Moscow Irish Dance School Iridan - «Московская Школа ирландского танца «Иридан» - начала свое шоу в ДК МАИ обычным для таких представлений опозданием, дожидаясь, чтобы публика «нетерпеливо зарукоплескала». Потом ведущие вкратце пояснили, что такое Ирландия, и начались сами танцы. Жаль, что устроители пренебрегли другой важной традицией – спрыскивать сцену водой …
…Ирландский народный танец, популярный в мире, как все оригинальные этнические пляски – вещица весьма темпераментная и, как практически все народные танцы, исполняется ансамблем. Поэтому танцоры, отбивая суперзадорную чечетку, поднимали клубы пыли.
Ирландский танец – это на 99 процентов танец ног. Руки танцоров, как правило, безучастно висят вдоль тела, ну, может, хлопнут пару раз в ладоши за весь танец. Можно предположить, что для ирландцев, проживающих примерно на широте Волгограда, изначально эти телодвижения были ничем иным, как способом согреть ноги. Руки, и все остальное, вероятно, у потомков древних кельтов мерзнет меньше.
Вряд ли кто-то станет спорить, что ирландский танец - из тех, что интереснее танцевать, нежели наблюдать. Это ни в коей степени не умаляет его эстетических достоинств, однако несомненно же, что бить чечетку полезно для здоровья, это медицинский факт. Низкочастотная вибрация со сменяемым ритмом, наподобие массажа, выбивает из тканей человеческого тела шлаки, стимулирует молодых и омолаживает пожилых.
Авторы шоу, предполагая, что неподготовленной публике ирландский танец покажется визуально бедноватым, по-видимому, решили подчеркнуть его необычность сравнением с другими фольклорными танцевальными традициями, в чем и преуспели. Оригинально и выразительно выглядел русско-ирландский перепляс, хотя явно подчеркнул большее хореографическое богатство русского танца.
Перед хореографом, занимающимся ирландским танцем, стоит та же задача, что и перед сценаристом «мыльной оперы» – из ограниченного набора приемов выделывать все новые и новые комбинации, желательно, интересные. Как этого достичь, если композиции в основном отличаются друг от друга только составом, возрастом и количеством участников, костюмами и аккомпанементом. Такое, вероятно, может по достоинству оценить только природный ирландец (ну, а какому народному танцу нельзя в той или иной степени предъявить той же претензии?).
Создатели шоу вышли из этой эстетической коллизии с честью. Достоинства и особенности ирландской пляски подчеркнул изящно вошедший в ткань представления ансамбль индийского танца «Джанкар». И еще: как в действе, главный герой которого – ритм, могло не появиться испанское фламенко? Его представил безымянный, но очень старательный ансамбль, подтвердивший древнюю истину: фламенко нельзя научиться, с ним надо родиться. Хотя… учиться тоже стоит.
Украсил шоу своим участием виртуозный скрипично-балалаечный дуэт «Би-джюс», встреченный удивленными, но горячими аплодисментами.Общечеловеческий пафос представления явствен, похвален и несомненен: мир един, и танец - одно из самых простых средств скрепить его единство. На представлении в ДК МАИ связующей нитью послужил ирландский танец. Под ирландскую музыку, оказывается, вовсе не сложно танцевать индийский катхак, а под кубинскую хабанеру с девушками в цветастых платьях «в горох» с удовольствием и вполне органично отплясывают горячие ирландские, пусть и московского разлива, парни.
Справедливости ради заметим, что ирландский танец весьма впечатляющ и без оглушительного стука каблуками и свойственных ему больших батманов. Скажем, «Ирландский девичий», исполненный в мягкой обуви, выглядел весьма женственно и лирично. Но, по контрасту, молодые ириданцы в чисто мужском переплясе были грозны и даже инфернальны. Кроме того, публика была приятно удивлена юмористической степ-композицией в стиле Фреда Астора. Стремление не замыкаться в рамках одной традиции и отсутствие кланового снобизма весьма похвальны. Своим искусством публику порадовали как взрослые учащиеся «Школы», так и ее «первоклашки», причем в безупречном чувстве ритма и станцованности дети ничем не уступали взрослым. Жаль, что конферанс – слово старинное какое – хоть и присутствовал, но был малоинформативен. Если бы ведущие не пытались острить, что у них далеко не всегда получалось, а в легком, непритязательном стиле посвятили бы малосведущую публику в историю ирландского танца, заострили бы ее внимание на особенностях и достоинствах своего любимого искусства, то представление от этого только бы выиграло.
Потребность в таком ликбезе была: в антракте автором этих строк было замечено, как в фойе одна из юных участниц, будучи поймана за подол заинтересованными зрителям, охотно и быстро просветила их в тонкостях ирландского танца, чем, я думаю, привлекла под оранжевые знамена новых адептов. Украсил бы шоу и коротенький практический мастер-класс с разъяснением и демонстрацией основных па и положений.
Ну, да какие их годы, энтузиазма, энергии и прыгучести «Иридану» не занимать. Будем надеяться, что все лучшее у них еще в будущем.
Людмила БЕЛЯКОВА
Просмотров 7231