На сайте всего: анкет коллективов 687; имен 786; новостей 1215; публикаций 1212; фоторепортажей 804; объявлений на форуме 1381; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
19/11Великая Майя!

Майя Плисецкая, которой 20 ноября исполняется 85 лет, – это воплощенный Большой балет. Впрочем, она шире балета в его узко-традиционном понимании. Она ввела в классическую хореографию и полную метафор пластику японского театра, и фламенко, и современный танец под джаз.  Плисецкая стала в 20-м веке символом смелого человека, находящегося в постоянном поиске искусства. Она преодолевает любые преграды: от чрезмерного традиционализма культуры – до косности политических догм государства, которое даже в новой пластике видело нечто опасное для себя.  Майя Плисецкая заострила балетную пластику, ввела в хореографию новые элементы и придала особый вес характерным, эмоционально многогранным ролям.
Ее талант объединил балетный интернационал: многие хореографы мира хотели ставить спектакли для Плисецкой, и ряду выдающихся мастеров повезло это сделать. Сегодня российский балет зачастую слишком переимчив и калькирует западные образцы. Во времена Майи Плисецкой он демонстрировал уверенность в собственных силах, не сомневался в своем изобретательском потенциале и широчайших возможностях танцевального искусства. Плисецкая, вечный революционер в искусстве, всегда испытывала жажду первооткрывательства – и утоляла ее.
«Я всю жизнь сопротивляюсь»
Эти слова Майи Плисецкой отражают суть ее характера. Ее лозунг - «Не смиряйтесь!». Она выстроила свою жизнь вопреки бедам (в 1938 г был репрессирован ее отец, генеральный консул на Шпицбергене Михаил Плисецкий). Вопреки официальным установкам – не работать с западными хореографами. А также вопреки балетным травмам, которых было множество. Жизнь Плисецкой в творчестве и вне его – настоящая победа воли, триумф убежденности в правоте художника. Она – экспериментатор, творческий «дуэлянт», ищущий вызовы для своего таланта и с упоением отвечающий на них.
Не случайно Плисецкой всегда прекрасно удавались темпераментные, волевые и одновременно живые, как ртуть, героини с явным актерским началом. Это Одиллия в «Лебедином озере» Чайковского, Эгина в «Спартаке» Хачатуряна, Китри в «Дон-Кихоте» Минкуса, Хозяйка Медной горы в «Сказе о каменном цветке» Прокофьева, «Безумная из Шайо» Щедрина. Эти роли выражали характер Плисецкой, ее умение отдаться стихии танца и чувств целиком.
Искусство Плисецкой не просто прорывалось, но даже жило «по ту сторону» железного занавеса. Для нее ставили балеты великие зарубежные хореографы – французы Морис Бежар и Ролан Пети (второй – по личному разрешению Брежнева). Плисецкая с начала 1980-х руководила балетом Римской оперы и Испанским национальным балетом в Мадриде. Балерины на панно работы Марка Шагала в Метрополитен-опера отчасти «списаны» с нее – Плисецкая с ее красотой и царственностью всегда была прекрасной моделью для художников. Одни только знаменитые снимки фотомастера-классика Ричарда Эйвдона чего стоят!
Поклонниками Плисецкой была чета Кеннеди (балерина трижды гастролировала в США в 1960-е годы). В 1986 г Франсуа Миттеран, тогдашний президент Франции, наградил балерину Орденом Почетного легиона. Костюмы для ее спектаклей делал легендарный кутюрье Пьер Карден. За Плисецкой, которую сделало «гражданкой мира» ее искусство, всегда пристально следило КГБ, балерину не раз не пускали за рубеж. Однако ее талант и известность преодолели все границы.  
Плисецкая разрушила стереотипы о возрастных пределах жизни в балете, станцевав спектакль в 75 лет! Тогда, 10 лет назад, она исполнила в Токио в спектакле Мориса Бежара «Крылья кимоно» роль Небесной феи, причем в пластике театра. Стилистический эксперимент в чистом виде! Впрочем, это вполне в ее вкусе, не зря же Бежар называл ее «гением метаморфоз»!
1290154689_pliseckaja.jpgРоман ее жизни
Чтобы описать жизнь балерины, недостаточно даже ее увлекательной автобиографии «Я, Майя Плисецкая», которая сейчас переведена на полтора десятка языков. Тут можно было бы написать роман-многотомник, с книгой первой – «Взросление в семье дяди и тети Мессереров» (балетных танцовщиков и педагогов), книгой второй – «Романтические роли в Большом театре» (партии Маши в «Щелкунчике» и Авроры в «Спящей красавице» Чайковского, Жизели в балете Адана).
В объемном биографическом труде можно было бы посвятить отдельный том работе в 1960-1970-е гг. с французскими хореографами («Болеро» Равеля, Айседора в одноименном балете и «Ave, Майя» у Бежара, «Гибель розы» у Пети). Можно выделить в особую главку «Федру» (1984) в хореографии Сержа Лифаря, русского балетмейстера и танцовщика, возглавившего балет парижской Гранд-опера. Сначала Плисецкая танцевала «Федру» в Париже, затем в Риме и в Москве, в Театре оперетты…   
Интересна была бы и кубинская глава ее творчества, связанная с хореографом Альберто Алонсо и начавшаяся в 1967 году с «Кармен-сюиты» (музыка Бизе в обработке мужа Плисецкой, композитора Родиона Щедрина). О красавице-цыганке Алонсо сказал: «Вся жизнь Кармен – коррида». Лучше Плисецкой исполнить Кармен не смог бы никто. Точно так же как в опере в партии Кармен не было равных Елене Образцовой, актрисе столь же волевой и лишенной творческих предрассудков. Балет с Плисецкой был экранизирован в кино в 1969 г и на телевидении – в 1978 году.
О работе Плисецкой с Юрием Григоровичем можно написать целую монографию. Григорович с 1964 года был главным балетмейстером Большого театра и нашел звездные роли для всех талантливых артистов труппы – Майи Плисецкой, Владимира Васильева, Екатерины Максимовой, Мариса Лиепы, Михаила Лавровского, Натальи Бессмертновой и Нины Тимофеевой. Плисецкая стала в 1965 году первой исполнительницей роли влюбленной и несчастной ревнивицы Мехменэ Бану в «Легенде о любви» Арифа Меликова.   
А вот еще часть романа-биографии Плисецкой: постановка балетов Щедрина «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой» в качестве хореографа. В спектакле «Анна Каренина» (1972) сложилось легендарное трио: Плисецкая – главная героиня, Лиепа – Вронский, Фадеечев – Каренин. Она создала дерзкую эротичную хореографию, насыщенную, говоря ее словами, «фрейдистскими мотивами». И, как всегда, эмоции били через край.
Лирические роли: случались неудачи
Из самых удачных лирических ролей Плисецкой – миниатюра «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса. Здесь балерина была наследницей Анны Павловой, которой рисунок хореографии предложил талантливейший Михаил Фокин. Однако Плисецкая по цитируемости ее работы превзошла свою предшественницу. Долгие годы телевидение показывало эту знаменитую миниатюру в исполнении Плисецкой, и публика хорошо запомнила придуманный ею танец рук (сейчас он уже стал классикой). Руки балерины были трепетными, тревожными, то зависали в бессилии, то двигались импульсивно, в стремительной агонии. «Неумирающий лебедь» - так назвал в свое время Павлову один из английских балетных критиков. То же самое можно было бы сказать о работе Майи Плисецкой.       
А вот Одетта из «Лебединого озера» получалась у Плисецкой не слишком убедительной. Такие романтические партии идеально исполняла старшая коллега Плисецкой Галина Уланова. По поводу Джульетты в версии Плисецкой критики тоже выражали скепсис. В этой роли эталоном была опять-таки Уланова - ее танец в «Ромео и Джульетте» в постановке Леонида Лавровского (сохранилась телеверсия), бесспорно, великолепен. Плисецкая с ее бурной энергией и зажигательным юмором попросту была шире и колоритнее этих лирических ролей.
Русский бренд «Плисецкая»
В январе 1990 года Майя Плисецкая ушла из Большого. Зато в 1994 году появилась новая яркая труппа – «Имперский русский балет» под руководством Гедиминаса Таранды. Инициатива его создания исходила от Плисецкой, которая стала его президентом и объехала с этим коллективом те страны мира, в которых еще никогда не была. С того же 1994 года существует ежегодный международный балетный конкурс «Майя». Плисецкая давно стала балетным брендом России за рубежом, и даже шире – одним из символов России. Отчасти именно благодаря ей 20-й век прошел под знаком советского балета. Сегодня, когда некоторые отечественные хореографы капитулируют перед западными коллегами, нелишне вспомнить о совсем недавней истории Большого балета, в которой есть огромная глава под названием «Великая Майя».

Фото с сайта slovari.yandex.ru


Автор: Ольга Соболевская


Просмотров 5232




Последние новости















 
 
Новости

XXV-й Кубок мира - праздник двойной!
 

Кубок мира - это всегда праздник танца, а с юбилеем - двойной! 30 октября 2021 года организатор Кубка мира заслуженный деятель искусств России, почетный вице-президент WDC, президент РТС Станислав Попов проводит свой традиционный турнир.

30 октября 2021

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА ХОРЕОГРАФАМ: АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО и ИМПРОВИЗАЦИЯ для ТАНЦОРОВ
 

ХОТИТЕ ЧТОБЫ ВАШИМ ТАНЦОРАМ ВЕРИЛИ? Ждем вас на семинар, который поможет сделать актером каждого, кто будет использовать полученные на нем знания.

15 – 16 октября

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ 300 000
 

Друзья!!! Грядет событие которое не оставит равнодушным никого в мире искусства!!! Впервые в России пройдет фестивальный спектакль! Мир творчества такого еще не видел. Мы отправляем это письмо именно Вам, так как по нашему мнению, Ваш коллектив сможет украсить наше мероприятие!

22 мая 2021 г.

ВСЕ ЗВЕЗДЫ российской tap-dance сцены – в одном красочном танцевальном шоу
 

24 апреля 2021 года, на сцене культурного центра "Вдохновение" пройдёт конкурсная шоу-программа "Звезды Степа 2021". В схватке за танцевальное превосходство сойдутся представители ведущих тэп-студий и школ России.

Звезды Степа 2021

ЧТОБЫ РАДОВАТЬ ОБИТАТЕЛЕЙ РАЯ
 

Ушел из жизни Заслуженный артист РФ, профессор РАТИ (ГИТИС), актер, всемирно известный мастер чечетки, автор книг и многих танцевальных проектов, педагог и артист от Бога, признанный талант - Владимир Иванович Кирсанов. Сегодня 20 марта 2021 года наш мир стал тише и беднее, его сердце остановилось.

Светлая памят

ЗОЛУШКА-ПАРИЖАНКА
 

В Киноцентре "Октябрь" смотрите балет "Золушка" в постановке Рудольфа Нуреева со сцены Парижской национальной оперы. После показа обсуждение с писателем, историком балета Ириной Дешковой и художественным руководителем балетной труппы МАМТ Лораном Илером.

Балетная "Золушка"

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА ХОРЕОГРАФАМ. РАБОТА С ДЕТЬМИ: творческий процесс от А до Я
 

Невероятная новость для тех, кто работает с детскими творческими и танцевальными коллективами. Методико-эстетический центр поддержки хореографии "Танцевальный клондайк" приглашает посетить семинар и поучиться у прекрасных спикеров.

9 – 10 апреля 2021

ТВОЙ ТАНЕЦ. ТВОЕ ПРОСТРАНСТВО
 

Долгожданная радость! После длительной изоляции конкурс DANCE SPACE выходит на танцевальный просторы. 17 апреля 2021 года Всероссийский фестиваль-конкурс детского танца DANCE SPACE приглашает всех желающих.

Конкурс выходного дня

БОЛЬШЕ ТАНЦЕВ. Больше моря. Больше танцевальных деревень!
 

Самоизоляция отступает, танцевальные деревни наступают. Проект "Танцевальная деревня" и культовый пансионат DANCING VILLAGE дружили давно и от дружбы этой выигрывали. На наших заездах в этом году ждите новые конкурсные программы. 

 
 
 
Публикации

Олег Ивенко: "Не добиться результата для меня - это стыд"
 

"Благодаря закалке и характеру я сейчас там, где я есть", — признается Олег Ивенко. Сегодня известный танцовщик, премьер Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля — звезда не только сцены, но и кино.

Да! Один раз мне предложили сыграть солдата.

Ушёл на танцы
 

Хореограф, участник танцевальных проектов на федеральных каналах рассказал о том, как оказался на телевизионных шоу и для чего он приезжает в самый яблочный город Башкирии.

— Здесь есть люди, которые хотят продвигать танцевальную культуру.

Куда идти и что смотреть на фестивале балета Dance Open 2021
 

Акрам Хан, Александр Экман, странные танцы, фламенко и "Балетная азбука": XX cезон фестиваля Dance Open встречает новую реальность. 

В постановках Национального балета природная страсть

Не стать выжатой тряпкой
 

Как чувствовать себя бодрым в течение всей недели.

Ну и важной составляющей хорошего самочувствия является режим жизни

"Французское кино в чистом виде". Каким был Жан-Поль Бельмондо
 

На 89-м году умер Жан-Поль Бельмондо. За свою карьеру актер снялся более чем в 80 фильмах, а всемирную славу ему принесла роль Мишеля Пуакара в дебютном фильме отца французской "новой волны" Жана-Люка Годара. Бельмондо работал с лучшими французскими режиссерами и, по словам Франсуа Трюффо, был "самым совершенным европейским актером".

Когда молодой человек сообщил о решении стать актером

"Зумба – это легко, весело и эффективно"
 

Фитнес-инструктор о занятиях с пенсионерами и инклюзивных уроках.

К нашей группе в любой момент могут присоединиться новенькие

Полноценный дуэт
 

Как Дмитрий и Кристина Кумченко из Белгорода нашли себя в танцах.

— Что вы больше всего цените друг в друге?

ДЕРЖИМ СВОЮ МАРКУ!
 

Творческое объединение «Созвездие ПЛЮС», Клуб развития детей и руководителей творческих коллективов «ОРЕХ», при поддержке проекта «Танцевальный клондайк», Института Искусств Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, приглашают в г. Пушкино.

17 – 19 декабря 2021

"Back to life": интервью с балериной Аделией Камалиевой
 

Волга Ньюс побеседовал с ведущей солисткой Самарского академического театра оперы и балета Аделией Камалиевой, исполнившей главную роль в премьере "Back to Life" в постановке Юрия Смекалова. Аделия рассказала о своей роли и онлайн-репетициях, о работе с Юрием Смекаловым и о том, что значит для нее фраза "back to life".

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео