцировали негативные эмоции: асимметричные движения Черного лебедя впечатляли зрителей, но казались тревожными.

Музыка — идеальная составляющая

В ходе другого исследования Кристенсен и ее коллеги демонстрировали испытуемым как беззвучные, так и музыкальные отрывки из выступлений балетных танцоров. На кончиках пальцев у участников эксперимента были закреплены устройства по контролю потоотделения, чтобы отслеживать их эмоциональный отклик.

Когда печальная музыка сопровождала исполненный грусти танец, испытуемые демонстрировали сильный отклик, в том числе и на телесном уровне. Если музыка не совпадала с содержанием видео, реакция ослабевала.

Когда музыка и танец со схожим эмоциональным посылом совпадают, происходит нечто необъяснимое. Оно вызывает более мощный эмоциональный отклик, чем случайная комбинация.

Подводя итог

Когда вы отправляетесь на балет (или любое другое представление) вы вступаете в область действия подконтрольного эксперимента. Если все пройдет так, как планировалось, все элементы сольются воедино и сформируют нечто вроде коллективного бессознательного.

Миллиарды клеток вашего мозга будут взаимодействовать с миллиардами мозговых клеток других людей, устанавливая соединения на микроуровне и способствуя слиянию наших сознаний.

Этот процесс начинается, когда мы неосознанно включаем себя в число зрителей. Затем перед нами разыгрывается история, соединяющая нас с актерами.

Мы начинаем чувствовать и понимать смысл происходящего на сцене, реагируя на магнетизм специфических визуальных центров. Испытываем эмоциональный подъем, когда музыка точно соответствует повествованию. Даже начинаем чувствовать эмоциональную привязанность в отношении других зрителей.

Все, как и задумали артисты, а также хореографы, режиссеры, сценаристы и композиторы. Вся эта магическая трансформация начинается на уровне мозга одного индивида. Начинается с вас.

На протяжении десятков тысяч лет искусство создавалось усилиями человеческого мозга. У каждой культуры есть собственный вид искусства. Однако ученые только сейчас начинают понимать, как наш мозг воспринимает и создает искусство и почему он это делает.

Как и многие произведения искусства, наш мозг остается загадкой. Один из секретов мозга — то, как хрупкая материя, спрятанная в нашем черепе, может не только придумывать, создавать и наслаждаться искусством, но выходить с его помощью за пределы головы, тела, космоса, самого времени и реальности.


Источник: Новые Известия


Просмотров 1925




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео