Награждение победителей Международного балетного приза "Бенуа де ла Данс" на исторической сцене Большого театра, как и ожидалось, прошло при полном аншлаге. В этом году награду, которую часто называют "балетным Оскаром" вручали в 25-й раз, поэтому праздничный вечер начался с дефиле лауреатов и членов жюри прошлых лет, приехавших в столицу по случаю памятной даты. Зрителям представилась редкая возможность увидеть на одной сцене лучших танцовщиков и хореографов.
Традиционно приз Бенуа получают хореографы и танцовщики за наиболее значимые работы на мировой балетной сцене по итогам прошедшего сезона. Так было решено в далеком 1991 году. Сейчас подобный проект назвали бы стартапом, тогда говорили просто о конкурсе. Лауреатами балетного Бенуа за прошедшие четверть века становились многие примы Большого театра – Надежда Грачева, Галина Степаненко, Светлана Захарова и Ольга Смирнова.
"Конкурс начинался спонтанно, - вспоминает выдающийся балетмейстер Юрий Григорович, в этом году отметивший 90-летие. Согласно положению о премии, он является бессменным председателем жюри. - Мы решили награждать лучшие работы по итогам сезона. Для профессионалов это ценно, потому что помогает отметить новые тенденции в развитии танцевального искусства".
Эскиз изящной статуэтки придумал скульптор Игорь Устинов, представитель знаменитого семейства Бенуа-Устиновых. "Мы совсем не понимали, каким будет этот конкурс, но теперь я невероятно горд, что стал частью такого фантастического проекта, - подчеркнул Игорь Устинов, который живет в Швейцарии, но старается ежегодно приезжать на церемонию вручения. - Тогда в 1991 году, безусловно, Россия была другой, но нас поддерживало желание создать новое интернациональное сообщество людей, которых объединяла бы любовь к танцу и красоте".
В этом году "балетного Оскара" традиционно вручили "Лучшему танцовщику", "Лучшей балерине" и "Лучшему хореографу". Была также специальная награда "За жизнь в искусстве". Выдающихся танцоров, блиставших в сезоне 2017 года, по мнению жюри, оказалось два - Уго Маршан (Балет Парижской национальной оперы) и Денис Родькин (Большой театр России). У балерин также "дуэт" - статуэтки получили Мария Риччетто (Национальный балет Уругвая) и Людмила Пальеро (Балет Парижской национальной оперы). Лучшим хореографом признана Кристал Пайт (Балет Парижской оперы), а приз "За жизнь в искусстве" получила бразильская балерина и хореограф Марсия Хайде.
Марсия начала танцевать в три года, а сейчас ей 80. Она танцевала у Мориса Бежара в его "Балете ХХ века" и больше 20 лет возглавляла Штутгартский балет. Марсия была первой исполнительницей партий Бланш ("Трамвай желание"") и Маргариты ("Дама с камелиями"), поставленных знаменитым хореографом Джоном Ноймайером, который был первым лауреатом "Бенуа де ла Данс" в 1992 году. "Когда я начинала танцевать, мои педагоги были русскими, они любили меня, а мои английские педагоги меня недолюбливали, потому что я слишком много говорила, - вспоминает Марсия. - Оглядываясь назад, я вижу очень-очень долгий путь. Но сейчас каждое утро начинаю с того, что просыпаюсь и говорю себе: "Все лучшее впереди!" - сказала замечательная балерина, получая почетный приз.
Программа вечера юбилейного гала-концерта была составлена таким образом, что интересно было как балетоманам, так и людям далеким от мира хореографии. Например, было два дуэта из балета "Ромео и Джульетта". В первом станцевала дипломант "Бенуа де ла Данс-2017" Мария Риччетто, а во втором блистал также дипломант конкурса Уго Маршан. Однако звездой первого отделения, безусловно, стал темнокожий Бруклин Мак, премьер Вашингтонского балета. Он был номинантом конкурса и имел весьма серьезные шансы на победу. Думаю, мало кто из зрителей удивился бы, если бы победителей было трое, тем более что тридцатилетний танцор, выпускник этого достоин.
Во втором - "зажег" Корейский национальный балет, финальная постановка которого, безусловно, стала открытием для многих. Ее поставила номинантка конкурса, выпускница Балетной школы при Корейском университете - хореограф Хью-Хьюн Кан. Пока диктор перед началом номера перечислял труднопроизносимые фамилии семи исполнительниц, даже раздались смешки, но в финале зал взорвался аплодисментами. Если так пойдет и дальше, в скором времени можно будет говорить о том, что уже корейский балет впереди планеты всей.
Напомним, одна из миссий конкурс – поддержка артистов балета, вышедших на пенсию. Вот и в этом году сбор от гала-концертов фестиваля традиционно поступит на помощь ветеранам балета и различных танцевальных коллективов Москвы.
Просмотров 2738