На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1267; публикаций 1291; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
27/03Анна Горчакова. Танец, не знающий барьеров

Анна Горчакова Председатель правления Минской областной организации ОО "Белорусское общество инвалидов", руководитель школы танцев "Дар", волонтер ОО "Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников", инструктор по активной реабилитации Стойкость духа, жертвенность, высоко поднятая голова и улыбка вопреки всем обстоятельствам - это не какой-то букет гипербол в качестве комплимента к празднику 8 Марта. Женщины, обладающие всеми этими качествами, есть. Они ломают стереотипы, переворачивают мир других людей и мир в целом. С одной из таких посчастливилось познакомиться корреспондентам БЕЛТА.

Анна Горчакова - очень добрый и светлый человек, но при этом с волевым характером и завидной целеустремленностью. Ее достижения можно перечислять долго: многократный чемпион мира по спортивным танцам на инвалидных колясках (всего в ее копилке за 22 года набралось 58 медалей соревнований международного уровня), лауреат международной премии "Филантроп" и премии "Гордость нации", обладательница звания "Минчанин года - 2018", финалистка минского городского этапа республиканского конкурса "Женщина года - 2018" в номинации "Активная жизненная позиция" и еще много других регалий. Невероятным образом она умудряется совмещать деятельность в качестве председателя правления Минской областной организации общественного объединения "Белорусское общество инвалидов", руководителя школы танцев "Дар", волонтера общественного объединения "Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников", инструктора по активной реабилитации.

 

- Анна Викторовна, ваша активность просто поражает, и она настолько разносторонняя, что проще начать беседу с корней. Расскажите, откуда ваша сила?

- Мой папа белорус, а мама из Казахстана, где родилась и я. Но, вообще, женская линия у нас татарская. В раннем возрасте мы уехали в Германию, где отец служил. Там три с половиной года я провела в берлинской больнице. А к первому классу меня выписали, и год я отучилась в Германии. Потом Беларусь. Печи, Борисов... Можно сказать, что я коренная борисовчанка.

- Значит, вы еще и полиглот?

- К сожалению, нет. Казахский не знаю, а вот немецкий в детстве впитывала наравне с русским, но в школьные годы, увы, забыла. Учитель иностранного языка ко мне домой не ходил. Как и преподаватель химии. И я попросила родителей отвезти меня в дом-интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Полгода уговаривала. Понимала, что мне потом поступать в институт, на фабрике или заводе я со своей первой группой инвалидности работать не смогу. Мне подойдет умственный труд. Папа у меня военный музыкант, и дед тоже был военным музыкантом. Их специализация - духовые инструменты, хотели, чтобы я играла на флейте. Папа частенько брал на репетиции. Но я сказала: "Ха, мне пианино, пожалуйста!" Я все выбирала сама. Долго насчет фортепиано спорила с родителями, но настояла. За пять лет закончила семь классов, хотела продолжать музыкальную карьеру, пойти в музучилище. Но, поскольку училась на дому, попросилась в обычную музыкальную школу, сыграла им. "Круто, замечательно, - сказали мне. - А ногой на педаль ты ведь не можешь нажимать, поэтому не возьмем". Вот я и уехала в интернат.

- То есть в коляске вы были не всегда?

- После длительного лечения в Германии меня поставили на костыли и надели ортезы. Это такие железные шины, на каркас которых натянут кожаный сапог. Их используют, когда родные мышцы и суставы не держат. И ходишь, по сути на костылях, передвигая поочередно прямые ноги, подтягиваешься на руках. Тяжело. Но, несмотря на это, поступила на дневное отделение университета в Минске. Тогда была замечательная льгота - можно даже с "тройками" было пройти по пятибалльной системе. Так я и проскочила, хотя во мне подтачивали неуверенность в себе, говорили, что не поступлю - не хватит ни ума, ни сил. Я, кстати, потом была в пятерке лучших студентов. Представляете? Инвалид первой группы, переехала в Минск, одна, без родителей, знакомых и друзей, училась на дневном, получила место в общаге, моталась по всему городу из одного учебного корпуса в другой (и так пять лет, а потом еще и магистратура), была стопроцентная посещаемость - а тогда ни о какой безбарьерной среде и речи не шло. Это моя самая большая гордость. Хотя тогда-то я и подорвала свое здоровье. В итоге теперь в коляске.

- Но ведь кто-то же помогал тогда, в студенчестве?

- Конечно! Однокурсники у меня замечательные были. Сначала один проникся, второй, третий. Стали по чуть-чуть помогать. Особенно зимой, когда сугробы, гололед. Приходили, бывало, за мной в общежитие, чтобы проводить на занятия, потом обратно. И так постепенно даже между собой график наладили. А первые года два звучал призыв: "Кто сегодня Аню провожает?" - и тут же 15 человек подрывается. Такой был курс роскошный! Но все равно было тяжело: каждая ступенька - это нужно поставить костыли и отжаться. Я столько наотжималась, что даже сейчас, уже в коляске, у меня весь плечевой пояс, спина, грудь - вся эта часть закачанная. Помню, 2002 год, когда я еще ходила, к антресоли на руках подтягивалась (а на ногах ортезы, каждый по 2 кг), висела на одной руке, а второй вещи доставала или закидывала. Столько силы было, сейчас уже меньше.

- Как же вы в танцы попали?

- Меня как студента-психолога отправили на практику в Белорусский фонд помощи спортсменам-инвалидам, который развивал практику танцев на колясках как реабилитацию людей с инвалидностью. Туда же меня потом по распределению и отправили - по ходатайству фонда. Съезжались спортсмены со всей страны, я их тренировала, кого-то потом вводили в сборную по танцам на колясках. А для меня это стало отдушиной. Первая причина - музыка. Я с ней так и не рассталась. Когда предложили танцы, поняла, что снова смогу быть в музыке. Это огромное счастье и радость для меня. Впрочем как и движение - я очень активная.

- Помните своего первого партнера по танцам?

- Да, Роман Красько, студент Университета культуры, который учился на хореографа. Теперь уже с четвертым танцую. Хотя гораздо реже, чем раньше. Прежде четко исполняла две программы (и была единственной в своем классе, кто две программы выигрывал), а сейчас, учитывая всю мою занятость, танцую только одну.

 

- Кажется, будто каждый ваш шаг в жизни - это разрыв шаблона, ломка стереотипов. Много их вы уже за это время опровергли?

- Много, действительно. На меня с детства их пытались навешивать. Я обижалась, говорила, что знаю, кто я такая. Даже трудно все перечислить. Считалось, например, что я должна быть всегда дома, заниматься бытом. А я хотела выбрать профессию по сердцу и стать лучшим специалистом в своем городе Борисове.

- А в итоге оказались в столице...

- Да! Но не только. Меня приглашают преподавать в другие страны мира: Нидерланды, США. В Америку я летала три раза, давала мастер-классы. В Москве тоже. Кстати, первая чемпионка мира по танцам на колясках оттуда - моя ученица. Первый чемпион России по бальным танцам на колясках среди детей - тоже один из моих. Совершенно закрытого ребенка, который не хотел, боялся из-за тяжелейшего ДЦП - вытащила на вальс, протанцевала с ним. Он поверил, мама в него поверила, вся семья. В результате он потом и университет окончил. Таких историй много. Прежде всего в нашей стране - я много занимаюсь с детьми и в регионах.

- И много у вас учеников было и есть сейчас?

- На самом деле, я не вправе преподавать танцы как педагог, т.е. за деньги, потому что образование другое. Вот и волонтерю. Но на сегодняшний день сборная Беларуси по танцам на колясках - почти все изначально мои ученики. Аня Сиротюк, которой я ставила базу, многократная чемпионка Европы; Вероника Косач, чемпионка мира, которая тоже у меня начинала танцевать, Даша Кульш, трехкратная чемпионка мира, Ирина Можарова, победительница Кубка мира. И это я не говорю о тех девчатах и ребятах, которых сейчас тренирую. Когда я перешла в Белорусское общество инвалидов, стала заниматься с детьми, у которых тяжелейшие заболевания. Брала всех подряд: детский церебральный паралич, различные сочетанные нарушения. Например, моя девочка, которая стала серебряным призером Кубка мира и завоевала четвертое место на чемпионате Европы, парализована от первого грудного позвонка. Это прорыв - с такими заболеваниями не выдерживают конкуренции. Но я ей об этом не говорила, призналась только после выступлений. И она еще больше поверила в себя и продолжает танцевать. Диагноз Ани Бузо из Минска, победительницы Кубка мира, - детский церебральный паралич, с которым вообще тяжело танцевать. Когда голландцы ее увидели, они не поверили глазам. А еще я очень надеюсь, что из тех девочек, которых сейчас тренирую, вырастут хорошие преподаватели танцев.

 

- И это вы называете хобби? А что же тогда на основной работе - председателя областной организации Белорусского общества инвалидов?

- В должности я четыре года. Чем только не занимаюсь (хорошо, что есть помощники, например, бухгалтер нашей областной организации). Вопросами трудоустройства инвалидов, юридической поддержки, развития культуры и искусства - находим в регионе таланты и проводим фестивали разных уровней. Еще у нас четыре действующих предприятия, на которых работают люди с инвалидностью. Пятое скоро откроем, набираем работников. Организовываем отдых для нашей молодежи, проводим семинары и тренинги. Поддерживаем председателей в 20 районах - я постоянно в командировках, езжу, помогаю им решать вопросы на местах.

- Это, похоже, еще один сломанный стереотип: вы ведь не просто женщина за рулем, но еще и колясочница.

- На самом деле, таких активных, как я, колясочников много, которые по всей стране ездят. Разве что девочек, вы правы, поменьше. Просто, по статистике, мальчики чаще получают инвалидность. У них больше заболеваний. И во всякие приключения они попадают чаще, чем девочки, поэтому травмы получают быстрее. Возвращаясь к вопросу о моей деятельности, добавлю, что в ассоциации инвалидов-колясочников я во время отпуска работаю инструктором по активной реабилитации - по танцевальной аэробике.

- Где же время на семью? Вижу кольцо, значит, есть супруг...

- Который все это 17 лет терпит. Да, ему достается меньше всего внимания. Мы с ним познакомились все в том же фонде помощи спортсменам-инвалидам, куда он приехал за реабилитацией. Ему, конечно, чтобы привлечь мое внимание, пришлось сделать вид, что безумно интересны танцы. Мы даже какое-то время потанцевали вместе. Поженились, а потом он быстро с этим завязал - ведь дело сделано. Вообще, он по образованию тракторист, человек от земли. Это я такая возвышенная. Кто-то ведь должен поить, кормить, за хозяйством следить, одевать. Это делает муж. Был бы такой, как я, - беда. Я понимаю, что это неправильно, но остановиться не могу. А он прощает. По-настоящему. Я за всю свою семейную жизнь никогда не знала, сколько стоит стиральный порошок или овощи, не умею до сих пор платить за квартиру. Вы бы видели, какой у нас дома огромный цветник. И я понятия не имею, как за ними ухаживать.

- Получается, вы с мужем только вдвоем?

- Так вышло, что мое здоровье было сильно подорвано, а лекарства, которые пришлось принимать, несовместимы с беременностью. Приемного взять нельзя - по законодательству инвалиды первой группы (муж мой ведь тоже колясочник) не могут усыновлять детей. Если бы могла, троих бы родила точно. Я очень люблю детей, и они мне отвечают взаимностью. Может, Господь так решил, что я больше нужна обществу. И это лучше, чем если бы я всю себя отдала семье.

- Где же та секретная розетка, от которой вы подпитываетесь энергией? Где берете силы на все?

- А вот это, кстати, воочию можно увидеть не на моих тренировках, где танцоры о своих болячках не говорят, потому что хотят, чтобы их воспринимали красивыми и успешными, а на занятиях по активной реабилитации с ребятами, которые собираются на летний слет от ассоциации инвалидов-колясочников. Представьте, на 10 дней приезжают курсанты - люди, которые впервые выбрались в общество с момента приобретения инвалидности. Грустные, со своей трагедией и болью. А их встречают счастливые инструкторы-колясочники, как я, которые уже все это прошли, они бесконечно шутят, смеются. Волонтеры, которые это видят, не понимают, что происходит. Им понятно, почему человек в коляске грустит, но какие есть поводы для хохота? Но постепенно курсанты втягиваются в рабочую, но при этом веселую и легкую атмосферу - и на десятый день смеются все. Знаете, многие из них такую путевку в жизнь получают, что редко кто остается потом сидеть дома. Устраиваются на работу, поступают в институт, женятся, выходят замуж. Был один случай, который никогда не забуду. Я даже расплакалась. Когда мы проводили курсантов и собрались, чтобы проанализировать прошедший слет, одна из курсанток, добравшись домой, нам позвонила. После курса реабилитации она впервые за 10 лет забралась самостоятельно в ванную. Позвонила и сказала нам: "Спасибо, ребята. Я за 10 лет впервые попала в ванную. Я счастливый человек. Абсолютно". И тут все инструкторы как закричат: "Ура!". Ведь это маленькая, но такая безумная, самая настоящая победа. Нет чувства лучше, чем когда ты приносишь людям радость и счастье. Это так заряжает! Никакие деньги, карьера, никакие награды и медали этого не заменят.

- Вот хотела спросить про ваше жизненное кредо, да вы сами уже и ответили.

- Я без этого не могу. Был этап в жизни, когда уволилась из фонда помощи спортсменам-инвалидам (по причинам, связанным со здоровьем). Денег не было совсем. И я устроилась на работу в офис оператора мобильной связи, занималась подключением, но продержалась только девять месяцев. Поняла, что деньги для меня не важны. Случилось так, что я попала в больницу на три дня. Там встретился парнишка-колясочник, который много лет сидит дома, никуда не выбирается. Я ему рассказываю, как благоустроить квартиру под себя, как сдать на права, попасть на слет по активной реабилитации, как трудоустроиться. И он вдохновился. Через несколько недель или месяц ко мне на работу приходит женщина, не видит, что я в инвалидной коляске, и начинает рассказывать, что ей нужно подключить сына, который сам в офис подняться не смог - он колясочник. Начинает делиться радостью: "Такое счастье. Мой сын недавно чемпионку встретил, а она ему рассказала такое, что мы уже тут и на работу устраиваемся, из дома выбрались, на мероприятия ездим, телефон вот хотим мобильный подключить, чтобы с людьми общаться, в жизни быть..." А я слушаю и понимаю, что она о том самом парне. И думаю: "Что я здесь делаю?" Я ведь не могу обойтись без этого - не дарить этой радости, не возвращать счастье в семьи. И уволилась…

- За что вам большое человеческое спасибо! 


Автор: Екатерина Князева; фото: Оксана Марчук
Источник: БЕЛТА


Просмотров 1887




Последние новости















 
 
Новости

В Большом театре мировая премьера балета "Дягилев"
 

На Новой сцене Большого театра 24 и 25 июня мировая премьера балета "Дягилев". Согласно пресс-службе ГАБТа, зрителей ожидает переплетение современной хореографии и исторического сюжета, где музыка, танец и сценография идут вслед за причудливыми перипетиями историй — истории любви, балета и искусства.

На Новой сцене Большого

Чистосердечное китайское признание
 

На сцене Кремлевского дворца состоялось открытие XVII Чеховского фестиваля: китайская Группа восточных исполнительских искусств представила спектакль "Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа", созерцательная красота которого убаюкала Татьяну Кузнецову.

Путешествие легендарного пейзажа

Весна патриарха
 

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) состоялся трехчастный гала-концерт в честь 50-летия первого танцовщика, народного артиста России Георги Смилевски, в котором вместе с героем вечера танцевали его дети и все ведущие артисты театра. "Третьей молодости" премьера-юбиляра не перестает удивляться Татьяна Кузнецова.

Танцовщик Георги Смилевски

ПолянаАртФест
 

С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.

Конференции, мастер-классы ...

Урал Опера Балет
 

В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.

Сказки Перро

"ПолянаАртФест
 

Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.

Старт приема заявок

Мулен Руж
 

Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела. 

Скончалась балетмейстер Джанет Фараон

Артисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь"
 

Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.

И это прекрасно!

Балетный спектакль "Две Анны"
 

В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.

 
 
 
Публикации

До старта Форума осталось 30 дней
 

Через месяц площадка курорта Красная поляна, Сочи 960 превратится в город танца, станет местом коммуникации танцующих детей, их родителей, звезд танцевальной индустрии. С 20 по 26 июня 2025 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, при информационной поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Краснодарского края, пройдет Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест".

На форуме ожидается около 2000 человек

Движение развивает мозг
 

"Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента. Занятия танцами помогают не только приятно провести досуг, но и способствуют физическому и эмоциональному развитию.

Физическое развитие

Инклюзивные балы в России
 

Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.

К новым высотам

Творец должен быть недоволен собой
 

Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...

Владимир Васильев встретил свое 85-летие

Тамара Карсавина
 

Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.  

Таточка стала действительно одной из нас

Про шоу
 

Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.

Состовляющие шоу

Приморье переживает массовое увлечение балетом
 

- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.

Почему в Приморье?

Что такое классический русский балет?
 

Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позд­ней­шие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы раз­гля­деть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть

8 вещей, которые важно знать

Танцы Африки: ритм и истоки
 

При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео