На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1267; публикаций 1291; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
06/12Балет без правил
Современный танец часто путают с балетом. В принципе, особой ошибки тут нет. Просто надо представить, что труппа прибила режиссера, хореографа и солистов, выбросила балетные пачки и пуанты, разобрала Большой театр по бревнышкам и на обломках театра языком танца задумчиво рассказывает вам о происшедшем.

Если балет — это эротика, то контемпорари-дэнс — это секс. Академическое искусство стремится скрыть слишком человеческое — современный танец его выпячивает. Если принцип балета — это гармония, тяга к идеалам красоты и пропорциональности, то контемпорари-дэнс — это дисгармония, отсутствие эталонов, вопросы без ответов. Современный танец — это о том, что принцев и золушек не осталось, а есть обычные люди с кучей комплексов. Вместо танца маленьких лебедей — человек с безумным взглядом, лезущий на стену, сбивающий руки в кровь, падающий и вновь поднимающийся. Нам, живущим в начале нового века, не нужно объяснять, кто этот человек. Это мы сами.

Контемпорари-дэнс — это балет для 20—30-летних. В конце весны — начале лета, когда все прочие виды искусства разъезжаются на курорты, в России на короткое время наступает царство контемпорари-дэнса — самого свободного из искусств, главным правилом которого является нарушение всех правил.

.. Последняя громкая премьера: спектакль Дарьи Бузовкиной и Тараса Бурнашева «Найди 8 отличий» в Театре Луны, восемь комбинаций взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Зал растерян, смят, раздавлен: «Я, кажется, понял, зачем на тебе женился», — доносится шепот с соседних кресел.

Н-да. Есть что-то человеческое в контемпорари-дэнс.  А вот чего в нем нет:

  1. Изнурительных занятий с 9 утра до 6 вечера у балетного станка. В отличие от артистов балета у танцоров контемпорари-дэнс было, как правило, нормальное счастливое детство, а не всесоюзная академическая тюрьма имени балерины такой-то (в простонародье — хореографическое училище). Поэтому глаза у контемпорари-танцоров (их принято называть перформерами) горят ровным, ярким блеском и в них нет боязни провала, ошибки — в отличие от балерунов, у которых вечно затравленный вид, как у пудельков на прогулке.
  2. Пуантов и балетных пачек. Этим сегодня никого не удивишь — классический балет тоже начинает потихоньку снимать свою академическую  броню. Но в контемпорари-дэнс изначально было принято  танцевать… ну не в чем мать родила, но, скажем так, во что мать успела наскоро собрать перед дальней дорогой. В рубашечках клетчатых. В халатах. Как правило, босиком. Босая нога — символ контемпорари-дэнс.
  3. В спектаклях контемпорари-дэнс нет  сюжета в привычном смысле: вот сейчас выскочит прынц, обымет Золушку, а потом все вместе станцуют от счастья. Сюжет здесь внутренний, он развивается не линейно, а системно.
  4. Про контемпорари-дэнс не скажешь плачущим голосом телеведущей Оксаны Пушкиной: «Кагда она танцавала в Бальшом». Разве что в качестве исключения, на вручении премии «Золотая маска». Зато запросто танцуют в клубах, в помещениях бывших заводов и фабрик, на показах мод и просто на улице. 
  5. Здесь не бывает второстепенных танцоров, кордебалета, подтанцовки. Каждый артист — главный герой, само искусство — чрезвычайно самолюбивое, эгоистическое и индивидуалистическое. Главный мотив современного танца — Я, Я в мире. Поэтому здесь не работает принцип заменяемости: поменяешь танцора — получишь совершенно другой спектакль.
  6. Неважны рост, вес, комплекция танцора. В отличие от балета, где важна идея невесомости, в современном танце  танцор знает о том, сколько весит тело, сколько весит рука, и использует это в своих движениях.
  7. Для того чтобы танцевать современный танец, необязательно иметь диплом о хореографическом образовании. Можно вообще не иметь никакого диплома. Достаточно просто иметь руки и ноги. И — голову...

Определение 

Даже само определение — контемпорари-дэнс — не является ни точным, ни окончательным. От остальных видов искусства он отличается тем, что правила в нем еще не до конца сформулированы: такое редкое ныне искусство-лаборатория.

Если и можно как-то сформулировать нормы современного танца, то это «неголый человек на неголой сцене». Главный герой — человеческое тело. Вместо декораций на сцене — странные конструкции, на худой конец — видеоинсталляция. «Перформер ничего и никого не изображает, — говорит критик Наталия Курюмова. — Он ни больше ни меньше, чем тело в настоящем.  В идеале современный танец стремится выйти за рамки искусства и стать орудием самопознания и саморазвития».

Происхождение

Многие наши радости сегодня принято разрабатывать для нас без нашего участия, в тиши продюсерских кабинетов. Русский контемпорари-дэнс, как подлинно народное искусство, вызревал сам собой, в утробе промышленных городов, без помощи продюсеров-ассенизаторов. Подобно тому как рэп начинался в негритянских гетто, контемпорари-дэнс появился не в столицах, а в провинции. На Западе это случилось еще в середине ХХ века. В России в 80-е годы прошлого века тоже вдруг ниоткуда появились в разных городах люди, которые хотели говорить при помощи тела, но по-своему. 

Контемпорари-дэнс — искусство нервное, спонтанное, искусство горестного выдоха: оно появляется тогда, когда словами всего, что с тобой происходит, не объяснишь, а молчать нет сил. Тогда ты отпускаешь тело, и оно говорит за тебя. Так начинается контемпорари-дэнс: формально  напоминающий балет, по внутреннему напряжению — театр, а по ассоциативности — симфоническую музыку.

Переломным моментом для нашего контемпорари-дэнс стал прошедший в1992 году в России первый American Dance Festival — один из главных международных смотров современного танца. Ключевые слова для общения с зарубежными коллегами: Марта Грэхем, Лимон, Каннингхем, «12 нет» Джадсон-церкви  (свод антиправил современных перформеров, главный принцип — «А пошли бы вы со своим «Лебединым озером»).

Для чего и из чего

Из чего состоит контемпорари-дэнс? Современный танец — это плавильный котел, в котором собраны все пластические приемы, которые накопило человечество (элементы разных видов танца — балета, народных, эстрадных, а также пантомима, йога, тай-чи), плюс видео, театр, музыка, рисунок. Зачем понадобилось перемешивать, зачем микс? Дело в том, что сложившиеся формы академического искусства (балет, опера, оперетта) — это мертвая, застывшая материя. Языком балета или народного танца невозможно выразить гамму чувств и эмоций, переполняющих современного человека. Тот же балет — это язык музея, запасника. А хочется, чтобы, во-первых, было о тебе и обо мне, во-вторых — чтобы танцевали такие же, как ты и я. В ситуации всемирного одиночества, в которой оказался человек нашего времени, в тисках общества потребления балерина, отсчитывающая такты, или актер, долдонящий текст «Трех сестер», не дает ответа на эти вопросы. А хотелось бы.

О чем

«Эпитафия для Барби и Кена. Имплантация кровеносной системы. Кен проливает первую кровь... продолжение следует». «Все, что во мне есть, есть во мне сейчас. Значит, я могу открыть любую из дверей моих внутренних комнат, когда захочу». «Это история, в которой следователь, преступник и жертва — собственное тело…» (из анонсов спектаклей).

Если балет — это способ говорить при помощи тела, то контемпорари-дэнс — это способ размышлять при помощи тела. Не случайно человек, который хочет, чтобы его лучше поняли, начинает бессознательно помогать себе руками, рисовать в воздухе эллипсы и окружности. Почему? Потому что наше тело гораздо умнее, чем наши мозги: оно лучше нас знает, что мы на самом деле хотим сказать. Попросите вашу девушку утром, перед уходом на работу, языком пластики описать, что она думает по поводу предстоящей встречи с боссом, который требует финансовый отчет. Гарантирую: вы получите недетское, острое удовольствие. Вы поймете, что страсть еще живет в ее хилом теле. Особенность российского контемпорари-дэнс в том, что у нас, в отличие от Запада, вообще получился полный «танец на уме»: русские ни на кого не похожи, потому что в спектаклях говорят о вещах внутренних и сложных.

Ассоциативность — это вторая особенность контемпорари-дэнс. Здесь никто не объясняет зрителю, что он видит. Нельзя даже приблизительно точно сказать, «о чем» или «про что». Есть  идея спектакля, но поди разбери, что означает, когда она и он катают по сцене апельсины. О чем — это ты должен понять сам. Или не понять.

Наконец, контемпорари-дэнс — наиболее абстрактный (наряду с музыкой) вид искусства. Здесь есть наибольший простор для самостоятельной трактовки увиденного: это дает возможность быть равноправным участником художественного процесса.

Кто и где

Екатеринбург. По общему признанию — столица российского контемпорари-дэнс. Отдаленность Екатеринбурга от московских любителей продавать и перепродавать помогла жанру сохранить четкие представления о том, что есть искусство танца, а что — подтанцовка у певицы Валерии. Ветеран российского контемпорари-дэнс — легендарный екатеринбургский театр «Провинциальные танцы» (Лев Шульман — основатель,  Татьяна Баганова — хореограф, художественный руководитель). «Арт-фабрика» Ольги Паутовой. Проект «Киплинг». В городе есть  школа и факультет современного танца при университете.

Челябинск. Признанный за рубежом Театр современного танца Ольги Поны. Пластическая группа «Море Лаптевых».

Москва. Кинетический театр Александра Пепеляева. «Камерный балет Москва», театры «ПО В С Танцы», Zero. С 2001 года агентство театров танца «ЦЕХ» ежегодно проводит в Москве летнюю школу, фестиваль российских театров танца, круглогодичный проект «Перформания». Цель — развитие  отечественного контемпорари. 

Санкт-Петербург. Театр танца «Игуан» (Михаил Иванов и Нина Гастева). Школа джаз-модерн-танца и танцевальная компания «Каннон-данс» (Вадим и Наталья Каспаровы).  

Что будет

Многие российские критики считают, что  полноценное развитие жанра в России возможно лишь при участии западных специалистов. А вот  западных хореографов больше привлекает именно специфичность русского контемпорари-дэнс — так, Аат Хухей, директор Школы  танца в Амстердаме, является яростным приверженцем «русской идеи» в танце: «Сегодня именно у русских — благодаря тому, что у них нет заученных приемов — выстраивается самобытный современный танец».

Представители академических искусств до сих пор воспринимают современный танец как детскую забаву, но очень может статься, что как раз контемпорари-дэнс станет прообразом нового искусства XXI века. Культурологи отмечают, что все нынешние формы искусства в этом столетии будут стремиться  к полному соединению и слиянию. В таком случае именно контемпорари-дэнс — в силу своей эластичности и демократичности — имеет все шансы стать площадкой для такого своего рода нового Вавилона искусств. Для 20 — 30-летних людей, которые воспринимают искусство не как застывшую красоту, а как навык, именно контемпорари-дэнс может стать грандиозной обучающей программой для «работы» с миром. Объем информации, получаемой нами, увеличивается с каждым днем, и главной  проблемой становится не количество  информации, а ее отбор. Как выбрать то, что нужно, как запоминать мириады цифр, фактов? Помочь здесь может только хорошо развитая интуиция, образное, ассоциативное мышление. Для развития этих навыков сегодня не обязательно посещать тренинги и семинары: современное искусство, в том числе и контемпорари-дэнс, предоставляет такую возможность почти бесплатно.

Андрей Архангельский

Источник: Журнал "Огонек"




Просмотров 8396




Последние новости















 
 
Новости

В Большом театре мировая премьера балета "Дягилев"
 

На Новой сцене Большого театра 24 и 25 июня мировая премьера балета "Дягилев". Согласно пресс-службе ГАБТа, зрителей ожидает переплетение современной хореографии и исторического сюжета, где музыка, танец и сценография идут вслед за причудливыми перипетиями историй — истории любви, балета и искусства.

На Новой сцене Большого

Чистосердечное китайское признание
 

На сцене Кремлевского дворца состоялось открытие XVII Чеховского фестиваля: китайская Группа восточных исполнительских искусств представила спектакль "Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа", созерцательная красота которого убаюкала Татьяну Кузнецову.

Путешествие легендарного пейзажа

Весна патриарха
 

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) состоялся трехчастный гала-концерт в честь 50-летия первого танцовщика, народного артиста России Георги Смилевски, в котором вместе с героем вечера танцевали его дети и все ведущие артисты театра. "Третьей молодости" премьера-юбиляра не перестает удивляться Татьяна Кузнецова.

Танцовщик Георги Смилевски

ПолянаАртФест
 

С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.

Конференции, мастер-классы ...

Урал Опера Балет
 

В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.

Сказки Перро

"ПолянаАртФест
 

Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.

Старт приема заявок

Мулен Руж
 

Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела. 

Скончалась балетмейстер Джанет Фараон

Артисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь"
 

Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.

И это прекрасно!

Балетный спектакль "Две Анны"
 

В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.

 
 
 
Публикации

До старта Форума осталось 30 дней
 

Через месяц площадка курорта Красная поляна, Сочи 960 превратится в город танца, станет местом коммуникации танцующих детей, их родителей, звезд танцевальной индустрии. С 20 по 26 июня 2025 года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, при информационной поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Краснодарского края, пройдет Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест".

На форуме ожидается около 2000 человек

Движение развивает мозг
 

"Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента. Занятия танцами помогают не только приятно провести досуг, но и способствуют физическому и эмоциональному развитию.

Физическое развитие

Инклюзивные балы в России
 

Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.

К новым высотам

Творец должен быть недоволен собой
 

Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...

Владимир Васильев встретил свое 85-летие

Тамара Карсавина
 

Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.  

Таточка стала действительно одной из нас

Про шоу
 

Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.

Состовляющие шоу

Приморье переживает массовое увлечение балетом
 

- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.

Почему в Приморье?

Что такое классический русский балет?
 

Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позд­ней­шие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы раз­гля­деть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть

8 вещей, которые важно знать

Танцы Африки: ритм и истоки
 

При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео