На сайте всего: анкет коллективов 667; имен 785; новостей 1124; публикаций 827; фоторепортажей 669; объявлений на форуме 1312; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
18/10Целительные танцы

Белокурая танцовщица «с лицом Мадонны» – ее обожала вся Вена. Но вскоре жизнь рухнула: вся семья погибла в концлагерях, она сама чудом сбежала в Бомбей, где зарабатывала себе на жизнь массажем. Зато после войны она слила медицину и танец воедино – Хильда Хольгер заложила основы танцевальной терапии для детей с синдромом Дауна.

1905 год. Вена. В своей мастерской Густав Климт создает монументальное полотно «Три возраста женщины», Густав Малер завершает «Симфонию № 7», Лиза Мейтнер первой из женщин в Венском университете получает степень доктора наук, а Зигмунд Фрейд выпускает сборник «Три очерка по теории сексуальности». Столица Австрии переживает культурный и научный расцвет, воздух наэлектризован ожиданием чего-то великого. В конце этого славного года в венской семье либеральных евреев Соферов случилась и своя маленькая радость – 18 октября на свет появилась крошка Хильда.

Девочка с первых дней окунулась в творческий мир. Ее отец, поэт Альфред Софер, читал малышке свои работы и сочинения классиков, знакомя ее с чувством ритма. «Я едва помню его, но он оставил после себя замечательные стихи. Уверена, что своим чувством прекрасного я обязана ему», – говорила Хильда. Когда ей было три, отец умер, и Хильда вместе с мамой и старшей сестрой перебрались к деду в престижный столичный пригород Пёцлайнсдорф. В новом доме к изящным искусствам относились с особенным трепетом. Сам дед раньше шил изящную обувь для Франца Иосифа I и других Габсбургов, но своим ремеслом внучек не увлек – обе девочки влюбились в танец. Уже в шесть лет Хильда вместе с сестрой брала уроки бального танца, а в 14 лет знаменитая хореограф Гертруда Боденвайзер забрала ее к себе в Государственную академию музыки и исполнительского искусства в Вене. Мама не возражала – в том, что девочка невероятно талантлива и достойна большой сцены, не сомневался никто.

Полная творческого огня Хильда, которая взяла звучный псевдоним Хольгер, стала ассистенткой Боденвайзер, а потом и вошла в состав ее танцевальной труппы. В 1923 году она уже показывала сольный танец в знаменитом венском Доме сецессиона, а потом начала появляться на малых и больших подмостках Франции, Польши и новосозданной Чехословакии. Ученица не просто превзошла свою учительницу, но, похоже, еще и вышла из-под ее контроля, что не могло не задеть чувства авторитетной дамы. Говорят, однажды Гертруда позвонила маме Хильды и настоятельно посоветовала ей повлиять на дочь – мол, ее упрямой девочке лучше бы все-таки сменить профессию. Но меньше всего Хильду волновало чужое мнение. В 1926 году она оставила старую труппу и сразу же создала собственную Новую школу искусства движения и кружок танца для детей. Студию она открыла не где-нибудь, а в центре Вены – во дворце Ратибора. Этот выбор был продиктован не тщеславием, а желанием создать своим ученикам лучшие условия. С тех самых пор в ее личном рейтинге предпочтений преподавание навсегда отодвинет сольную карьеру.

Голубоглазая дива с длинными светлыми волосами будоражила публику и была музой известных мастеров визуального искусства своего времени – фотографов Антона Трки и Феликса Брауна, художников Эдмунда Пик-Морино, Вольфганга Борна и скульптора Йозефа Хоя. Критики называли Хольгер танцовщицей «с ангельским лицом, суровым лицом, лицом Мадонны с белокурыми локонами». Хильду обожал как искушенный, так и массовый зритель. Но для последнего она никогда не делала «упрощений» и не скатывалась в пошлость – наоборот, Хольгер считала, что человек искусства не должен идти на поводу у публики, он призван ее развивать.

Ей были близки идеи всеобщего социального равенства – в 1926 году Хильда поставила танец «Проснитесь!», а в 1927 году «Четыре картины» о периоде Парижской коммуны. Но социалистические мотивы были не единственными темами ее амплуа. В своих постановках она все чаще стала обращаться к теме еврейства. Так появились «Еврейский танец» (1929), «Каббалистический танец» (1933) и хореографическая постановка «Агасфер» (1936), в которой Хильда осмысливала образ «Вечного жида». К концу 30-х Хольгер стала знаковой фигурой венского мира искусств, звездой хореографического авангарда и одним из лучших педагогов эпохи. Говорят, уроки танца у нее брал даже легендарный физик Макс Планк, когда ему было около 70 лет, и будущий философ Иван Иллич, которому было не больше 10. Были среди ее воспитанников те, кто продолжил классическую танцевальную традицию – Литц Писк перебралась в Лондон и преподавала пластику в Королевской шекспировской компании.

Учеников и лавров в домашних стенах у Хильды Хольгер было бы еще больше, если бы ее соотечественник Адольф Гитлер не затеял бы свою игру. Весной 1938 года нацисты оккупировали Австрию, и евреям, которые хотели спастись, медлить было нельзя. Хильда попыталась эмигрировать в Британию, но не смогла получить визу. Зато один из друзей предложил ей помощь с переездом в Индию. «Выбирая между США и Индией, я остановилась на второй стране, потому что она была притягательна для большинства западных артистов», – признавалась Хильда позже. В июне 1939 года она перебралась в Бомбей. В новой стране ее встретили более чем тепло – в газетах называли героиней и очень смелой, потому что она «осталась верной службе своему искусству в обстоятельствах, которые развратили и уничтожили бы и святого». Но какими бы ни были восторги местного общества, Хольгер пришлось начинать все с чистого листа.

После одного из выступлений в отеле «Тадж-Махал Палас» она получила приглашение наваба местного княжества Бхопал выступить в саду его летнего дворца с сольным танцем. Хильда не отказалась и станцевала в свете тысячи свечей. Недостатка в таких предложениях не было, но она чувствовала, что ее воспринимают только как редкую забавную игрушку, которую приятно показать гостям. Мириться с этим она не хотела. Незадолго до эмиграции Хольгер получила еще одну профессию – в венской больнице Ротшильда прошла курсы лечебного массажа – и теперь устроилась в местную клинику разминать спины и разрабатывать больные стопы. Тогда же она познакомилась с известным гомеопатом, зороастрийцем и большим ценителем искусства доктором Ардеширом Кавасьи Боманом-Бехрамом, который принадлежал к древнему знатному роду бомбейских парсов. Их свадьба состоялась в 1940 году. Со временем они развелись, но поженились заново, когда Хильде было за восемьдесят.

Медицина для Хольгер была компромиссом. Вскоре она окончательно вернулась к танцу, и в ее хореографии появилась масса новых элементов. Из индийской традиции она переняла таинственные движения руками – код из более 300 положений кисти и пальцев Хильде впитывала так же жадно, как разучивала движения в танцевальном зале Гертруды Боденвайзер. В Индии танцы «для красоты» считались негласным синонимом проституции, и общество на танцоров посматривало косо. Хильде решила разбить стереотипы. В 1941 году она открыла в Бомбее новую школу и принимала всех, вне зависимости от национальности и религии – индусов, китайцев, мусульман, британцев, американцев, швейцарцев. Главным критерием было стремление не только освоить технику движений, но и перенастроить ум. Как и в Вене, Хольгер стремительно завоевала любовь и местной массовой публики, и людей искусства. Среди ее друзей оказалась художница Магда Нахман Ачарья, «основатель современного танца» в Индии Удай Шанкар и известный индийский танцор, «Нижинский Индии» Рам Гопал. Последний настолько проникся Хольгер, что и сам давал уроки в ее школе.

В 1946 году Хольгер родила дочь Примаверу, а уже в 1948 году из-за национальных конфликтов в Индии семье пришлось бежать в Британию. Возвращаться в Вену было уже не к кому – вся семья Хильды, включая маму, погибла во время Холокоста. В Лондоне Хольгер снова пришлось начинать все заново, но она справилась. Хильда открыла Школу современного танца своего имени и продолжила развивать личную философию хореографии, которая строилась на крепком единении свободного движения и мысли. «Намного результативнее было бы развивать их драматические и музыкальные чувства, когда их умы еще молоды и восприимчивы, чем заставлять несформировавшиеся тела оттачивать технику театрального танцора», – говорила Хильды. У нее не было ни капли профессиональной ревности – она считала, что главное – раскрыть творческое начало, а уже потом не так важно, в какой из сфер искусства человек захочет его реализовать.

Хольгер не терпела условностей – в 1951 году она реализовала постановку «В пучине» на музыку Камиля Сен-Санса в самой знаменитой приходской церкви Лондона Сент-Мартин-ин-зе-Филдс. Ступени к алтарю стали ее «сценой», что повергло публику в шок. Хильда хотела, чтобы люди задумались, нужно ли религиозным помещениям оставаться неприкосновенными или все-таки они могут стать местом актерского самовыражения. Провокация ее подпитывала, экспрессия была ее кровью, а привычка разрывать шаблоны – стилем жизни. Подобные скандальные эксперименты по превращению храмов в театральные подмостки она будет повторять неоднократно, каждый раз вызывая на себя шквал критики. Но оказалось, что это не единственное, что Хильды придется преодолеть.

В 1949 году у Хольгер родился сын Дариус, и он был особенным – с синдромом Дауна. Программы социальной адаптации для людей с этим генетическим расстройством в прогрессивной Британии тогда не было, и Хольгер решила менять ситуацию самостоятельно. Она начала учить сына и других людей с этим синдромом танцу – без поблажек, как равных другим студентам. Она была первой, кто готовил хореографию для коллектива, где вместе со здоровыми танцорами работали люди с особенностями психического развития. В 1969 году Хильда Хольгер сделала постановку «К свету» на музыку Эдварда Грига и представила ее в Театре Сэдлерс-Уэллс. Это был официальный дебют танцевальной терапии в Англии. Ее ученик Вольфганг Стэндж открыл первый в Британии инклюзивный театр Amici Dance Theatre Company, и один из его танцевальных спектаклей назывался HILDE, его ставили в Лондоне и Вене. Дочь Хильды, Примавера, продолжила дело матери частично. Она перебралась в Нью-Йорк и там создала систему физических упражнений на основе танца для тех, у кого были проблемы со спиной. О новом терапевтическом подходе хореографа, а впоследствии и дизайнера Примаверы Боман-Бехрам писал британский Elle, Yoga&Health, Harper’s Bazaar и другие известные издания.

Всего Хильда Хольгер сделала 150 танцев и спектаклей, а ее последней работой стала постановка «Ритмы подсознательного ума» в 2000 году. На ее 90-летие ученики устроили грандиозный танцевальный вечер, и Хильда тоже в нем участвовала – но на сцене была в коляске. Уже в солидном возрасте, после двух операций на бедре Хольгер приходила в танцевальный класс и энергично давала указания с табуретки, мерно постукивая в маленький бубен. «Время от времени она танцевала для нас, оставаясь в своем кресле. Ее голова, плечи, руки и пальцы двигались идеально в такт музыкальной теме занятия – ими были, например, тяжелая участь китов, искусство Шиле и Шлеммара, куры, марионетки, полет птиц», – вспоминал один из учеников последние занятия Хильды. Свой финальный урок Хильда дала в июне 2001 года – в своей знаменитой студии в Кэмпдене. А в сентябре ее не стало.


Автор: Ганна Руденко
Источник: Jewish.ru


Просмотров 136




Фоторепортажи













 
 
Новости

ПРОБА № 2
 

Дорогие танцовщики! Рады приветствовать вас и анонсировать события предстоящего Фестивального проекта Александра Могилева и Антонины Красновой - "Проба №2". Очередной прект пройдет 24 - 28 февраля 2018 года.

Развитие современной хореографии

НИЖЕГОРОДСКАЯ ЯРМАРКА
 

Событие, информационным партнером которого является проект "Танцевальный клондайк" и сайт DANCERUSSIA.ru 8-9 декабря 2017 года на Нижегородской земле мы будем рады приветствовать вас на III Российском конкурсе-фестивале народного творчества "Нижегородская ярмарка".

Приглашаем!

ФЕСТИВАЛЬ - ЭТО БУРЯ ЭМОЦИЙ!
 

VII Всероссийский вокально-хореографический конкурс «Хрустальная Ника», с 30 октября по 3 ноября, принёс в уютную Анапу вдохновение.

Чем были заполнены

ЧЕМПИОНАТ МИРА 2017 по европейским танцам
 

28 октября в Кремлевском дворце прошел Чемпионат мира 2017 по европейским танцам среди профессионалов. Организатором турнира WDC выступил заслуженный деятель искусств России, президент Российского танцевального союза, почетный вице-президент WDC Станислав Попов.

В Кремлевском дворце

МОСКОВСКИЙ СТАРТ ХIХ Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
 

Представитель проекта "Танцевальный Клондайк"  принял участие в парад - карнавале в честь открытия ХIХ Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Собыите объединло 35 тысяч российских и иностранных студентов.

Реконструкция карнавалов

СОЗВЕЗДИЕ
 

Минобрнауки России совместно с ООО "Пространство инноваций" с 17 по 22 сентября 2017 года провели финал Всероссийского конкурса художественного творчества детей - воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Созвездие".

Финал

СКАЗОЧНЫЙ НОВОГОДНИЙ ЗАЕЗД "ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕРЕВНИ": Дед Мороз, экскурсии, подарки, рождественский вечер
 

Уважаемые друзья. Напоминаем, что каждый участник 40-го заезда "Танцевальной деревни" получает в качестве подарка бесплатную экскурсию в уникальный город Сергиев Посад. 

40-й заезд в г. Пушкино

"РУССКИЙ БАЛЕТ" выступит на фестивале "Сияние России"
 

Выступление состоится в рамках фестиваля "Сияние России", приуроченного празднованию 80-летия Иркутской области по приглашению губернатора Иркутской области Сергея Левченко. В Иркутске "Русский балет" выступает впервые. 

Золотые страницы

ОКТЯБРЬСКАЯ РАЗМИНКА: STREET DANCE во всей красе!
 

Разнообразие стилей, эмоциональный накал, мастерство исполнения, нетравиальная хореография… можно с уверенностью прогнозировать, что у STREET DANCE будет долгая и яркая судьба. Мы пригласили четырех мастеров, которые поделятся с вами своими наработками.

 
 
 
Публикации

Вечный танец. Виктория Едиджи - о силе фольклора и образе адыга
 

Виктория Едиджи рассказала о репертуаре танцевального коллектива, этнокультуре и профессии педагога.

В век глобализации именно народная культура

Танец жизни на музыку Симфонии-реквиема
 

Премьера балета Иржи Килиана "Забытая земля" в Большом театре.

Шесть танцующих пар в костюмах разных цветов

"Медведева - спецназ в женском обличье"
 

Двукратная чемпионка мира и Европы Евгения Медведева на своей страничке в Инстаграме периодически баловала болельщиков видео с танцами под любимую музыку. А затем эту традицию подхватил и хореограф группы Алексей Железняков...

– Этот вид танца сильно

Екатерина Галанова: "Прошу слова! Год 1917" станет хитом революционной афиши
 

В Большом зале Филармонии 11 и 12 ноября 2017 зрители смогут увидеть спектакль "Прошу слова! Год 1917". В чем уникальность этой постановки?

1917 год стал поворотным

Дуэт
 

8-го октября один из самых красивых дуэтов современной балетной сцены – Светлана ЗАХАРОВА и Денис РОДЬКИН – вновь выступили в балете "БАЯДЕРКА" (Большой театр России, хореография Мариуса ПЕТИПА, редакция Юрия ГРИГОРОВИЧА).

Большой балет

Все любят Ча-ча-ча: Интервью с фотографом
 

Испанский фотограф Bego Antón фокусируется на отношениях между людьми и животными. В этом интервью мы обсуждаем её последний проект "Все любят Ча-ча-ча", которая показывает игривую любовь в нью-йоркском сообществе, которое проводит своё свободное время, танцуя с четвероногими друзьями.

Когда я подавала заявление

3DANCE FACTORY
 

Интерактивная танцевальная лаборатория новой эпохи от Проекта "Танцевальны Клондайк" побила рекорд по приему заявок.

1 ноября, в городе Волжский

Алексей Учитель: В любовной истории "Матильды" заложена судьба страны
 

Хотелось бы поговорить про фильм, а не про скандал вокруг картины. Судьба сценария, насколько я понимаю, была не из легких. На каком этапе появился текст именно той картины, которую мы в итоге увидели?

История этого проекта длинная

Фигуристка Екатерина Боброва: шок, работа мысли, и я кричу: "Заклон!"
 

Шестикратные чемпионы России в танцах на льду Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьевао причинах злополучной ошибки в произвольной программе, настрое на олимпийский сезон и непредсказуемости предстоящего самого важного старта.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео