- Как человеку непосвященному объяснить, что такое модерн? - Модерн - сложное понятие. Это, скорее, contemporary. Большинство западных хореографов обозначают термином "модерн" те танцевальные направления и техники, основоположниками которых являются, в частности, Дункан, Грэм (Грэхэм) в Америке, Дельсарт, Далькроз во Франции, Лабан, Вигман в Германии. Модерн - в переводе означает "современный". Но если не вдаваться в профессиональные изыски, человеку, который желает знать, что такое модерн, я могу сказать следующее: "Постарайся выразить какое-нибудь ощущение, например, ощущение неприязни или радости посредством движения. Это и будет самый настоящий модерн в том вид, как ты его представляешь". Простите за парадокс, но именно в модерне, как ни в одном другом виде нет ничего объективнее субъективного. - Какие хореографические качества необходимы для модерн-танца? - Главное - это глубина души. Технические навыки не помешают, но возьмем, к примеру, Айседору Дункан. Никаких качеств танцевальных у нее не было. Кроме музыкальных и энергетических. И тем не менее ее знает весь мир. Махмуд Эсамбаев тоже не имел технических возможностей, которые должны быть у танцовщика. Конечно, умение вращаться, умение прыгать, умение держаться на ногах, растяжка не помешают, но это не основа. Нужно верить в то движение, которое выполняешь, а это уже не только возможности тела, но и соединение "знания головы" и "знания сердца". - Почему Вы большую часть времени и внимания уделяете модерну? - Я считаю, что только модерн выражает наиболее глубоко общечеловеческие, общефилософские проблемы. Только модерн дает возможность безграничного поиска во всех факторах "движенческой материи". Ни один другой вид танца, при всем моем уважении к каждому из них, этих возможностей не дает. - Чем Ваши мастер-классы принципиально отличаются от любых других? - Я никогда не следую никаким канонам именно в форме и не требую этого. Ведь у каждого человека может быть такая глубина, которую он боится раскрыть, потому что ему всю жизнь вдалбливали, что так нельзя. Он может такое показать, что я сам буду у него учиться, и происходит это довольно часто. - Что Вам достаточно заметить в человеке при первом взгляде, чтобы понять, что он никогда не станет настоящим танцором? - Страх и неуверенность в себе. Хотя я знаю, что всегда есть способ раскрепостить его. - Чего в физическом плане не должен делать танцор, чтобы вырасти? - Он не должен перенапрягать себя больше того уровня, за которым идет момент ухудшения техники. Очень важно не перейти эту грань. - Кто ему может помочь эту грань ощутить, если он в первый раз вышел на танцевальный пол. - Он обязательно должен сам себя изучать. Так во всем, но танцору это особенно важно, он должен изучать все свои возможности, свое строение, и прислушиваться к тем, кого он считает авторитетом. Из соотношения этой информации - внутренней и мнения авторитета - он и должен слагать картину для себя самого, не оглядываясь на штампы, которые у нас любят навязывать. Не стоит еще в исполнении использовать неэтические формы. Есть такое понятие в формообразующем факторе - неэтические формы и движения человеческого тела. Как раз их должно быть поменьше. - Есть ли подобные нормы в этическом и моральном плане? - Ни в коем случае не надо лезть с советами, если тебя об этом не просят и не обсуждать ничьи недостатки. Лучше доброжелательно относиться ко всем, какими бы некрасивым и неправильным они ни казались. Ни в коем случае при постановке не надо думать, что об этом будут говорить люди. Еще один очень важный момент - относиться к танцу в первую очередь нужно как к искусству. Не как к способу времяпрепровождения, самоутверждения или, как иногда бывает, месту решения своих сексуальных пристрастий. Именно, как к искусству. Замечено - если человек умеет сделать искусством любой род деятельности , не только танцы, он может многого достичь. Существует притча. Один человек толкал изо всех сил вагон: напрягался, потел, ругался. В результате он потратил огромное количество сил, устал, выдохся, а вагон сдвинул лишь на метр. Другой же человек аккуратненько, не напрягаясь, одним рычажком или кнопочкой передвигает вагоны на десятки километров. Одного зовут грузчиком, другого - машинистом. Каждый должен определить, кто он в танце - грузчик или машинист. - Многие в качестве стимулирующего мотора считают тщеславие и честолюбие. - И то, и другое направляет энергию артиста на себя. А артист еще должен отдавать ее зрителям. Как только он начинает понимать, что не желает получить бешенный успех, у него сразу же высвобождается количество энергии, прямо пропорциональное этому желанию и направленное в нужное русло. - Что Вы можете посоветовать тем, кто только начинает танцевать? - В первую очередь всегда помнить, что нет пределов и нет авторитетов. Все знание, которое вам необходимо, заключено в вас самих. Записала Элина ТЕРЕХИНА |