На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 2788; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
30/01Габриэла Комлева: "После блокады остались привычки: автоматически собираю со скатерти хлебные крошки"

Прима-балерина Мариинского театра в 1960–1980-х и его балетмейстер-репетитор сейчас, накануне своего 80-летия, рассказала о том, как начала заниматься танцами еще в эвакуации.

Вы уехали из Ленинграда вместе с мамой по Дороге жизни весной 1942 года. Какие воспоминания о блокаде у вас остались?

Я была совсем маленькая, но многое мне рассказывала мама. Мы жили на Васильевском острове, там все деревья были буквально обглоданы — люди обдирали и варили кору. Эмоции, страх в том числе, были заторможены, загнаны внутрь. Наступили некая одеревенелость и безразличие. Однажды мама бежала со мной на руках по мосту через Неву во время артобстрела. Ей кричали: «Ложись! Ложись!» — а она не могла остановиться, не владела собой. Очень хорошо запомнилось, как мы уезжали по Ладоге. Весна, лед начал таять. Мы в кузове грузовика. Началась бомбежка, и на наших глазах впереди идущая машина медленно провалилась под лед. На Большой земле встречало угощение: на костре в огромном котле варили для нас «заваруху» из муки. Я шептала маме: это же лучше пирожных! И мечтала: закончится война, наварим такой чудной каши-«заварухи» и соберем вместе всех близких.

Помните чувство голода?

С тех времен остались привычки, от которых не избавиться. Рука, например, до сих пор автоматически собирает со скатерти хлебные крошки. Это где-то в подсознании сидит.

Долго добирались до Сибири в Нижнюю Тавду, где жили родственники?

Еще бы — путь около трех тысяч километров. Сначала ехали в товарном вагоне, а от Тюмени добирались на лошади лесом. На санях уместились только я и маленький чемодан, а мама с тетей шли десятки километров пешком. Волкам бросали какие-то вещи, чтобы оторваться немного, — они отставали, а потом опять нас преследовали в предвкушении добычи. И вот мы в селении, где жили староверы, а те никого вообще не принимали. Услышав, откуда мы, в корне переменились: к ленинградцам было особое отношение. Они даже напоили нас молоком — это было вообще чудо. Мама, отличная рукодельница, в эвакуации подрабатывала вышивкой. Платили ей продуктами, и мы были счастливы.

В Сибири вы начали заниматься танцами. Кто вас учил?

Мы приехали в Тюменскую область к маминой сестре, которая была эвакуирована из Ленинграда раньше нас вместе со школой 164. Учительница истории из этой школы Наталья Зейферт организовала художественную секцию, где дети читали стихи, готовили акробатические этюды и танцевали. Я сначала участвовала в гимнастических пирамидах: прыгала с самого ее верха прямо в шпагат и очень этим гордилась. Наталья Алексеевна ставила для меня отдельные номера. Мы все были в восторге от кружка: сами делали костюмы, мастерили немудреные декорации из того, что было под рукой, — раздолье для фантазии.

Вы мечтали вернуться в Ленинград?

Всем нам, и взрослым, и детям, хотелось этого больше, чем всласть полакомиться. Мы страстно любили наш город и считали за счастье снова в него попасть. Приехали 1 января 1948 года и поселились на углу Лиговки и 2-й Советской, в здании нынешней гостиницы «Октябрьская». В нашей 20-метровой комнате жило три семьи. Представляете? У входа на табурете стояла керосинка, общая чугунная раковина находилась в коридоре, туалет, разумеется, один на всю коммунальную квартиру. Был еще общий любимый кот. Когда я делала уроки, он ложился мне на шею и свисал с меня. А жили дружно, я бы сказала счастливо.

Когда вы поступали в Ленинградское хореографическое училище, Агриппина Ваганова сказала, что «из этой стрекозы с большим бантом единственной может выйти толк». Считалось, что у вас очень хорошие физические данные для танца, но ведь одаренные люди не всегда изнурительно трудятся. Как вам удалось сохранить волю, чтобы совершенствовать свой танец?

Наверное, виной тому воспитание: мне не позволяли распускаться и жалеть себя. Мама со мной была сурова и строга, по­ ощрения были, но особого рода. Я любила, когда мама читала мне вслух стихи Некрасова и Пушкина, и она соглашалась это делать, если уберу на место все игрушки. Трудности военного времени не стали оправданием для поблажек. Перед уходом на работу мама давала мне задания: связать крючком два ряда салфетки, постирать носовой платок, вымыть пол. А когда она возвращалась, мы пили чай из какой-нибудь заваренной сибирской травы.

Один из ваших любимых балетов — «Ленинградская симфония» на музыку Дмитрия Шостаковича, где партия Девушки сочинялась на вас. Опыт военных лет помогал эмоционально убедительно проживать поставленное? Или, напротив, сковывал?

Хореограф Кировского (ныне Мариинского. — Прим. ред.) театра Игорь Бельский в 1961 году ставил свою новаторскую работу как молодежное начинание, в свободное от работы время. А все мы в той или иной степени имели опыт трудностей войны. Я до сих пор не могу спокойно слушать эту музыку Шостаковича. В балете есть эпизод, где героиня падает без чувств после сцены вражеского нашествия, — а в музыке идет мощное нарастание. Так вот, я лежала на сцене и всегда рыдала. В «Ленинградской симфонии» органично слились музыка, экспрессивная хореография и лаконичное, очень выразительное графическое оформление, поэтому постановка до сих пор мощно воздействует и на артистов, и на зрителей.

Закончив карьеру балерины, вы стали педагогом, балетмейстером, профессором, теле- и радиоведущей и при этом попрежнему лучитесь светом и красотой. В чем ваш секрет?

Необходимо все время двигаться. Когда я танцевала, то целый день могла работать в зале. И теперь стараюсь заниматься. Чего и вам советую! (Смеется.) В движении — жизнь.

Справка. В репертуаре Габриэлы Трофимовны были все ведущие партии, а став балетмейстером, она занималась переносом классических спектаклей «Лебединое озеро», «Баядерка», «Щелкунчик», «Раймонда» на разные сцены страны и мира. Более пятнадцати лет Комлева вела теле- и радиопередачи о балете, несколько лет возглавляла кафедру хореографии Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. В декабре ей присуждена почетная премия «Золотая маска» за выдающийся вклад в театральное искусство.


Автор: Ольга Угарова; фото: Алексей Костромин
Источник: Проект Sobaka


Просмотров 1905




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео